Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории

Разделы: История и обществознание


“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.

Я.А. Коменский (“золотое правило дидактики”)

Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления объемной наглядности. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении предмета,
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

По мере изучения истории дети могут выбрать любую, наиболее заинтересовавшую их тему и изготовить модель. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д.

Этапы работы

1 этап (организационный)

  • Сформулировать тему и конечную цель проекта.
  • Выбрать источники, с которыми следует познакомиться учащимся перед началом работы над моделью.
  • Обозначить материалы, которые могут использовать учащиеся при изготовлении модели.
  • Составить и обсудить с преподавателем примерный план работы.

2 этап (подготовительный)

  • Сбор информации.
  • Формирование собственного мнения и взгляда по теме.
  • Образное представление будущей модели.
  • Подбор материалов, из которых будет создана модель

3 этап (основной)

  • Техническое выполнение проекта.

4 этап (заключительный)

  • Презентация модели.
  • Обсуждение модели.
  • Оценивание.

Требования к модели.

  • Историческая достоверность.
  • Аккуратность.
  • Оригинальность.
  • Работа может быть выполнена индивидуально или коллективно (в зависимости от проекта).
  • Учащимся рекомендуется привлекать к работе над проектом родителей.

В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету. Очень часто в работу с удовольствием включаются родители (что приветствуется) и немало времени проводят вместе со своими детьми. Таким образом, решается еще одна важная задача.

Вот примеры проектов.

Средневековый замок.

Материал: пенопласт, пластилин, проволока, фольга, гуашь.

Деревенская изба.

Материал: дерево, картон, бумага, ДВП.

Башня.

Материал: сахар кусковой, клей ПВА, ДВП, картон.

Башмак.

Материал: пластилин.

Подсвечник.

Материал: дерево, ткань

Тематическая выставка экспонатов в кабинете истории.