Урок математики. Тема: "Правила вычисления алгебраической суммы двух чисел". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • вывод правила вычисления значения алгебраической суммы двух чисел;
  • формирование умений применения данного правила при вычислении значений алгебраической суммы;
  • добиться сознательного усвоения материала;
  • активизировать мышление через интересные и нестандартные формы работы;

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, память, логическую и математическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, взаимоуважение;
  • формировать положительное отношение к добру.

Тип: урок объяснение нового материала.

Применяемые методы обучения:

  • поисковые;
  • исследовательские;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные.

Дидактические приёмы: использование поискового метода.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ученики 6 класса. Вы готовы к уроку? (1 слайд)

Простите за вопрос, я никого не хочу обидеть, но все, же интересно умеете ли вы складывать числа? Да? Все умеете? Проверим? (2 слайд)

На доске:

  • 3714+226=?
  • 23,5+0,3=?
  • 357+(-3299)=?

Нет ответа на последний пример. Вы не можете сложить? Для вас это проблема?

Давайте зафиксируем эту проблему (рисую на доске рядом с примером ?

А в чём же заключается трудность? Чего вы не можете?

Ответы детей: числа "большие" и разные по знаку.

Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

Записываем тему: Сложение чисел с разными знаками.

II. Постановка цели и актуализация знаний

Чтобы разрешить нашу проблему я предлагаю обратиться к мудрости народных сказок, но не читать их, а самим придумать сказку на уроке.

Как бы вы назвали нашу сказку? В названиях сказок всегда заключается главная мысль. предлагаю сама "Про плюс и минус" или "Сказка о том как числа складывали" (3 слайд)

В любой сказке есть герои. Каких сказочных персонажей вы помните? Баба-Яга, Иван - Царевич, Золушка, Кощей и т. п.

На какие группы условно можно разделить всех сказочных героев? На добрых и злых. (4 слайд)

На математическом языке: на положительных и отрицательных.

Дадим имена и нашим героям. Пусть это будут 14 и (-5). Кто из них добрый, а кто злой?

В любой сказке положительный и отрицательный герои как ведут себя по отношению друг к другу?

Они сражаются.

(5 слайд) Итак, начнём. Жили - были два числа 14 и (-5). Дети продолжают. Если нет, помогаю :и решили они :скрестить шпаги. Начали сражаться. А что же дальше? Надо выяснить: кто сильнее? Как вы думаете кто из наших героев сильнее? А почему?

(6 слайд) Кто победит? Но что при этом произойдёт с победителем? Что произойдёт с проигравшим? Каким будет результат сражения?

Вывод: В результате сражения победил положительный герой. Но в ходе сражения его сила уменьшилась, так как отрицательный герой сумел ослабить противника на количество своих сил.

Вот и сказке конец, а кто слушал Молодец! Или может быть не конец нашей сказке? Если внимательно посмотреть - можно заметить, что похожие сказки "живут" в каждом примере на сложение чисел с разными знаками. При этом, как и в любой сказке не обошлось без чудес.

В чём же состоит математическое чудо? Вы только посмотрите, мы заявили тему сложение чисел, а сами вычитаем. Выходит, для сложения чисел с разными знаками надо вычитать, но по какому правилу? Попробуйте сформулировать. (7 слайд)

1. Сравниваем модули чисел.

2. Из большего модуля вычитаем меньший

3. В результат ставят знак числа большего модуля.

III. Первичное закрепление

Разгадайте, какое правило иллюстрирует следующая схема:

(+ ) + (- ) = (- )

К положительному однозначному числу прибавили отрицательное трёхзначное число и получили отрицательное двузначное число. Ответ отрицательный, потому что модуль отрицательного числа больше.

Дорисуй схему и сформулируй правило:

(- ) + (+ ) =

Придумай свою иллюстрацию правила.

Если числа разных знаков,
Победит "сильнейший знак",
Разность модулей найди
И всё время делай так!    (8 слайд)

А теперь ребята я предлагаю вам решить самостоятельную работу по нашей теме: (9 слайд)

  • 3+0,9=
  • 1,7+7,3=
  • 10,2+8=
  • 4+0,8=
  • 5+4,3=
  • 9+17=
  • 0,04+0,2=
  • 2,7+0=

Вам всё нравится, всё устраивает в этих заданиях? Нет? А почему? Тема урока сложение чисел с разными знаками, а в самостоятельной работе все числа положительные.

Тогда или я расставляю знаки, или вы сами поставьте знаки так, чтобы одно слагаемое стало положительным, а другое отрицательным. (9 слайд)

Предлагаю свой вариант расстановки знаков. Часть класса решает задания, предложенные учителем. Желающие составляют и решают свой вариант (творческий) самостоятельной работы.

Проверка по 9 слайду презентации.

IV. Физминутка (10 слайд)

Вы наверное устали? Давайте отдохнём!

Но не просто так, а с заданием.

На экране появятся примеры, считать не надо. Определите знак суммы, и если ответ отрицательный присядьте, если положительный встаньте, поднимите руки вверх, если ноль - подпрыгните.

(-8) + (+3) (+53)+(-35)= (-0,009)+(+0,009)=
(+15) +(-8) (-67)+(+67)= (-9)+(+17)=
(-24) + (+19) (-245)+(+300)= (-12)+(-7)=

Как догадались, какой знак в последнем примере?

Какая сказка поселилась в этом примере?

Отрицательные силы при сложении становятся больше, то есть при сложении отрицательных чисел модули складывают, и ответ отрицательный. (11 слайд)

При сложении двух чисел
Ты на знаки посмотри
Если одинаковы!
Модули ты их сложи!
Перед суммой непременно
Ты поставь их "общий" знак:
-2+(-3), станет с минусом пятак!  (12 слайд)

V. Тренировочные задания

В любой сказке Героям приходится преодолевать трудности. Давайте тоже станем хоть на немного героями сказки. Отправимся в тридевятое царство тридесятое государство, в Лукоморье. Ребята в сказочной стране Лукоморье, как известно, есть дуб. И вот первое испытание над Сказкой собрались тучи, это тучи времени, разгоним их и узнаем, что они скрывают. (13 слайд)

Что заметили, решая примеры?

Тучи времени расступились и перед Вами новое испытание- задача индийского математика V__ в. Брахмагупты (13 слайд)

VI. Подведение итогов (14 слайд)

Алгоритм сложения положительных чисел:

1) В результате поставить знак "+"

2) Найти сумму модулей слагаемых.

Алгоритм сложения отрицательных чисел:

1) В результате поставить знак "-"

2) Найти сумму модулей слагаемых.

Алгоритм сложения чисел с разными знаками:

1) В результате поставить знак числа с большим модулем.

2) Из большего модуля вычесть меньший модуль.

VII. Задание на дом (15 слайд)

Ребята разгадка сказки в том, что мы сами вывели правила сложения чисел. Я желаю Вам быть только положительными героями. А дома придумайте сказку и десять примеров по теме.

Урок окончен!