"И оживают… куклы"

Разделы: Технология


Цель: открыть прекрасную страницу в огромной книге искусства, посвященную театру и всеми любимому Петрушке.

Задачи:

  • Обучающие:
    • познакомить с куклой Петрушка, как субъектом культуры и истории;
    • обучить последовательности изготовления подвижной куклы;
    • формировать навыки работы с пластичными массами;
    • углубить и расширить знания и умения при работе  с цветом.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию познавательного интереса к искусству театра;
    • развивать способности через активную учебно-познавательную деятельность;
    • развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию бережного отношения к культурным ценностям нашей страны;
    • воспитывать любовь к искусству и красоте;
    • воспитывать нравственные качества обучающихся.

Тип занятия: комбинированное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательско-поисковый, игровой.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Технологический инструментарий:

  • для педагога: образец изделия; технологическая карта на изготовление подвижной куклы; Петрушка, разные куклы;
  • для обучающихся: тесто, емкости для  воды, клей ПВА, кисти для клея и гуаши, гуашь, стеки, деревянные палочки, гвоздики, нитки, ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть: приветствие; проверка рабочего места; повторение правил ТБ при работе с тестом и рабочими инструментами.

2. Теоретическая часть: беседа «Путешествие в прошлое куклы»

Педагог. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое куклы. Вспомнить, в гостях, у каких кукол мы уже побывали, и встретиться с новыми друзьями.

Педагог напевает старую песню.

Как у дедушки Петра
Нет ни печки, ни шестка,
Одна липовая доска.
Ой, да, лебеда,
Одна липова доска.

Педагог. Ребята, о чём эта песня? (Дети рассказывают о кукле-полено).
Какую куклу придумали потом? (Соломенную;  обучающиеся рассказывают об  изготовлении куклы). Прошло много лет, и человек придумал  другую куклу. (Тряпичную; обучающиеся рассказывают о кукле).

Педагог. Ребята, а ведь не всегда куклами играют. Бывает, что сами куклы превращаются в  настоящих артистов. Кто из вас был в кукольном театре? А в старину кукольники ходили по базарам, по дворам, нагруженные ширмой, куклами, балалайкой и обязательно шарманкой. А главным героем был…кто вы думаете?

Внести Петрушку.  На звуковом диске звучит загадка от имени Петрушки:

Я весельчак и балагур,
Всем детям друг, подружка.
Бываю я по-русски мудр,
Зовут меня… (Петрушка)

– Ну, конечно, неунывающий хитрец и драчун Петрушка!
Когда-то Петрушка был очень знаменит. Ни одна ярмарка без него не обходилась. Толпы детей ходили за ним, по всему городу, ждали его представления. Настоящее имя Петрушки – Петр Иванович Уксусов, и он считался самым древним актером на Руси. Там где Петрушка, всегда весело, он никому не дает скучать. Давайте попросим самого Петра Ивановича показать свое искусство. Просим … Просим!

На звуковом диске звучит в исполнении Петрушки «Небылицы в лицах».

3. Предметно-практическая часть.

Педагог. Спасибо, Петрушка, за представление. А это кто?

Из-за ширмы появляется подвижный человечек

Педагог. Давайте, ребята, сделаем ему друзей и вместе поиграем в театр. Из чего сделана эта забавная игрушка?

Демонстрация образца изделия, анализ конструкции: игрушка сделана из теста. Сначала вылепим из теста туловище. Плечи у туловища сделаем  пошире, чтобы потом можно было привязать к ним руки. Вылепим голову, приклеим к туловищу. Из небольших кусочков теста сделаем детали лица – нос, глаза, уши. Вылепим отдельно руки, ноги. Игрушку можно оформить деталями: налепами. На голову фигурке можно надеть колпак. Когда все  детали вылеплены, в  плечах, в нижней части туловища, а также в верхних частях рук и ног гвоздиком сделаем дырочки. Аккуратно в нижней части в середине туловища сделаем палочкой отверстие, в которое потом вклеим деревянную палочку. Все детали куклы просушим.

«Школа лепки»: прежде чем мы начнем лепить, мы должны на минутку заглянуть в «Школу лепки» и провести лепилкину разминку и повторить «лепилкину азбуку».     

Лепилкина азбука:

– Как получить шар, колбаску, жгутик, морковку, полоску, лепешку?
– Какие способы объемной лепки вы знаете? (Конструктивный, пластический, комбинированный)

Лепилкина разминка: игра «Веселые человечки».

– Вы любите играть в «жмурки»: закроете  глаза и в темноте ищите друг друга, а потом на ощупь угадываете, кого поймали. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали на другую планету. Ночь. Не видно никого. А может, это не простая планета, а например, планета веселых и смешных человечков. Берём тесто и на  ощупь лепим человечка.

Детям предложить рассмотреть технологическую карту на изготовление подвижной куклы <Приложение 1>

Чтение технологической карты:

  • вылепить туловище;
  • скатать голову – шар;
  • колпак сделать из конуса, разрезать его посередине, пролепить «рожки», к ним приклеить бубенчики-шарики;
  • вылепить детали лица: уши - из маленьких колбасок; согнуть колбаски и расплющить.; нос  шарик, глаза овальной формы; приклеить детали лица, колпачок к голове;
  • приклеить  голову к туловищу;
  • руки вылепить из колбасок, приклеить ладошки – сплющенные в блин шарики; пуговицы сделать тоже из сплющенных шариков, проколоть в них дырочки;
  • раскатать жгутик, расплющить в полоску, собрать полоску в складки – воротник;
  • ноги вылепить из колбасок;
  • башмаки вылепить из овала, украсить их бубенчиками, приклеить к ногам;
  • когда все детали вылеплены, в плечах, в нижней части туловища, а также в верхних частях рук и ног гвоздиком сделать дырочки;
  • поставить заготовки на просушку;
  • когда туловище и детали просохнут, их можно промазать для грунтовки клеем ПВА, чтобы краска лучше ложилась; после этого нужно привязать руки и ноги к туловищу нитками.

Педагог. Ну, а теперь за дело! Театр ждет своих актеров!

Самостоятельная работа детей:

  • лепка подвижной куклы, лепка мелких деталей, создание фактуры поверхности;
  • слепленное туловище и детали нужно просушить;

Заготовка из теста готова для декора. Прежде чем приступить к раскрашиванию, обучающиеся определяются с цветовой гаммой будущего изделия и решают:

  • какие основные цвета будут участвовать в работе;
  • какова их насыщенность и светлота;
  • какой цвет будет главным;
  • какой цвет, в небольшом количестве станет акцентом в общей гамме.

4. Заключительная часть: подведение итогов (мини-выставка), самоанализ проделанной работы, комментарии обучающихся, анализ работ педагогом.

Рефлексия: упражнение «Плюс-минус-интересно». Предложить заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на занятии. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на занятии. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, и что бы еще хотелось узнать; вопросы к педагогу.