Компетентность учителя в информационной среде в рамках внедрения ФГОС в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Мир стремительно меняется, цифровые технологии сопровождают нас на каждом шагу, и процесс образования должен изменяться, используя современные ресурсы. Школа не должна отставать от прогресса.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала, роль ученика в получении знаний, ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет, изменяется и роль родителя в образовательном процессе, он является его соучастником.

Сегодня мне хотелось бы затронуть тему компетентности учителя в информационной среде и поделиться опытом работы в данном направлении нашей школы.

ИКТ возможно использовать как в учебной так и во внеурочной деятельности.

Любой этап урока можно сделать ярким, динамичным, развивающим, любознательным, используя технические средства обучения. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать различные формы учебно-познавательной деятельности на уроках и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Например, на уроках обучения грамоте, при знакомстве с новым звуком и буквой его обозначающим, учащимся предлагается, используя интерактивную доску, объемный звук, задание, в котором необходимо выделить в трех картинках то, чем они похожи, учащиеся выясняют что слова состоят из трех звуков, и в каждом из слов есть звук ы.

На уроке письма с помощью презентации учащимся в доступном для них темпе можно показать элементы написания той или иной буквы. Учитель, не участвуя в процессе написания, используя компьютерные технологии может отследить качество восприятия материала и при необходимости внести корректировку скорости написания буквы и индивидуально помощь учащимся испытывающим трудности.

Применение мультимедийных технологий позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, что важно для учащихся начальной школы

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

Наличие мультимедийного оборудования, умение пользоваться программным обеспечением учителю позволяет самостоятельно создавать тренажеры, тесты, головоломки, ребусы, что дает возможность ребенку закреплять изученный материал, проверить свои знания, получить удовольствие от процесса обучения. Включение в задания материала на поиск информации позволяет привить у ученика умение учиться.

Выполняя задания парами и группами на интерактивной доске, учащиеся развивают коммуникативные навыки. На уроке математики учащиеся с огромным удовольствием занимаются на математическом тренажере, давая задания и контролируя их правильное выполнение.

В своей практике, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности мы используем не только мультимедийную технику, но и другое цифровое оборудование: цифровые микроскопы, диктофоны, фото и видеотехнику.

Работая с цифровым микроскопом, учащиеся знакомятся с микромиром и узнают свойства предметов. Например, на уроке технологии перед работой с шерстью, мы рассматривали волокна и увидели зазубренки, с помощью которых волокна держатся друг за друга и, используя это свойство материала, его можно валять.

Учащиеся сделали фотографии и использовали данный материал для доклада.

Очень часто используется видеокамера и цифровой диктофон для записи рассказов, взятия интервью. Данный вид работы позволяет учащимся раскрепоститься, не стесняться камеры, научиться высказывать свое мнение, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Наличие фотоаппарата позволяет превратить уроки технологии в студию мультипликации. В группах учащиеся продумывают сюжет, декорации, героев, самостоятельно фотографируют, монтируют и озвучивают свои работы.

Используя фотоаппарат, учащимися были сфотографированы различные азбуки – пластилиновая, изготовленная из конструктора ЛЕГО, предметная.

В прошлом учебном году, перед учителями первых классов встало несколько проблем:

  • В класс пришли дети с разной подготовкой, и чтобы у первоклассников не пропала мотивация к обучению, необходимо было вводить задания разного уровня сложности.
  • В первые месяцы обучения многие из учеников пропускали занятия в школе по болезни и им очень сложно было наверстать пропущенный материал.
  • Родители стремились быть активными участниками образовательного процесса, но в силу того, что окончили школу много лет назад, и не имея специального образования, боялись навредить детям.
  • Нам хотелось использовать как можно более эффективнее возможности ИКТ технологий в обучении.
  • Необходимо было найти дистанционную форму сотрудничества с другими учителями, чтобы можно было общаться и делить опытом

Мы использовали возможности интернета, на сайте http://learning.9151394.ru разместили свои образовательные курсы для учащихся 1 классов.

Курс Обучение грамоте (чтение) и литературное чтение.

Курс Обучение грамоте (письмо) и русский язык.

Курс Математика.

Курс Окружающий мир.

Коротко расскажу об одном из них.

Это курс Математика. 1 класс.

Курс организован таким образом, чтобы и первоклассникам, только изучающим принципы работы с компьютером, и родителям было легко ориентироваться в материале.

В каждом блоке размещен не только урок с номером и его тема, но и разноуровневые задания, игры, тесты, образовательные ресурсы, подобранные таким образом, чтобы закрепить изученный материал, проверить свои знания и свои возможности в решении, например, логических заданий.

Очень помогают при подготовке пространства ресурсы Единой коллекции ЦОР.

Как показывает наш опыт, учащиеся, которые и дома самостоятельно или с помощью родителей выполняют задания элементов курса, более мотивированны на предмет. Часто болеющие дети быстрее входят в учебный процесс после болезни и у родителей есть возможность контролировать успехи или пробелы в знаниях у своего ребенка, а так же повторить материал, который ребенок плохо усвоил. Так же курс позволяет учителю организовать таким образом учебный процесс, чтобы учащиеся с разным уровнем подготовки чувствовали себя успешными и видели свой результат в динамике.

Каждый из курсов открыт в свободном доступе, и записаться на него может любой желающий. На курс записаны все учащиеся класса, имеющие дома доступ к сети Интернет.

Все большее количество детей и учителей проявляют интерес к исследовательским проектам. При выполнении проекта и его показом неоценимый вклад оказывают не только компьютерные технологии, но и предметные лаборатории, так называемые красные чемоданы и синие коробки. С помощью фотоаппарата и видеокамеры есть возможность зафиксировать промежуточные результаты, используя компьютерные программы оформить результат.

Один из проектов, это проект по английскому языку

Проект «Детская перепись»

Цель: познакомить учащихся с переписью, как социальной деятельностью, необходимой для дальнейшего развития государства. (В данное время в России проводилась Всероссийская перепись населения 2010)

Задачи:

  • расширить рамки программного материала
  • развивать коммуникативные навыки на иностранном языке

Результатом работы стал фильм, отснятый учеником 1 класса (фильм снимался учеником, отснятый материал редактировал учитель)

Проект «Температура. Термометр»

  • проектная работа с использованием лабораторного оборудования;
  • измерение температуры воздуха и запись результатов с помощью минимально-максимального термометра, составление графика температур, прогнозирование погоды;
  • доклад учащегося о термометрах с презентацией;

Проектная деятельность в начальной школе позволяет сформировать у учащихся следующие способности:

  • видеть проблему, анализировать сделанное – что получилось, не получилось и почему, видеть трудности, ошибки;
  • ставить перед собой цели;
  • составлять план действий;
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задач;
  • действовать в коллективе, взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других, взаимно контролировать ход решения задач.

Для создания оптимальной информационной среды урока учителю начальных классов необходимо не только владеть информационными технологиями и программным обеспечением, но также продумать цель, задачи и целесообразность использования ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала.

Именно эти навыки и умения позволяют учителя назвать компетентным при работе с информационной средой.