Роль подвижных игр в адаптации младших школьников

Разделы: Начальная школа


Актуализация темы.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.

На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющейся патологии были выявлены ведущие формы: костно-мышечной системы, заболевания органов зрения, дыхания, пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, и ряд других факторов.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет у одних-от 1 до 2 месяцев, у других-до года. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, даже могут вести себя развязно: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Многое резко меняется для маленьких детей, впервые пришедших в школу. Иным становиться двигательный режим, возрастает умственная, а также статическая нагрузка. При статической нагрузке у детей снижается психическая деятельность, происходит накапливание процессов торможения и переутомления и, как следствие, снижение иммунитета, рост числа простудных заболеваний, рост числа заболеваний органов дыхания, психические расстройства, изменения щитовидной железы. Очень важно своевременно принять меры по профилактике последствий неблагоприятных воздействий на ребенка в изменившихся условиях жизни, помочь ему перейти на оптимальный для него в сложившихся конкретных условиях двигательный режим, предупредить нарушения осанки. Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза. У школьников с нарушениями осанки ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и что особенно важно, позвоночника. А это - мозговые микротравмы, снижение умственной деятельности. У таких детей очень высокая степень риска получить тяжелые травмы при выполнении прыжков в длину, высоту, упражнений на снарядах и т.д Поэтому необходимо комплексная работа всех структур школы по оказанию помощи младшим школьникам при адаптации к учебному процессу.

Цели и задачи:

Цель: Создание условий для адаптации младших школьников посредством подвижных игр. Задачи:

  • Воспитание у занимающихся высокие морально-волевые качества;
  • Укрепление их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;
  • Содействование формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.

Психологические и возрастные особенности младших школьников

Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности.

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала занятия. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость. Поэтому необходимо в школах создать такие условия, в которых бы ребенок, пришедший из детского сада, смог быстрее адаптироваться к окружающей его среде.Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, спорт, рисование, и т.д.).

В этом ему могут помочь занятия в спортивных секциях. Опыт моей работы показывает, что в этот период на тренировках надо больше использовать игровой метод, т.к. в детском саду игра является ведущей деятельностью. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт.

При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, уделяется внимание методу обеспечения наглядности. Работая с младшими школьниками, используется метод целостного выполнения упражнения, при этом действия в начале упрощают за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедленного выполнения, использование вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, поддержать интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.

Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без трудностей, преодолевать которые приходится самому малышу, педагогу, а также его родителям. С поступлением ребенка в школу меняется отношение окружающих к его игре. Как следствие, изменяется место игры в жизни самого ребенка. Пока он был дошкольником, игра воспринималась всеми как его естественное и нужное дело, добровольное, ограниченное только правилами, которые он сам и

придумал, или с охотой принял от других детей. Взрослые поощряли его игровую деятельность и этим самым способствовали физическому развитию и самоутверждению ребенка. В играх со сверстниками ребенок приобретал свое место в детском обществе.

Но вот наступил момент, когда он пошел в школу. И неожиданно, игра перестала быть его естественным занятием. Теперь от него ждут достижений не в играх, как было до этого, а в учебной деятельности. Теперь успехи, которые ребенок достигал в игре, за которые его хвалили взрослые, перестали быть средством самоутверждения и утратили свое первоначальное значение. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чистого листа. И здесь конечно же возникают трудности.

Эти трудности роста ребенка, можно сделать менее болезненными, если не утверждать, что игра есть занятие маленьких (дошкольников), а ввести во внеурочную работу специальные игровые моменты, сходные по своему строению с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям.

Что такое игра?

Игра-это сложное социально-психологическое явление.

Игра- то средство, которое позволяет развивать двигательные качества ребенка

Игра - это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода - гиподинамии.

С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизм координации и управления движениями, развивает психические качества и многое другое.

Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры - это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно - двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными.

Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

Значение игр возрастает благодаря возможности широкого их пользования в природных условиях. Игры на лыжах - это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них - активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихся условиях. Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал "Беги!", "Стой!" и др. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле и др

Деятельность играющих подчинена правилам, регламентирующих их поведение и отношения. Правила определяют выбор тактики и облегчают руководство игрой.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре ( игры с малой, средней, большой подвижностью ), по содержанию ( подвижные игры с правилами и спортивные игры ). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Детей увлекают игровые образы сюжетных подвижных игр, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод: Дети изображают кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д. Несюжетные подвижные игры (игры типа: перебежек, ловушек, игры с элементами соревнования ("Кто скорее добежит к своему флажку?" и т. п.); игры - эстафеты ("Кто скорее передаст мяч?"); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т. п.), игры - забавы ("Ладушки", "Коза рогатая" и др.)) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.

Понятие "Подвижная игра" содержит два основных структурных компонента:

а) мотивационный компонент (выработка внутренней мотивации

б) операционный компонент (научить учащихся организовывать свою совместную подвижную деятельность в соответствии двигательной задачей для получения детьми информации в ходе совместной деятельности. Этот процесс совершается на основе сравнения результатов игры с её целью.

Мотивационный компонент включает:

  • разъяснение детям цели подвижной игры;
  • основные элементы подвижной игры;

Важно помнить, что у шестилетних школьников начинают активно формироваться общественное поведение, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за своё место и общий порядок в коллективе;

  • принципы деятельности в подвижной игре: сознательность и активность планирования; постепенность "от знакомых игр к незнакомым"; соответствие возрастным, психологическим и физическим особенностям; доступность и индивидуалность; систематичность.
  • сюжет подвижной игры включающий в себя целевую установку действий играющих и развитие игрового конфликта.

Операционный компонент состоит из следующих частей:

  • педагогические требования к организации подвижной игры
  • методический инструментарий к использованию в подвижной - педагогический инструментарий к использованию в подвижной игре (ситуация успеха; эффект ожидания; условия для демонстрации "Я"; поощрение и порицание; оценка действий и поступков учащихся и другие);
  • преимущественное проявление физических качеств в подвижной игре ;
  • двигательные действия в содержании подвижной игры

Главное содержание игр - движения, способствующие совершенствованию и обогащения двигательного опыта;

  • интенсивность подвижной игры низкая (до 130уд/мин.); средняя (130-150 уд/мин.); большая (150-170 уд/ мин.); высокая (170 уд/мин. и более).

Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Ведущая роль в этом принадлежит педагогу Важное условие успешной игровой деятельности - ясность понимания содержания и правил игры. И здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность, объяснения. Объяснение полезно проводить на исходном месте, расстанавливая играющих и распределяя роли.

Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их и по сюжету, и по содержанию двигательной деятельности.

Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

  • название игры;
  • роли играющих и их расположение на площадке;
  • содержание игры;
  • цель игры;
  • правила игры

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ ОФП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

В соответствии с основными положениями теории на первом этапе обучения дети во время занятий знакомятся с игрой, как особым видом деятельности, что позволяет им глубже понять суть игры, её особенности, значение игры в процессе тренировки для развития двигательных качеств.

Игры эффективны в любой части занятия и должны составлять не менее 40% -50% общего времени занятия . Поскольку труднее даётся усвоение материала детям с низкой работоспособностью, что характеризуется их недостаточной активностью, они быстро утомляются, большое внимание должно уделяться именно этой категории школьников. Ознакомление с новыми играми осуществляется во внеурочное время: на занятиях группы ОФП

Во время тренировок с использованием подвижных игр у занимающихся важно стремиться к решению следующих задач: повысить уровень двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; повысить функциональные возможности организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам, сопровождающим начало школьного обучения; обеспечить условия для проявления активности и творчества каждого обучающегося. Успешное решение поставленных задач требует изменения общепринятого характера проведения тренировок у младших школьников.

В первой (подготовительной, вводной) части спортивного часа проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в продолжительном беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения из раздела программы "Знания". Для этого предлагаются имитационные игры <Приложение2>, а также игры: "Правильно - неправильно", "Физкультпривет", "Скажи товарищу" и др. например: <Приложение3>

Во второй основной части проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач используемы подвижные игры (игры с бегом; игры с прыжками; игры с лазанием и другие). При использовании игр в основной части занятия важно, прежде всего, стремиться к созданию условий для физически слабых воспитанников, учитывая одновременно уровень физической подготовленности большинства детей. Например: <Приложение4>

Применение подвижных игр в условиях адаптации детей будет иметь эффект, если будут соблюдаться следующие условия:

При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:

авила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей шестилетнего возраста;

Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;

Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила);

Безопасность используемого инвентаря;

Игра не должна умножать достоинства играющих;

При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного - к легкому, от сложного - к простому, ь. е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и более живую проводить в конце игры;

Подвижные игры должны чередоваться со спокойными;

В играх дети должны грамотно, с учетом правильной терминологии, указывать признаки, понятия, взаимосвязи и отношения между понятиями;

Игру нельзя обрывать незавершенной;

Игровые атрибуты сохраняются до следующих игр.

При выборе игры необходимо учитывать форму занятий

Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, , санях, игры с постройками из снега.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.

Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр.

Основные требования к атрибутам игры и инвентарю (флажки, цветные повязки, обручи, скакалки и т.п.) - инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса - посильными для играющих. Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр. Педагог поддерживает его в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.

Не принуждать занимающихся играть против их желания.

Дозировка нагрузки в процессе игры. Обязанность руководителя - не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно дозировать нагрузку в игре

Считаю, что применение подвижных игр во внеурочное время поможет добиться следующих результатов:

  • формирование устойчивого интереса к спортивным занятиям и снятия напряжения связанного с процессом адаптации;
  • формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Конечно, желаемых результатов по оказанию помощи младшим школьникам при адаптации к учебному процессу можно добиться только при совместной и комплексной работе педагогов дополнительного образования, родителей, учителей физкультуры, администрации школы и медицинского контроля.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.