Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие"

Разделы: Русский язык


1. Организационный момент

Дидактические задачи: психологически подготовить учащихся к общению на уроке. Обеспечить учебную мотивацию, включение учащихся в совместную деятельность, актуализировать субъективный опыт учащихся.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ко мне в руки попало очень странное и необычное послание, помогите мне понять его смысл. Посмотрите на экран, на нём вы видите текст этого послания.

Учитель: (читает текст)

И однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегдой, навсегду.
Я тебя за собой увлеку
Вдалеке, вдалекой, вдалеку.
Мы поселимся вместе с тобой
Наверху, наверхе, наверхой.

Ученики: зрительно и на слух воспринимают текст.
Учитель: В чем нелепица? Какую часть речи не усвоил в 7 классе автор этого послания? Ученики: (предполагаемый ответ) Смысл этого послания понять очень трудно, т.к. автор этого послания не усвоил наречие. Нелепица в том, что он изменил наречия, просклонял их, чего делать было нельзя, т.к. наречие - неизменяемая часть речи.
Учитель: Что помогло вам в определении ошибок в данном тексте? Ученики: (предполагаемый ответ) Нам помогли знания о наречии.
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучение темы "Наречие", и сегодня у нас последний урок. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Ученики: (предполагаемый ответ) Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять полученные знания по этой теме.)
Учитель: Совершенно верно, а ещё мы будем их обобщать и систематизировать. Как вы понимаете эти слова? Ученики: (предполагаемый ответ) Обобщать - это значит говорить обо всём изученном по этой теме. Систематизировать - это приводить в систему материал.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Ученики: (формулируют тему урока) Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие".
Учитель: Откройте тетради, запишите дату:, классная работа и тему урока. Ученики: открывают тетради, записывают дату, классная работа и тему урока.
Учитель: Так вот, ребята, чтобы не было таких чудаков, как автор этого текста, мы сегодня с вами попробуем создать пособие к учебнику русского языка по теме "Наречие", которое помогло бы как учащимся школ, так и их выпускникам подготовке к Единому Государственному Экзамену. Заготовки для этого пособия лежат у вас на столах. Ученики: слушают учителя.
2. Постановка цели урока.

Дидактические задачи: обеспечить осмысление цели урока, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель урока.

Учитель: Какую цель мы сегодня перед собой ставим? Ученики: (предполагаемый ответ) повторить и систематизировать изученный материал
3. Актуализация

Дидактические задачи: актуализировать знания, необходимые для повторения темы.

Учитель: Сформулируйте вопросы по заданной теме урока, запишите их на лепестках лингвистической ромашки и прикрепите к серединке под названием "Наречие". Ученики: записывают предполагаемые вопросы на лепестках и прикрепляют их на доску, получается ромашка. (Предполагаемые вопросы: Что нужно знать о наречии как о части речи? Откуда взялись наречия и как они образуются? Какие ошибки можно допустить в правописании наречий? В каких стилях речи используются наречия? На какие группы делятся наречия?)
Учитель: На все эти вопросы мы попробуем дать ответы в нашем пособии. Каким бы вы хотели видеть пособие по наречию? Ученики: (предполагаемый ответ) последовательным, логичным, кратким, понятным
4. Коллективное планирование деятельности.

Дидактическая задача: спланировать логическое изложение материала в ходе урока.

Учитель: На доске главы нашего будущего пособия.    Смоделируйте структуру будущего пособия, расположив главы согласно логике изложения материала. Обсудите в группах последовательность глав, исходя из названия пособия (темы урока) Ученики: Дети совещаются в группе, желающие высказывают гипотезы и составляют алгоритм рассмотрения темы, на основе опорных глав будущего пособия.

4 глава - "Осторожно: наречие!"- Служба наречий в речи.

3 глава - "Как напишем наречие?"

2 глава - "Откуда есть наречие?"

1 глава - "Знакомьтесь: наречие!"

Учитель расставляет на доске номера глав по порядку. Ученики записывают названия глав в заготовки пособия
5. Работа в мини-группах

Дидактические задачи: используя метод исследования и возможности работы в мини-группах, систематизировать изученный материал в виде схем, таблиц.

Функции этапа:

Коммуникативная: организация бесконфликтного учебного общения.

Информационная: систематизация полученных знаний.

Мотивационная: побуждение к расширению информационного поля.

Учитель: В соответствии с количеством глав будущего пособия предлагаю вам работу в мини-группах. Каждая группа будет работать над одной главой пособия. Над 3 главой работают две группы, т.к. это очень объёмный материал.

1 группа "Знакомьтесь: наречие!"

2 группа "Откуда есть наречие?"

3 группа "Как напишем наречие?"

4 группа "Как напишем наречие?"

5 группа "Осторожно: наречие!"- Служба наречий в речи"

(Листы для оформления глав лежат на партах.)

Ученики: слушают учителя.
Учитель: Одному человеку из каждой группы было дано опережающее задание: подобрать интересный занимательный материал по теме "Наречие", оформить его в виде слайда презентации и представить классу в перерывах между представлениями глав.

Итак, ваша задача - кратко изложить изученный материал в виде таблиц, схем, диаграмм, чтобы им было легко пользоваться любому человеку, незнающему наречия. Начинайте работу, у вас есть 10 минут.

Ученики: слушают учителя.
6. Представление результатов работы в группах.

Дидактическая задача: проверить результаты работы в группах.

Функции этапа:

1.Коммуникативная: организация коммуникативного взаимодействия на основе учебного диалога.

2. Информационная: приобретение новых знаний

3. Мотивационная: побуждение к расширению информационного поля.

Учитель: Представьте классу результаты своей работы. Ученик первой группы представляет результаты своей работы.

На доску прикрепляется лист со схемами и диаграммами.

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие.

(Знакомьтесь: наречие!)

ОГЗ

  • признак действия
  • признак признака
Группы наречий по значению Вопросы
Образ действия Как? Каким образом?
Время Когда? С каких пор? До каких пор?
Причина Почему?
Цель Зачем?
Место Где? Куда? Откуда?
Мера Сколько? Во сколько?На сколько? В какой степени? В какой В В какой степени?В какой мере?

Наречие относится к глаголу (хорошо петь)

Причастию (уехавшая вчера)

Деепричастию (соблюдая строго)

Прилагательному (чрезвычайно интересный)

Существительному (дом напротив)

Наречию (очень долго)

Домашнее задание ученицы 1 группы (подобрать занимательный материал по теме "Наречие")

(Материал домашнего задания смотри в приложении)

Выступление ученика 1 группы с домашним заданием.

Ученики: отвечают на занимательные вопросы и получают жетоны за каждый правильный ответ

  Ученик второй группы представляет результаты своей работы.

(Происхождение и образование наречий)

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие.

Мужественный (прил.) - мужественно

Обдуманный (прич.) - обдуманно

Верх (сущ.) - наверху

Мой (мест.) - по-моему

Одна (числ.) - однажды

Читаешь, сидя на диване (деепр.) - отдыхай сидя (нар.)

Домашнее задание ученика 2 группы

(найти материал о происхождении наречий и подготовить пересказ) (Материал домашнего задания смотри в приложении)

Выступление ученика 2 группы с домашним заданием.

Ученики: слушают выступающего, фиксируют ключевые слова с экрана в тетрадь.

  Ученик третьей группы представляет результаты своей работы.

(Правописание наречий)

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие

Раздельно
не Не хорошо, а плохо
Вовсе не интересно
Не по-товарищески (не на -О и -Е)
Слитно
Нелепо (не употр. без не)
Говорил неискренне (фальшиво)

Некогда (под удар.) никогда (без удар,)

Умышленно от умышленный

Интересно от интересный

Свежо, певуче, ещё (искл.)

Домашнее задание ученика 3 группы найти занимательный материал на правописание наречий) (приложение) Выступление ученика 3 группы с домашним заданием.
Учитель: Поднимите руки, у кого всё верно.

(Ученики, правильно выполнившие задание, получают жетоны)

Задание: я буду читать пословицы, а вы знак "+" ставите в соответствии со слитным правописанием НЕ с наречиями, а знак "-", если наречие с НЕ пишется раздельно.

 1) Умное слово не тяжело, а легко. (противопост.)

2) Легко сказать, нелегко доказать. (трудно)

3) Москва не сразу строилась. (не на О,Е)

4) Летала пташка высоко, села недалёко. (близко)

5) Быстро и хорошо не всегда совпадают. (не на О, Е)

(ученик говорит "ключ", учащиеся самостоятельно проверяют);

 Ключ: 1.-             2.+             3.-       4+          5-

Ученики: отмечают в тетради знаки + и -

Ученик четвёртой группы представляет результаты своей работы.

(Правописание наречий)

Досуха (от сухой - без прист.) досрочно (от досрочный - с прист)

По-, в-, во-, если есть суфф.-ому, -ему, -ых, -их, -и.

Кое- перед суфф. -то, -либо. -нибудь. Еле-еле. Видимо-невидимо

Вверху, кое-где. На миг.

После букв Ш и Ч. Вскачь, наотмашь.настежь (уж замуж невтерпёж - искл.)

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие.

Домашнее задание ученика 4 группы (подобрать занимательный материал на правописание наречий)

(Материал домашнего задания смотри в приложении)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Почему четвёртую главу мы назвали "Осторожно: наречие?"

 

 

Домашнее задание ученика 5 группы

(занимательный материал на употребление наречий в речи)

(Материал домашнего задания смотри в приложении)

Выступление ученика 4 группы с домашним заданием.

Ученики: списывают слова с экрана, вставляют пропущенные буквы, подчёркивают лишнее слово.

Ученик пятой группы представляет результаты своей работы.

("Осторожно: наречие!" Служба наречий в речи.)

Наречие

  • Художественный (выразительность)
  • Разговорный (живость)
  • Научный (точность)
  • Публицистический (конкретность)
  • Официально-деловой (полноту)

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное пособие

Ученики: (Потому что нужно предупреждать не только орфографические ошибки, но и орфоэпические и лексические)

Выступление ученика 5 группы с домашним заданием.

Ученик: У меня записаны предложения с ошибками. Исправьте ошибки.

Ученик: Какие ошибки допустил автор этого текста?

Ученики: (предполагаемый ответ) Автор этого текста допустил лексические ошибки, он не знает лексического значения слов

Ученик: У меня записаны предложения с ошибками. Исправьте ошибки.

Ученик: Какие ошибки допустил автор этого текста?

Ученики: (предполагаемый ответ) Автор этого текста допустил лексические ошибки, он не знает лексического значения слов 

7. Подведение итогов

Дидактическая задача: подвести итог проделанной работе.

Учитель: Ребята, вот и готово наше пособие. Давайте подведём итог нашей работе. Какая задача стояла перед нами в начале урока? Можно ли считать, что мы ее решили? Каким получилось наше пособие? Легко ли им будет пользоваться? Что бы вы сказали будущим читателям? Ученики: (предполагаемый ответ) Мы должны были составить пособие в помощь учащимся.

С этой задачей мы справились, пособие получилось наглядным, кратким, логичным, последовательным.

8. Рефлексия

Дидактическая задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу успешности своей деятельности.

Учитель: Каково ваше (твое) участие в работе урока? Оцените свое участие, используя оценочные наречия?
Хорошо плодотворно
Немало лучше всех
Более внимательно интересно
Легче уверенно
Тихо громко
Обдуманно увлечённо
Не совсем понятно нетвёрдо
Недостаточно слабо
Неясно необдуманно

Учитель: Авторский коллектив закончил работу над пособием по наречию. Надеемся, что он получится не столько ученым, сколько смышленым, занимательным.

Вы все сегодня успешно и плодотворно поработали, оценили себя, позвольте и мне объявить отметки за урок.

(Оцениваются 10 человек выступающих с представлениями глав и домашними заданиями, а также дети, получившие жетоны за работу на уроке)

Ученики: Оценочные высказывания учащихся по поводу своей работы и работы всего класса.
9. Домашнее задание

Дидактические задачи: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа выполнения задания.

Учитель: Ребята, дома вам нужно будет выполнить одно из предложенных заданий по главам на выбор и заполнить последнюю страницу пособия:

1.Выполнить разбор словосочетаний, подписав, чем выражены главное и зависимое слово.

2. Показать графически способ образования наречий.

3. Составить словарный диктант на правописание наречий (15 слов).

4. Подобрать и записать 5 предложений одного из стилей речи с использованием наречий.

Приложение 1

Приложение 2