Диалог искусств (на основе оперы А.П. Бородина "Князь Игорь")

Разделы: Музыка


ЦЕЛЬ УРОКА: осознание единства принципов драматургии в различных видах искусств при общности жанров.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Образовательные: раскрыть основные принципы эпической драматургии на примере Пролога оперы “Князь Игорь” А.Бородина и, в целом, роль Пролога в драматургии оперы;
  • Развивающие: развивать навыки аналитического, критического и творческого мышления, творческого воображения учащихся; развивать навык импровизации в стиле различных композиторов и стилей (в данном случае - композитора Бородина и русской музыки);
  • Воспитательные: воспитывать уважение к сокровищам музыкальной культуры; чутких и наблюдательных слушателей музыки; уважение к мнению других.

ОБОРУДОВАНИЕ: видеомагнитофон или интерактивное оборудование, позволяющие просмотреть видеозапись фрагментов оперы А.Бородина “Князь Игорь”; иллюстрации или слайды с репродукциями древнерусского зодчества; Рабочие листы для каждого учащегося; фортепиано (баян) в зависимости от специализации группы учащихся.

Технологическая карта урока

Тема урока, его место в целом программы:

Данный урок может быть представлен как в курсе “Начальный курс истории искусств” 8 кл. в разделе творчество композиторов “Могучей кучки”. Историко-эпическая опера, автор программы Давыдов, Киев, 1992 г., либо по предмету Музыкальная литература, 3 год обучения, Русская музыкальная литература, Творчество А.П.Бородина.

Возможная личностно-значимая проблема: научиться вживаться в образ человека другого времени, рассуждать с его точки зрения и “писать музыку” в его стиле, а также давать критическую оценку как своему творчеству, так и творчеству великих мастеров музыкальной культуры.

Планируемые результаты обучения: учащиеся выявляют уровень знаний по музыкально-выразительным средствам, а также на основе собственного творчества и анализа соотношения содержания и формы в произведении выведения умозаключений относительно эпической драматургии.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: частично-поисковый, проблемный. Форма урока: урок-диалог.

ЭПИГРАФЫ УРОКА:

  • “По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места; все должно быть написано крупными штрихами, ясно, ярко...” А.П.Бородин
  • “Гармония красоты законченных форм”. Г.Берлиоз

ХОД УРОКА

Пробуждение интереса (Evocation)

Учитель: Добрый день, друзья!

Я надеюсь, все вы себя чувствуете прекрасно. Это позволит нам провести урок на хорошем рабочем уровне. Сегодня на занятии вы сможете узнать много нового, интересного, а чтобы нам всё удалось, мне необходима ваша помощь. Спросите каким образом? Сегодня вы сможете стать творцами самого урока! Согласны?

Дети: Да, конечно мы согласны!

Учитель: Ну что же, я надеюсь, что наше с вами сотрудничество будет плодотворным! Главной задачей урока будет поиск ответа на вопрос насколько драматургия музыкального произведения зависит от принципов драматургии его литературной основы. Результатом данной работы будет доказательство того, насколько верно утверждение, что при общности жанров единство принципов драматургии в различных видах искусств обязательно.

Учитель: Прежде чем мы начнем знакомство с оперой А.П.Бородина “Князь Игорь”, я попрошу вас ответить на несколько вопросов. Вспомните, пожалуйста, как случилось, что А.П. Бородин обратился к сюжету “Слово о полку Игореве”?

Дети: Данный сюжет Бородину подсказал В.Стасов, к которому композитор обратился за помощью. Дело в том, что Бородин работал в тот момент над оперой “Царская невеста”, но работа никак не клеилась, (эта опера была лирического содержания). Но, однажды проигрывая один из романсов Бородина, написанный в былинной манере, Стасов понял какие образы волнуют творческое воображение композитора. Это образы, повествующие о необъятной богатырской народной силе.

Учитель: Скажите, как протекала работа над оперой, и сколько лет композитор сочинял музыку данного произведения?

Дети: Работать над оперой Бородин начал в 1869 г., но она так и не была закончена композитором. Жизнь Бородина была наполнена разнообразными делами, которые поглощали массу времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Друзья всячески помогали композитору: освобождали от общественных дел, помогали записывать музыкальные отрывки, которые к тому времени сочинил Бородин, даже дарили пачку партитурной бумаги с уже подписанным титульным листом.

Учитель: Кто является автором окончательного варианта оперы “Князь Игорь”?

Дети: Ее закончили И.Глазунов и Н.А.Римский-Корсаков. По памяти Глазунов восстановил увертюру, которую не раз слышал в исполнении автора. Он же по эскизам Бородина написал весь третий акт. Римский- Корсаков заново оркестровал оперу, и многое отредактировал в ней по-своему.

Учитель: Чтобы лучше узнать данное произведение, осознать стиль музыки автора оперы, а также русской народной музыки, я предлагаю вам перенестись мысленно из нашего XXI века в XIX век и на время, буквально на 40 минут, стать одним из гениальных русских композиторов – А.П.Бородиным!!! и заняться сочинительством музыки, а конкретно оперы “Князь Игорь”, а затем стать ученым, коим был также А.П.Бородин, и сделать открытие для себя новых знаний.

Итак, 20 апреля 1869 года. Бородин получает письмо от Владимира Васильевича Стасова: (дети открывают конверт и читают): “Прилагаю, Александр Порфирьевич, весь готовый scenarium. Я нашел в летописях несколько новых подробностей (о Владимире Галицком и Кончаке), так что пришлось иное изменить, а другое прибавить”. [2]

Композитор сразу же ответил взволнованным письмом: (дети открывают другой конверт и читают текст): “Не знаю, как и благодарить Вас, добрейший Владимир Васильевич, за такое горячее участие в деле моей будущей оперы. Я хотел быть сам у Вас, да не удалось. Ваш проект так полон и подробен, что все выходит ясно, как на ладонке... Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам? Не знаю. Волков бояться - в лес не ходить. Попробую”. [2]

Осознание смысла (Realization. Практическая деятельность.

Учитель: Композитор с тщательностью и научной основательностью работал над многочисленными источниками, стараясь как можно глубже проникнуть в смысл и дух самого “Слова о полку Игореве” и всей породившей его эпохи. В сценарии Стасова основные сюжетные мотивы и характеристики героев взяты из “Слова...” и летописей. Однако, как ни нравился Бородину стасовский сценарий, он его весьма существенно доработал в ходе сочинения оперы: ввел новых действующих лиц, добавил Пролог и 1 картину I действия, благодаря чему опера обогатилась великолепными музыкальными номерами.

Но не будем отвлекаться. Перед нами лежит сценарий оперы. Нужно сочинять музыку, творить, тем более что все окружающие друзья подталкивают композитора, а вместе с ним и нас, к работе.

Проблемные вопросы:

В процессе нашей работы мы должны будем сделать вывод:

  • насколько мы как авторы зависели в выборе средств выразительности и в выборе формы произведения от жанра и конкретно текста литературной основы нашего музыкального произведения;
  • насколько мы как авторы в построении драматургии нашего музыкального произведения зависели от принципов драматургии его литературной основы;
  • необходимо будет доказать верно ли утверждение, что при общности жанров единство принципов драматургии в различных видах искусств обязательно.

Работа предстоит серьезная, начинаем!

Работа с текстом. У каждого ученика есть распечатанный текст сюжета оперы по действиям, по которому происходит чтение с остановками, а также заранее приготовленные таблицы для заполнения – все это оформлено в Рабочий лист урока (см. Приложение1).

Учитель: Обратимся к сюжету Пролога оперы “Князь Игорь”. По мере прочтения сюжета вам необходимо представить зрительные образы, ответить на вопрос что вы увидели и услышали, читая этот раздел?

ТЕКСТ: Пролог. Площадь в Путивле. Игорь со своим войском собирается в поход на половцев. Народ величает князя, желает ему победы над врагом. [6]

I остановка с ответами на поставленные ранее вопросы-задачи.

(возможные ответы детей):

  • перед нами предстала картина величественной Древней Руси, большое торжество по поводу выступления дружины во главе с князем Игорем в поход против половцев;
  • не только торжество, праздник, но и горе, слезы матерей, жен, отправляющих в своих родных на войну;
  • последствия войны - разоренные деревни и села, древние русские города, сожженные и разоренные половцами.

Учитель: Если перед нами разворачиваются такие сцены, то какими музыкально-выразительными средствами они будут представлены в музыке оперы? Теперь вы композиторы! Свои мысли занесите в таблицу п.п.1,2.

Затем следует просмотр видеозаписи оперы – начало пролога хор “Слава” и заполнение третей графы таблицы “Реальное звучание”: выяснение, что совпало с творческим решением композитора данной сцены, а что нет, насколько оправдано применение этих музыкально-выразительных средств в данной музыкальной сцене. Ученики в некоторых аспектах выражали свое несогласие с решением А.Бородина.

Затем вместе с учащимися учитель делает вывод по хору Пролога “Слава”: музыка данного хора складывается из огромных “пластов” звучаний – устойчивых, массивных, плотно прилегающих друг к другу, словно могучие камни или бревна в крепостной стене (сравнение с образцами древнерусского зодчества (могут быть представлены иллюстрации или слайды), что позволяет провести связи с предметом История искусств или МХК).

Работа с текстом.

Продолжаем чтение текста с теми же задачами, что и при первой остановке: что вы увидели и какими музыкально-выразительными средствами услышали решение данной сцены?

ТЕКСТ: Внезапно начинается солнечное затмение. Непонятное явление кажется всем дурным предзнаменованием. Но Игорь остается непоколебимым. Он успокаивает народ: “Идем за правое мы дело, за веру, родину, за Русь”. Все полны решимости. [6]

II остановка с заполнением таблицы Рабочего листа. Ученикам предлагается используя известные им технические приемы игры на фортепиано (баяне) и известные музыкально-выразительные средства, сымпровизировать на инструменте возможное, на их взгляд, музыкальное решение сцены затмения.

Вывод: с учениками приходим к выводу, что решение сцены затмения в музыкальном плане зависит от ее эмоционального решения, т.е. какие эмоции могут испытывать люди, видя данное необычное природное явление; в музыкальной импровизации на уроке у учеников родилось выражение в музыке воплощения ужаса и испуга перед неизвестным явлением природы.

Затем заполняется таблица пункт 3), просмотр видеозаписи оперы с анализом, что совпало с творческим решением композитора данной сцены, а что нет, насколько оправдано применение этих музыкально-выразительных средств в данной музыкальной сцене.

Работа с текстом. Продолжаем чтение текста с теми же задачами.

ТЕКСТ: Игорь прощается со своей женой Ярославной. Напрасно она горестно причитает и уговаривает мужа остаться. Он поручает Ярославну заботам ее брата – князя Галицкого и во главе войска выступает в поход. Народ прославляет князя и его войско, желает ему победы над врагом. [6]

III остановка (смотри таблицу пункт 4), 5)).

Рефлексия (размышление)(Reflection)

Прослушав всю сцену Пролога, делаем выводы о строении формы Пролога: трехчастная репризная с повтором I раздела - хора “Слава”, а также даем ответ на следующие вопросы с занесением данных в следующую таблицу:

  • какой лагерь героев в Прологе показан?
  • только ли русские герои были представлены, был ли показан вражеский лагерь - половцы?
  • какие музыкально-выразительные средства являются характерными для показа противоборствующих лагерей действующих лиц, в чем особенность этих средств, сходство и различие?
  • чем обусловлено такое строение формы Пролога оперы?
  • на основе практической деятельности (сочинения музыки, импровизации) отвечаем на поставленные в начале урока проблемные вопросы.
А В А
русский лагерь половцы русский лагерь
Хор “Слава”: Сцена затмения: Хор “Слава”:
вокальное начало инструментальное решение; вокальное начало
в мелодике; неустойчивый тональный в мелодике;
диатоника, C-dur. план; диатоника, C-dur.
  диссонирующие аккорды  

Вывод: вместе с учащимися, основываясь на знаниях, полученных по предмету литература, выводим основные принципы эпической драматургии, которые непосредственно вытекают из литературной основы произведения, а именно “Слова о полку Игореве”. Заполняем кластер (см. Приложение1)

Обобщение и вывод.

Учитель. Сочинение оперы дело очень сложное и кропотливое. Какие-то номера у нас с вами готовы, даже целые сцены, но дальнейшее сочинение оперы мы теперь продолжим на следующем уроке. А для того, чтобы ваша дальнейшая работа складывалась удачно, я вам подарю нотную бумагу, как символ подарка друзей А.Бородина - партитурной бумаги с подписанным титульным листом “Князь Игорь”, опера в 4-х действиях. Начата в 1869 г.”. Всем большое спасибо за работу на уроке. [1]

Дом. зад.:

сочинить свой вариант музыкальной темы хора “Слава”, возможно со своим поэтическим текстом, используя музыкально-выразительные средства характерные для русской народной музыки (в частности, былин, эпических жанров, исторических песен).

выписать в чем проявляются принципы эпической драматургии в с точки зрения всей оперы, характеристик действующих лиц.

Используемая литература:

  1. Гордеева Е. Композиторы “Могучей кучки”. – 4-е изд., - М.: Музыка,. 1986.
  2. Григорович В.Б., Андреева З.М. Слово о музыке. Русские композиторы XIX в. Хрестоматия. Книга для учащихся ст.классов. – М.: Просвещение, 1977.
  3. Всеобщая история искусств в пересказе Ю.Герчука. Искусство XIX в.
  4. Никитина Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1999.
  5. Пирязева Е. Литература и музыка – диалог искусств. – “Искусство”, №19/08.
  6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1974.