Урок технологии по теме "Верстка страницы"

Разделы: Технология


Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы
к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!

Форма: ролевая игра.

Цели:

знать:

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
  • развитие способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда;

уметь:

  • использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
  • выполнять изученные технологические операции; уточнять и корректировать профессиональную деятельность;
  • распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
  • находить необходимую информацию в сети Интернета, пользователей сайтов «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир»

Коммуникативная компетенция:

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

Социально-трудовая компетенция:

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

Оборудование: компьютеры, мультимедиааппаратура, бейджики с надписями: «Главный редактор», «Редактор отдела», «Корректор», «Корреспондент», «Верстальщик», «Художник - оформитель», «Фотокорреспондент», «Системный администратор».

Оформление: лист А1 «Древо познания», стикеры, презентация, видеоролик.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Итак, сегодня мы проводим с вами практическое занятие по теме «Верстка страницы». В преддверии Дня космонавтики вы познакомились с жизнью звезд, чей свет проникает к нам из далеких галактик, узнали о «нравах» разных планет. Теперь предлагаем вам знакомство со «звездами» земными. Они среди нас, мы узнаем их по искоркам, которые светятся в глазах. Кто зажег эти искры? Почему так привлекают нас «звездные» судьбы и яркие личности?

Тема выбрана не случайно. Во – первых, приурочена к знаменательному событию, связанному с первым полетом человека в космос. А во – вторых, мы решили выполнить работу в режиме креативного сетевого проекта «Спецвыпуск по Сети» портала школьной прессы России. (Журнал «Лицейское и гимназическое образование»)

- Давайте определим для себя цель работы. Что нам сегодня предстоит сделать? Чему научиться? (используется метод мозгового штурма);

Закрепление знаний учащихся

В презентации рассматриваются следующие понятия:

  • заголовок и подзаголовок (призывают ярко и образно уделить внимание данной публикации );
  • лид (зачин, где в двух – трех фразах говорится об описываемых в публикации фактах); макет (организаторы должны разработать постраничный макет издания, дизайн всех возможных видов графического оформления материалов данного издания);
  • верстка – монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, иллюстраций, репродукций, украшений, колонтитулов и т.д.;
  • корректура – исправление ошибок и неисправностей, допущенных исполнителям при наборе и репродуцировании оригиналов, а так же исправления в самом наборе.

Важные качества журналиста:

  • чувство времени: планировать затраты времени; анализировать бюджет свободного времени; все делать вовремя; нельзя накапливать неясные вопросы;
  • быть внимательным: работу выполнять качественно
  • удовлетворение от результатов своей работы: азартность ,стремление сделать результаты своей работы оригинальными, желание удивить, получить одобрение и признание;
  • общительность: журналистская работа по сути своей является коллективной

Оргмомент. Распределение обязанностей:

Работа будет проходить, как всегда, по отделам. Помогают в верстке страниц газеты: выпускающий редактор, художник – оформитель, а сегодня он будет еще и верстальщиком, системный администратор (техническая поддержка).

Задание: написанные и отобранные для публикации тексты собственноручно сверстать, оформить материал. Выпускающий редактор и верстальщики, имея доступ ко всем статьям, утвержденным для публикации в номер, выпускают (верстают) номер. Этот информационный проект после выполнения работы выставить на сайт лицея и отправить по электронной почте на городской конкурс школьных газет. Это позволяет набраться нового опыта и проверить свои силы.

Технология работы:

  1. Выпускающий редактор заводит на форуме в разделе «Текущие номера» новую тему по своему выпуску и публикует номер со списком ответственных за тексты, графику, корректуру и верстку.
  2. План номера дополняется и корректируется на основании мнений членов редакции.
  3. Корреспонденты или ответственные за статьи пишут свои материалы, публикуют в соответствующей ветке форума или присылают на электронную почту редакции.
  4. Выпускающий редактор через форум работает с авторами, после чего он сам или ответственный за корректуру распределяет материалы по корректорам. Откорректированные материалы опять размещаются на форуме.
  5. Художники и фотографы присылают свои работы на почту редакции.
  6. Выпускающий редактор закачивает обработанные тексты и графику в соответствующие папки на сервере.
  7. Верстка, вычитка и вывод издания происходят в очном порядке.
  8. Выведенный макет по почте высылается в типографию.

Слово верстальщику.Чем удобна такая работа?

  • Становится возможным распределить во времени работу над выпуском: она не связана с расписанием работы компьютерного класса;
  • Публичной для членов редакции становится деятельность служб – корректоров, редактора и т.д.;
  • Это позволяет ученикам повышать свой уровень во всех областях редакционно-издательского процесса; возможность комментировать материалы улучшает их качество и снижает нагрузку на редакторов.

Обязанности:

  • Главный редактор готовит макет газеты совместно с верстальщиками;
  • Редактор определяет оптимальный объем текста на страницах, составляет перечень рубрик, вид заголовков и подзаголовков;
  • Верстальщик предлагает различные варианты шрифтов и оформление всех элементов газеты: заголовков, подзаголовков, рубрик, самих текстов, подписи авторов, таблиц, схем, подписи под фото или схемами, форматов рекламных клише. При этом элементов должно быть немного, ведь тогда потеряется стиль. У верстальщика должен храниться разработанный макет. Работу над новым номером нужно начать, открывая именно первоначальный макет, а потом файл «сохранить как…» Не следует отступать от макета, вносить новые графические элементы или менять дизайн.
  • Верстальщик заводит в компьютере специальную папку, куда по разделам сохраняет все фотографии, сделанные участниками по ходу работы. Эти фото позже просматриваются редактором конкретной страницы и выбираются нужные, подготавливаются верстальщиком и размещаются на странице данной команды. Верстка: верстать лучше каждую страницу создаваемой страницы отдельно. Основная задача – привлечь и удержать внимание читателя в момент чтения материала. Над ее решением трудятся журналист, редактор и верстальщик.
  • Подготовка фотоматериалов: сохранить исходные снимки до выхода газеты в свет. Для качества изображения и возможности коррекции лучше всего используется RAW – формат. Нельзя забывать, что в газетах, как правило, используются черно-белые изображения. Все фотографии следует сразу же переводить в черно-белый формат.

Общий порядок подготовки макета:

  • Сбор материала (рукописи) в электронном виде и на бумажных носителях.
  • Проверка полноты подобранного материала, уточнение заглавий частей, разделов, собственных имен, сложных наименований, встречающихся в тексте;
  • Выбор программы верстки и технологии работы в программе (Microsoft Word)
  • Подбор отдельных фрагментов рукописи в один общий макет;
  • Определение общих параметров издания: формата, кегля, гарнитуры, способов шрифтового и нешрифтового выделения значимых элементов текста (заголовков, сносок, примечаний, цитат, примеров), выбор способа библиографического описания источников;
  • Определение структуры издания: наличия вступительной статьи, посвящения, дополнения, приложений, библиографических списков и указателей, примечаний и комментариев, указателей иллюстраций и имен, списка условных сокращений, резюме, оглавления, рекламных текстов;
  • Поиск и обработка иллюстраций средствами соответствующего графического редактора для их последующей вставки в основной текст макета;
  • макетирование и корректура статей;
  • Уточнение смысловых неясностей текста, при необходимости привлечение консультантов, дополнительных редакторов и специалистов;
  • Создание обложки и фронтисписа;
  • Вывод макета на бумагу, необходимое количество вычиток и корректур;
  • Итоговая вычитка оригинал – макета и его тиражирование

Работа в группах по разделам «В мире прекрасного», «Спорт, Спорт, Спорт», «Наши звездные соседи», «Достижения лицеистов»

Представление результатов работы

Верстка страницы

Подведение итогов работы:

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем заключается успех хорошего дизайна?
  2. Почему не рекомендуется в 1 документе большое количество разных шрифтов?
  3. Какое количество шрифтов является оптимальным? (3 уровня: наиболее существенное – шрифты максимального размера. Наименее существенное – самым маленьким шрифтом. Остальное – среднего размера и толщины)

Домашнее задание:

  • проанализировать свой документ и определить, в каких местах имеются нарушения данных практических рекомендаций.
  • Внести рекомендации, изменения в документ.
  • Оценить две версии вашего документа: до внесения изменений и после.
  • В чем второй вариант оказался наиболее удачным, менее удачным? Сделайте выводы.
  • Сохраните финальный документ под отдельным именем.

Игра «Комплиментарий». Каждый участник редакции на стикерах пишет о своем впечатлении о проделанной работе.

Рефлексия:

  • Что дала вам такая форма работы?
  • Чему научились?

Подведение итогов занятия. Сегодня мы познакомились с еще одним этапом трудовой деятельности, приобрели опыт работы при верстке страниц газеты, опыт работы в этой области. А вас можно назвать звездами? Думаю, да.

Ведь журналистская команда, представившая этот выпуск, сами по себе тоже звезды, потому что свет и тепло сердец достигнут многих, кто прочитает и познакомится с содержанием этого выпуска.

Литература:

  1. Т.А.Гридина, Р.Ю.Шебалов. Корректура и компьютерная верстка: Учебно-методическое пособие. Изд.-е 2-е, испр. И доп./ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2010.-114с.
  2. П.С.Лернер. Хочу ли я стать журналистом.10 – 11 классы: учеб. пособие.- М.: Дрофа, 2009.-171с.