Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика


Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей с ОВЗ, с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению исследовательских позиций. Востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая создаёт условия для формирования познавательной активности учащихся и тем самым способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка. Психологи утверждают, что ребёнок, в силу своей природной любознательности, познаёт окружающий мир только в процессе взаимодействия с ним. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития. Недаром Конфуций утверждал: скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь.

Передо мной встала проблема: как организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся исследовательских и мыслительных умений, необходимых для самостоятельного учения? Какими методами воспользоваться, чтобы приобретённые знания стали личностно значимыми для каждого ученика?

Цель моей педагогической деятельности: создание и реализация условий для формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся, способствующих развитию индивидуальности и их творческой самореализации.

Для достижения поставленной цели мною решались задачи:

  • оптимизировать образовательный процесс на уроках посредством активизации познавательного интереса учащихся к предметам и создания комфортной образовательной среды;
  • развивать умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;
  • овладеть самоорганизацией для оптимального выполнения учебных заданий;
  • создать мотивационную основу образовательной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, способствующей повышению уровня познавательной активности.

В качестве показателей результативности педагогической деятельности рассматриваю следующее:

  • 100 % усвоение программного материала;
  • качественный показатель знаний - 50 %;
  • успешное овладение каждым учащимся алгоритмом самостоятельного поиска знаний (60 % от общего количества учащихся класса);
  • высокий уровень формирования познавательной активности – 60%; средний уровень – 40%; с низким уровнем – нет учащихся;
  • участие в предметных олимпиадах на общешкольном уровне, где учащиеся занимали призовые места;
  • результативное участие учащихся в международных, областных, городских фестивалях, конкурсах, викторинах.

Значительно повысилось количество учащихся с высоким и средним уровнем познавательного интереса к предметам, активизировались процессы саморазвития и самопознания, повысилась самооценка своих возможностей, был достигнут оптимальный уровень социальной адаптированности и активности, все учащиеся принимают участие в международных, всероссийских, областных конкурсах по разным направлениям: экология, православная культура, детское творчество. Это городской конкурс «Экофорум – 2011» в рамках фестиваля «Майская радуга» (III место в младшей возрастной группе), Международный фестиваль детского творчества для детей с ОВЗ «Звёзды Нового века» (14 участников), Всероссийские дистанционные викторины ЦДМ Фактор Роста (участие в 8 викторинах), Областной конкурс «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия»,(III место среди учащихся 3-х классов), Международный детский творческий конкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили» (участие), Международный дистанционный конкурс для учащихся «ЭМУ – Эрудит» (I, V места).

Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании различных предметов. Психолого-педагогическим основание данного метода является моделирование в учебном процессе естественного процесса познания ребёнком окружающего мира. Для того, чтобы открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок должен обладать характеристиками урока как системы или урока-исследования.

Наиболее оптимальным в применении уроков - исследований будет предмет «Окружающий мир», который в силу своего интегративного характера позволит развивать не только исследовательские, но и разные образовательные компетенции.

Структура урока-исследования.

  1. Мотивация (создание проблемной ситуации).
  2. Исследование.
  3. Обмен информацией.
  4. Организация информации
  5. Связывание информации
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия

Отличительной чертой урока-исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции, в данном случае – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Цельность урока обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. то, ради чего проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока, т.е. то, из-за чего проводится урок. Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность или единство урока, а благодаря мотивации - его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связность и необходимость всех этапов, предотвращение распада на отдельные составные части.

Систематическое применение в моей педагогической деятельности уроков - исследований обеспечивает развитие универсальных познавательных действий, дети научились:

  • ставить исследовательские вопросы,
  • формулировать проблему,
  • выдвигать гипотезы,
  • составлять план работы,
  • вести наблюдения,
  • планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации,
  • выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, схемы, рисунки, модели и т.п.),
  • систематизировать информацию,
  • представлять результаты работы в разных формах (рисунок, таблица, устное или письменное сообщение).

Этапы становления исследовательской деятельности.

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап - второй класс.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам.

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. Активно использую возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка).

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках использую загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логических задания и задания на развитие творческих способностей; игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев, ролевые игры, дающие возможность провести квазиисследования.

Я считаю, что результаты образованности учащихся были достигнуты благодаря следующим условиям:

  1. Целью образования для меня стал сам ученик, исходя из этого, обучение стало носить развивающий характер, лежащий в области ближайшего развития ребенка. В процессе своей педагогической деятельности я стараюсь обучать каждого ученика на его уровне развития, поэтому большое внимание уделяю планированию и прогнозированию результатов своей деятельности. Результат образованности во многом зависит от стартовых возможностей и индивидуальных особенностей ученика, поэтому я серьезно и внимательно анализирую всю информацию об ученике, полученную в ходе входной, текущей и итоговой диагностики.
  2. Создание наиболее оптимальной информационно-образовательной среды, в которой каждый ученик смог достигнуть необходимых образовательных результатов, следуя по своей индивидуальной образовательной траектории.
  3. Использование контрольных показателей учебной деятельности, определяющие скорость усвоения знаний и темп продвижения в образовательном процессе (контрольные работы, тесты, самостоятельные, практические и лабораторные работы).
  4. Использование в качестве инструментов оценивания качества образования: внешняя оценка, портфолио, формативная оценка, самооценка. Портфолио или дневник достижений ведётся каждым учащимся с 1 класса.
  5. Обеспечивание социальной оценки результатов творчества учащихся посредством участия в выставках, конкурсах, фестивалях, викторинах.

Список литературы.

  1. Развитие исследовательских умений младшего школьников \под редакцией Н.Б.Шумаковой.-М.:Просвещение,2011
  2. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся//Начальная школа, -2006-№2,с. 45
  3. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве//Начальная школа-2007-№2, с.17