Программа инновационной работы "Музейная педагогика как форма взаимодействия школы и местного социума"

Разделы: Внеклассная работа


Раздел 1.

Методологическая часть программы.

1.1. Обоснование актуальности программы.

Начался новый век, но культура по-прежнему не входит в число приоритетов в нашей стране. Проблемы науки, образования, духовности отодвинуты на задний план под давлением экономики и всего, что с этим связано. Большой вред национальной культуре России нанесла и массовая западная культура. Вспоминаются слова известного режиссера Ю.Темирканова, который так охарактеризовал нынешнее духовное состояние общества: “Если вы сегодня включаете телевизор – понимаете сразу, как мы пали. Страна, которая дала миру Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Мусоргского, сейчас превратилась в помойку западной культуры… Вся помойка Запада пришла к нам, и наши дети растерялись, потому что они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, они не понимают, что такое настоящая культура. Потому что мы запутали детей телевизором, газетами. Мое поколение обмануть довольно сложно. Мы, к счастью, учились в хороших школах и у хороших учителей. И мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо”. Что же делать в сложившейся ситуации? Как вернуть ребенка к истокам культуры, к пониманию духовных ценностей, к тому, что хорошо, а что плохо?

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1–11-х классов. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого ,в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Кроме того, сегодня музей становится средством приобщения человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов музей становится базой для общения, формирования нравственных ориентиров, воспитания человека высокой культуры.

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Мы считаем, что в эпоху массового снижения нравственных ценностей необходимо воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным ценностям, которые хранит музей. Музейная педагогика как область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что накопило человечество.

1.2. Тема инновационной работы.

Одной из главных задач современного образования становится создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Поэтому тема нашей инновационной работы – “Музейная педагогика как форма взаимодействия школы и местного социума”.

1.3. Проблема исследования. Научная и практическая значимость ее решения для развития системы образования.

На сегодняшний день в нашем прагматичном обществе назрела проблема в формировании гуманной личности, способной видеть и творить прекрасное, самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присутствуют у детей, обладающих богатым творческим потенциалом, с развитым чувством художественно-эстетического восприятия окружающего мира и способных к нестандартному подходу при решении разнообразных задач.

Дети представляют собой потенциал общества, от их способностей зависит какой сформируется научная, техническая и культурная сфера России.

Проблема развития творческого потенциала детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как художественно– эстетическое воздействие на ребенка оказывает, в основном, телевидение. В жизни школьника практически отсутствуют театры, музеи, которые являются важной составляющей в развитии у детей чувства прекрасного, потребности видеть красоту вокруг себя и умение творить ее самому.

Научная значимость:

  • разработка теоретической основы и определение комплекса педагогических условий при реализации социализирующей функции в интеграции основного образования с музейной деятельностью;
  • теоретическое обоснование и проверка модели школьника-музееведа с выделением типологии следующих видов деятельности: экскурсоводы, корреспонденты, журналисты, музееведы, исследователи, фотографы;
  • выявление взаимосвязи школьного и семейного воспитания учащихся на базе современного музея.
  • Практическая значимость:
  • создание комплекса школьных интегрированных образовательных программ, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции;
  • разработка и выпуск учебных пособий, методических рекомендаций, сценариев, дидактических материалов, технологических карт, маршрутных листов для практических занятий, самостоятельной работы школьников и т. д.
  • создание альбомов памяти.

Таким образом, данный проект является актуальным и носит инновационный характер – направленность на будущее.

1.4. Объект исследования – учащиеся МОУ СОШ № 6.

1.5. Предмет исследования – эффективность влияния средств музейной педагогики на формирование у школьников ценностного отношения к культурно– историческому наследию.

1.6. Цель инновационной работы.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника путем включения ее в многообразную деятельность музея

1.7. Гипотеза.

Если учебно-воспитательный процесс в школе будет организован с использованием музейных педагогических технологий, будут реализованы специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы , то будут достигнуты высокие результаты в художественно– эстетическом развитии детей, их самореализации. Наш выпускник

– научится видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
– будет понимать взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
– будет уважительно относиться к другим культурам;
– будет обладать повышенным уровнем образованности, разбираться в системе духовных и культурных ценностей народа.

1.8. Задачи инновационной деятельности:

  •  Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
  • Гармонизация развития творческой личности;
  • Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

1.9. Этапы исследования.

Работа инновационной площадки рассчитана на 3 года. И подразумевает следующие этапы своего внедрения:

1-й этап – подготовительный: разработка методологических основ обеспечения и формирования базы для инновационной работы, диагностика затруднений учителей, выявление противоречий в образовательном процессе.

Функционирование системы непрерывного образования “школа – музей – школа”.

2-й этап – создание особого воспитательного пространства, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейные педагогические технологии для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника. В результате работы планируется:

  • апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков;
  • организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения;
  • создание комплекса школьных интегрированных образовательных программ, факультативных курсов, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции;
  • разработка проекта “Музейная почта”;
  • создание альбомов памяти;
  • расширение методического поля за счет использования интернет-технологий, создания краеведческих материалов;
  • проверка эффективности влияния средств музейной педагогики на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию через использование психолого-педагогических методик.

3-й этап – заключительный, он предполагает обобщение результатов, итоговую диагностику, самоэкспертизу, мониторинг, обмен опытом, изучение лучшего, оформление результатов работы, апробация результатов в других учреждениях системы образования, подготовка материалов для открытия Лермонтовской школы.

Раздел 2.

Концептуально-прогностическая часть программы.

2.1. Концепция исследования.

  1. Тема исследования “Музейная педагогика как форма взаимодействия школы и местного социума” органично вписывается в научно-методическую тему работы школы “Формирование социально-значимой личности выпускника как участника обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России”.
  2. Идеи концепции философов, педагогов, социологов, определяющие наиболее общие цели образования.
  3. Педагогические, психологические и социологические исследования по проблемам гуманизации образования, становления позитивных качеств личности и ее социализация в процессе школьного образования.
  4. Теории развивающего обучения
  5. Педагогические исследования в области ценностных ориентаций, базирующиеся на междисциплинарной интегративной аксеологической теории.
  6. Теория развития и проектирования образовательных систем.
  7. Научно-теоретические труды по проблемам краеведения, музееведения и экскурсоведения.

2.2. Оценка эффективности инновационной работы.

Показателями эффективности деятельности будет являться:

  • Количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта.
  • Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг.
  • Распространенность опыта среди других учебных заведений города.
  • Значительное повышение уровня образованности учащихся, их общей культуры, осведомленности, конкурентоспособности, психологической устойчивости
  • Создание и освоение новых технологий, методик, приемов.
  • Создание Лермонтовской школы 

2.3. Прогнозирование негативных последствий инновационной работы.

  1. Неэффективное использование отдельными педагогами на практике технологии проектной деятельности, музейных педагогических технологий
  2.  Влияние недостаточной ИКТ-компетентности на качество разработки проектов и составление авторских программ;
  3. Негативное отношение ряда учителей к нововведениям;
  4. Негативная реакция отдельных родителей и учащихся на нововведения.

2.4. Условия и предложения по возможному распространению результатов по завершении инновационной деятельности.

Все результаты и практические материалы, полученные в ходе работы городской инновационной площадки “Музейная педагогика как форма взаимодействия школы и местного социума” будут представлены для работы с ними в МУ “Информационно-методический центр работников образования”, найдут отражение:

  • в ежегодном публичном докладе ОУ на сайте школы;
  • в публикациях на страницах школьной газеты “Школьный курьер”;
  • в материалах публикаций в СМИ;
  • в выступлениях педагогов на педагогических чтениях и заседаниях методических объединений;
  • в проведении семинаров, консультаций, конференций, круглых столов, ассамблей, конкурсов, смотров, турниров, эстафет, акций, семинаров на базе школы и других учреждений образования и культуры разного уровня;
  • в выпуске публикаций по теме инновационной работы в печатном и электронном виде.