Урок толерантности по теме "Возлюби ближнего своего…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Подвести к осознанию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
  • Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

На доске: "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя". (Б.Пастернак)

Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока "Возлюби ближнего своего:". Взята она не случайно, не спонтанно. Ее подсказали вы сами. Вспомните, как вы сами давали определение слову "толерантность". Среди определений были и такие: "Толерантность - это память о прошлом, о тех, кого нет с нами" и "Толерантность - это любовь к близким, к окружающим тебя людям". Вот об этом и пойдет у нас разговор.

Фотографии с мест сражений ВОВ, войны в Афганистане, войны в Чечне:

Учитель.

Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые стираются из памяти людей и становятся достоянием архивных хранилищ. Но есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. Память об этих событиях неподвластна бегу времени - бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение.

1 ведущий.

Память - это связующее звено между прошлым и будущим. Она не нейтральна, не пассивна. Она учит, призывает, убеждает, дает силы, внушает веру. Именно память помогает человеку оставаться человеком всегда, в любой ситуации, в любое время.

Учитель.

Сегодня мы продолжим разговор (который, впрочем, и не заканчивался) о взаимоотношениях людей в разных жизненных ситуациях. Разговор пойдет о людях, которые даже в самые трудные минуты, когда сердце и ум с трудом находят точки соприкосновения, когда рука уже поднятая для того, чтобы покарать, вдруг замирает, - о людях, которые не потеряли своего человеческого облика, когда казалось, что жить больше не хочется, да и не к чему. О людях, которые нашли в себе силы жить, прощать, любить...

2 ведущий.

Эпиграф к уроку взят не случайно. "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя" ( Б.Пастернак).

Давайте обратимся к нему.

- Как вы понимаете сочетание слов "близкие люди"?

(- Это не только те, кто нам близок и дорог. Это люди, которые нас окружают, коллеги, знакомые, соседи. Это большой круг людей).

1 ведущий

- Как вы думаете, что значит "любить ближнего"?

(- Это значит уметь прощать.

Если ты поймешь, что двигало человеком, что заставляло его совершить какой-то поступок, что он испытывает, то не будешь его судить. Может завтра ты окажешься на его месте.

- Любовь к ближнему - это такие взаимоотношения между людьми, которые основаны на добре, взаимопонимании, чуткости, сострадании:

1 ведущий

- Отказаться от такой любви, возненавидеть "ближнего" - значит предать себя

Учитель.

Обратимся к роману В. Закруткина "Матерь человеческая" - роману, который никого из вас не оставил равнодушным.

2 ведущий.

Великая отечественная война - тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу - все это под пером художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.

1 ведущий.

Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящается книга Виталия Закруткина "Матерь человеческая", написанная сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы:

- Кто помнит содержание книги?

1 ученик.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись вглубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.

 2 ученик.

Голодная, измученная Мария совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии. Которую растоптали фашисты. Когда умирает девочка, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же находит в себе силы жить.

3 ученик.

Когда она нашла в своем погребе раненного молодого немца, ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Она кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: "Мама!" И сердце русской женщины дрогнуло. (КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА)

Учитель.

Обратимся к раздаточному материалу. Он у вас на столах.

- О чем рассказывается в отрывке?

(Один учение кратко рассказывает о содержании отрывка)

- Почему "мстительная решимость покинула Марию и она "выронила вилы, ноги ее подкосились"?

- Что остановило ее?

Найдите ответы в распечатках.

Читают ученики.

1 уч. Мария поняла, не могла не понять, что она - последний человек, которого обреченный на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено все, что еще связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце. Родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. И его протянутые к ней худые грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поняла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть:

2 уч. Мама! Мама!... Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились:

3 уч. Святое слово "мама", та мольба , которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик, спасли его.

Учитель

- Как же сложилась дальнейшая судьба этой русской женщины? Сломили ее обстоятельства?

1 уч.

После выпавших на долю Марии испытаний, она не сдалась, не сломилась. Детдомовских детей, которых она нашла в стоге сена, Мария приняла как своих. "Тетенька, не бросай нас!" - одна из девочек бросилась к ногам Марии. Наперебой дети рассказывали ей, как попали под бомбежку, как из 18-ти их осталось только семь, как нашли они свою воспитательницу: "Лежит, голова оторвана, кровь хлыщет:"

2 уч.

Мария знала, что не оставит детей, что это теперь ее семья, что только вместе они переживут холодную военную зиму. (КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА "Матерь человеческая")

Учитель.

- Могут ли эти слова Б.Пастернака стать эпиграфом к роману В. Закруткина " Матерь человеческая"? (ответы учащихся)

Учитель.

- Так что же такое война? Что она несет людям?

Ученик: Война - страшная катастрофа, которая несет смерть.

Учитель

Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному. Страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу, как это было в романе Виталия Закруткина "Матерь человеческая"

2 ведущий.

Люди разных национальностей, кровные враги, готовые разорвать друг друга при первой же встрече, вдруг меняются, стараются помочь друг другу, отказываются от решения "убить убийцу" во имя "высшей справедливости".

- Почему?

Ученики: Желание жить, любить, дружить сильнее желания воевать, убивать.

2 ведущий.

Фильм "Александра" (по одноименной повести Александра Сокурова) рассказывает о сложности человеческих отношений.

1 ведущий.

Пожилая женщина Александра приезжает в военную часть навестить внука, офицера Российской Армии, служащего в Чечне. Туда, где только-только отгремела война. Александра приехала сюда не просто на свидание. Она пытается понять этот "раненый" город, людей в нем. Жизнь очень трудная. У чеченцев - особенно. Спрашиваешь когда что-нибудь - отвечают. Но голова, память, сердце заняты другим, и это ощущается. Все устали от такой жизни. Всем хочется, чтобы все это кончилось и стало по-другому. На местном рынке она знакомится с русскоязычной чеченкой-ровесницей и две женщины сразу находят общий язык. До военной части героиню провожает юноша Ильяс, который просит оставить чеченцев в покое и выслушивает в ответ нравоучения. (КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА "Александра")

2 ведущий.

Желание отомстить - очень сильное чувство, и проявляется оно независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Все больше и больше людей в наши дни приходят к выводу, что месть не способствует разрешению конфликтов, а наоборот, затягивает конфликт, ухудшает его последствия.

1 ведущий.

Месть и ненависть - это составляющие такого понятия как экстремизм.

Проявления экстремизма, к сожалению, не редки в нашей многонациональной стране.

- Как вы думаете, кто может стать жертвами экстремизма?

Ответы учащихся:

- Жертвами экстремизма становятся порой совершенно невинные люди: ---- маленькие дети,

- молодые люди других национальностей,

- прихожане синагоги,

- студенты иностранных государств.

- Какое самое известное в нашей стране экстремистское движение?

Самое известное массовое экстремистское движение в нашей стране - движение скинхедов.

1 ведущий.

К началу 2006 года в России насчитывалось уже более 50 тысяч членов этой организации.

2 ведущий.

А есть еще и другие экстремистские движения:

Многие, даже вполне нормальные молодые люди стали вливаться в ряды какого-либо экстремистского движения. Причины различные: В начале

90-х годов ХХ века у молодежи, практически не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвычайно важно для молодых людей, находящихся в поисках цели жизни, настроенных на вдохновенное служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов. Молодежь этих лет не зря называют "потерянным поколением".

1 ведущий.

Вспомните сюжет фильма "Мы из будущего". Главные герои фильма - четверо "черных копателей": бывший студент истфака, накачанный "скинхед", развязный растаман, геймер. Они ведут раскопки в тех местах, где когда-то шли бои, чтобы потом продать найденные медали, ордена, документы, немецкое оружие. Дело это выгодное, но опасное.

Но однажды вечером начинает происходить что-то странное. Ребята попадают в 1942 год, в самый разгар тяжелых боев, а в финале один из героев, считавший себя скинхедом, грязным куском камня судорожно стирает с кожи вытатуированную свастику. (КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА "МЫ ИЗ БУДУЩЕГО")

2 ведущий.

Позови страна, и многие ребята из различных экстремистских группировок плечом к плечу встанут за Родину, как тогда в 40-е встали их деды и прадеды, как сражались в Афганистане и Чечне их отцы и братья, как защищали детей в Беслане, как отстаивали свободу и независимость в Южной Осетии на национальность

Учитель.

Сейчас мне хочется обратиться не только к вам, ребята, но и ко всем взрослым : " Помните тех, кого уже нет с нами, любите ближних своих, любите детей своих, а если нет, то события, которые произошли в прошлом, могут повториться снова, ибо нарушитель любви к ближнему первым из людей предает себя:" (Видеоролик и песня)

Учитель. Почему именно так?

Д/З:

1) написать сочинение-размышление на тему "Что значит для меня фраза "Возлюби ближнего своего"?

2) прочитать повесть Б. Васильева "Вы чье, старичье?"

Для получения материалов к уроку обращаться: oksana-solodilova@yandex.ru