Формирование гражданской позиции старшеклассников

Разделы: Классное руководство


Как известно, человек развивается только в процессе активной, целенаправленной деятельности и общения на свое и общественное благо. Компетентность как интегральное качество личности включает креативность, деловитость, гражданственность, ответственность, духовность, социальную активность, т.е. раскрывает качества личностного развития учащегося, определяет сущность образовательной деятельности школы, которая направлена не только на понимание научной картины мира, но и на формирование духовного мира, социальной активности школьника, подготовку его к жизни.[2]

Современная школа должна учить детей полагаться на свою самостоятельность, формировать жизненный опыт на деятельностной основе, вводя его в рамки учебного процесса. Пи этом добиваясь основного результата обучения: осмысленный опыт деятельности в сферах самостоятельной, познавательной, гражданско - общественной, социально - трудовой, бытовой, культурно - досуговой, коммуникативной, информационной и организационной.

Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношений. Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Среди направлений воспитательной работы могут быть следующие разделы: труд и призвание; культура и личность; я - гражданин; безопасное поведение, здоровье и другие.

Многогранна деятельность, организуемая в классном коллективе. Она должна формировать гражданскую позицию патриотические чувства учащихся.

Приоритетным направлением воспитательной работы в моем классе является направление "Я - гражданин".

Патриотизм является приоритетным направлением воспитания детей и молодежи. Во все времена основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Об этом своем выступлении к российскому парламенту отметил президент Д. А. Медведев: "Патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и наше далеко не идеальное настоящее в любых обстоятельствах, всегда - вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры".[8]В наши дни тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально- культурный смысл. Патриотизм, формируясь на протяжении истории всего Отечества, опираясь на прошлое как консолидирующая общество идея, устремлен в будущее.

Вот почему патриотизм является приоритетным направлением воспитания детей и молодежи. "Одно из важнейших качеств, которые мы должны привить молодежи - это патриотизм. Работа в этом направлении должна стать основной идеей воспитания в современной школе. Необходимо воспитать в ребенке "почтение к минувшему", уважительное отношение к истории народа, формировать бережное отношение к родному языку как хранителю исторического опыта народа".[3]

Основополагающие идеи, связанные с развитием духовности, гражданственности и патриотизма заложены известными педагогами А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.А.Сухомлинским, Г.Н. Волковым, К.С. Чиряевым.

Патриотическое воспитание включает в себя следующие аспекты:

  • Нравственный - предполагает не только видеть, понимать. Чувствовать красоту науки, но и испытывать гордости и уважения к людям науки, своему Отечеству.
  • Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, политехническую подготовку учащихся;
  • Патриотический - региональный компонент, который предполагает изучение малой родины, культурных традициях, что способствует воспитанию гражданина своей страны.

Важной составляющей содержания современного школьного образования является национально-региональный компонент, отражающий специфику национальных, экономических, культурно - исторических и других особенностей региона.

Одна из основных задач национально - регионального компонента- приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно- этическим ценностям своего народа. Привитие интереса к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений, формирование нового поколения коренного населения.

С появлением вариативных образовательных программ с 1990года, принятых Концепцией обновления и развития национальной школы началась развитие новой системы образования. Эта Концепция, разработанная под руководством Е.П.Жиркова, была оценена известным педагогом Г.Н.Волковым как "самая конструктивная концепция".[1] C разработкой нормативной базы- "Национальной доктрины образования в РФ", государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001- 2005 гг"- содержание системы патриотического воспитания актуализируется.

Наша школа является сельской малокомплектной школой. Школа, привлекая семью и общественность, организует, управляет процессом обучения и воспитания. В своей работе мы стремимся внедрить новую систему оценки достижений учащихся, формировать высокий уровень мотивации учебной деятельности. Необходимо, чтобы способности, личные задатки и полученные знания учащихся были направлены на решение практических проблем, встречающихся их жизни. Воспитательная работа в моем классе построена по программе, где приоритетное направление отведено патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции у старшеклассников.

Актуальность программы: Возрождение истоков духовности, того чистого, светлого родника, в котором еще не иссякла жизненная сила добра, любви и красоты.

Цель работы:  Формирование гражданской позиции учащихся.

Задачи:

  • создание условий для духовно- ценностной и практической ориентации ученика в окружающем мире, содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности;
  • формирование у школьников представлений о специфике села и своего района как среды обитания, о необходимости грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, об ответственной роли сельчан в создании, развитии и сохранности села и его окрестностей;
  • содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к селу, чувства любви к родному краю;
  • активизация поисково-исследовательской работы среди учащихся краеведческой и экологической направленности;

В современных условиях резко повышается социальная ценность выпускника сельской школы, обладающего знаниями, понимающего особенности экономического развития станы, своего региона, умеющего быстро принимать адекватные решения, определять свое место и поведение в сложной системе многообразных социальных отношений.

Одним из направлений при воспитании личности является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства, любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, которые живут рядом.

Любовь к Родине связан с любовью к родным местам - селу, где человек родился, вырос и живет. Главная цель краеведения - формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, ответственной за судьбу своей страны.

Краеведение способствует духовному обогащению ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

Формы работы со старшеклассниками являются:

  • учебно-исследовательская работа, социальная практика в организации жизни класса, школы, социума;
  • изучение основ права, организация деятельности школьного органа самоуправления; работа волонтерами по озеленению и благоустройству территории школы и села;
  • занятия в кружках и спортивных секциях, участие в спортивных и культурных мероприятиях школы и села; экскурсии и походы по родному краю;

Ежегодно нами разрабатываются маршруты походов и экспедиций. Каждый поход, экспедиция - это огромное количество информации, встреч с удивительными людьми, прикосновение к прошлому и настоящему своего края. На занятиях по краеведению учащиеся знакомятся с историей своего края, совершают туристические походы и различные экскурсии, развивая чувство причастности к судьбе малой родины, начиная с древних времен и до наших дней. Собранный в походах материал становится основой для исследовательской работы учащихся. Учащиеся пишут доклады, рефераты на разные темы. Это работы по географии, топонимике, истории, краеведению, экологии. Работы учащихся были представлены на районные и республиканские конференции.

В связи с тем, что в экспедиции на каждого участника возлагается определенная, порой и значительная ответственность, ребята быстрее взрослеют, проявляют инициативу, лучше адаптируются в коллективе, охотно повышают свой образовательный уровень, лучше понимают ценность и необходимость дополнительного образования. В экспедиции они учатся организовывать собственный досуг и закрепляют на практике полученные знания. Учащиеся, занимающееся туристко-краеведческой деятельностью, самостоятельно ведущие поисковую работу, осознают полезность выполняемой ими деятельности, благодаря которой удается находить и изучить памятники природы, истории и культуры. Экспедиция воспитывает уважение к минувшему, чувство ответственности за сохранность исторических и природных памятников. Занятия краеведением становится для многих детей смыслом жизни и основным стимулом для их гуманитарного образования и самообразования. Многие выпускники нашей школы, которые занимались в туристко - краеведческой работой, выбрали специальности и профессии гуманитарного и естественно- математического направления. Те учащиеся, которые остались на селе, добросовестно трудятся во всех сферах хозяйства села.

Во время подготовки и проведения экспедиции они приобретают умения картирования, изучения животного и растительного мира местности, навыки фенологических и метеорологических наблюдений и практическое обучение туристическим навыкам - ориентирование на местности, выживание в природе, действия в экстремальных ситуациях. Реальную пользу занятия туризмом приносят лишь в совокупности с другими средствами: играми, гимнастикой, спортом. Поэтому через туризм достигается главная цель - формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной деятельности, с одновременным решением оздоровительных, воспитательных, спортивных и других задач. Туристические походы и экспедиции требуют учебных занятий по технике и тактике туризма, выбору места и устройства биваков, приготовлению пищи, которые позволят участникам самостоятельно организовать и проводить туристические мероприятия. В программу туризма входят:

  • Познавательный туризм - экскурсии по историческим местам, объектам, ознакомление с природой, природными памятниками.
  • Водный туризм - учебные сплавы по реке Таас - Юрях на лодках, отдых, рыбалка.
  • Экологический туризм - экологическое обследование на маршруте.

Одним из форм организации работы по туризму является слет юных туристов и экологов. Ежегодно она проводится в форме военно-спортивной игры " Зарница". Соревнования состояли из нескольких этапов - туристическая полоса, ориентирование на местности, оказание первой помощи, правильная разбивка лагеря, вопросы о правилах и нормах поведения в природе, обычаях и традициях коренных северных народов. В слете принимают участие школьники с 5 по 11 класс, учителя и участковый инспектор. Ежегодно команда школы принимает участие в районном слете юных туристов. Учащиеся моего класса являются членами команды по спортивному ориентированию. Ежегодно занимают призовые места на туристическом слете.

Ученики класса являются членами детского органа самоуправления, выполняют обязанности и берут на себя ответственность за организацию внеклассных мероприятий в школе. Выполняют обязанности президента, министров правительства детской организации "Кэскил". Они работают волонтерами, организуют работу по благоустройству и озеленению школы и села.

Ребята занимаются в спортивных секциях, принимают активное участие во всех спортивных и культурных мероприятиях. Они являются членами сборной по волейболу, настольному теннису, шашкам и шахматам.

Совместно с родителями организуем экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Изучение промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных на территории родного села и наслега, начинается с экскурсии на объекты. Посещение объектов и встречи со специалистами и квалифицированными работниками имеет и профориентационное направление.

Коллективные творческие дела сплачивают коллектив, позволяют решать весь комплекс задач воспитания.

Результат работы:

  • налажена стабильная работа органа классного самоуправления;
  • созданы условия для реализации программы гражданско- патриотического воспитания;
  • сформировано чувство ответственности и гордости за свой класс, свою школу;
  • смоделирована и активно внедряется система внеурочной деятельности класса,
  • достигнуто взаимодействие классного руководителя и педагогов с родителями, налажено сотрудничество и сотворчество;
  • повышена общая культура учащихся;

Успехи моих учеников:

Федеральный уровень.

  • Конкурс "Эрудиты планеты"- сертификат команды.
  • Конкурс "Географическое пополнение"- диплом. 1 ученик.
  • Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"- 4 ученика.
  • Олимпиада "Русский медвежонок"- 6 учащихся.

Республиканский уровень

  • Путевка в образовательный тур в Китай- 1 ученик, диплом.
  • Олимпиада БГУЭП "Северный меридиан"- 2 ученика. Сертификат.
  • Экспедиция на резерват "Джункун", сертификат. 2 ученика.
  • Экспедиция на национальный парк в Олекминском районе под эгидой ЮНЕСКО, 2 ученика. Сертификат.
  • Победитель творческого конкурса "Моя республика". Диплом, путевка в лингвистический лагерь. 1 ученик.
  • Публикация в памятной книге "Лучшие выпускники 2010года"- 4 ученика.
  • Публикация в журнале "Дети Якутии"- коллектив класса.
  • Проект "Молодежь Якутии- в промышленность"- 4 ученика. Сертификат.

Районный уровень

  • Научно-практическая конференция "Шаг в будущее"- дипломы 4 ученика, сертификаты 4 ученика.
  • Публикация статьи в журнале "Грани успеха"- 1 ученик.

В этом году я выпустила своих старшеклассников в самостоятельную, взрослую жизнь. Мне очень хочется, чтобы каждый нашел свою социальную нишу, был уверенным в себе и стал социально активным человеком. Именно поэтому я и придаю особое значение организации воспитательной работы в классе. Я четко осознаю, что за два-три года, которые ребята учатся в школе, нельзя "вылепить" идеального человека. Человек формируется всю жизнь. Я лишь могу помочь раскрыть и развить каждому ребенку в себе лучшие качества, реализовать лучшие задумки и мечты. Своего выпускника 2010 года мне бы хотелось видеть состоявшейся личностью, с высоким уровнем культурного и интеллектуального развития, духовно богатого, способного принимать обдуманные самостоятельные решения и нести ответственность за свою деятельность, патриота своей страны в самом широком смысле этого слова.

Список литературы.

  1. Волков Г.Н. Педагогика любви. Изд.дом МАГИСТР-ПРЕСС, Москва, 2002г.
  2. Долгунов В.С. Качество современного образования. Якутск. 2008г.
  3. Концепция республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012- 2016 годы" от 2010г.
  4. Материалы республиканской конференции "Этнопедагогика: теория и практика формирования личности". Якутск. 2005г.
  5. Мудрость воспитания. Книга для родителей. Москва, "Педагогика", 1988г.
  6. Народное образование Якутии. Общественно- педагогический журнал. №1 2007г., №3 2008г., №4 2009г.
  7. Настольная книга классного руководителя. Астрель, М., 2003г.
  8. Послание президента Федеральному собранию Российской Федерации. (Первое обращение Дмитрия Медведева к российскому парламенту). От 05.11. 2008г.
  9. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., Просвещение, 1979г.
  10. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М., Молодая гвардия, 1980г.
  11. Чиряев К.С. Олох педагогиката. Педагогика жизни (Воспоминания, статьи, записки, рассказы). Якутск, 1998г.
  12. Якутский Ушинский. Автор- составитель Т.П.Самсонова. Якутск, 2000г.