Урок алгебры и начал анализа по теме "Применение производной к исследованию функции". 10-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Обучающие цели:

  • Освоить теоретический материал, необходимый для решения задач, связанных с исследованием свойств функции: выявить необходимое условие существования экстремума функции в точке, изучить теоремы, выражающие зависимость характера монотонности функции от знака производной, получить формулировку достаточного условия существования экстремума в точке, составить алгоритм исследования функции на монотонность и экстремумы.
  • Дать представление о новом классе задач – исследовании свойств функции с помощью производной.
  • Рассмотреть  задачи этого типа из материалов для подготовки к ЕГЭ.

Развивающие цели:

  • Стимулировать активную мыслительную деятельность, способности к анализу и обобщению.
  • Способствовать формированию грамотной математической речи, развитию теоретического мышления.
  • Развивать навыки самоконтроля, само- и взаимооценки.

Воспитательные цели:

  • Формировать культуру общения, умение слушать.
  • Воспитывать работоспособность, учебную активность, дисциплину, уважение ко всем участникам учебного процесса, устойчивый интерес к предмету.

Оснащение урока:

  • Компьютер (Windows XP, Office 2007).
  • Интерактивная доска (проектор).
  • Раздаточные печатные материалы для учащихся ( бланки с заданиями разминки,  опорные конспекты основных теоретических сведений, распечатки с тематической подборкой заданий ЕГЭ).
  • Презентация к уроку.

Этапы урока

I. Организационный момент

1) Организация учебного пространства в кабинете с противоположным размещением интерактивной и обычной досок.

2) Настрой на продуктивную работу.

II. Актуализация знаний

1) Повторение понятий: монотонность функции, экстремумы, геометрический смысл производной,

2) Создание «ситуации успеха».

Формы работы: индивидуальная тестовая работа, взаимопроверка и взаимооценка результатов теста.

Разминка. Слайды 3-8

Слайд 3.

1. Закончите формулировки утверждений:

A)  функцию у = f(х) называют возрастающей на множестве ХC D(f), если для любых двух точек х1 и х2 множества Х, таких, что х1 < х2 ,…
Б)  если в некоторой точке графика функции можно провести касательную, не перпендикулярную оси абсцисс, то в этой точке функция ….
В)  если к графику функции у = f(х) в точке с абсциссой х = a можно провести касательную, непараллельную оси  Y, то  f ‘(х) выражает …
Г)  если касательная к графику функции у = f(х)  в точке х = а образует с положительным направлением оси Х острый угол, то производная в этой точке …

Слайд 4.

2. Выберите верное утверждение:

А)  Точку х0 называют точкой максимума функции у = f(х)если для всех х х0 выполняется неравенство f(х) < f(х0).
Б)  Точку х0 называют точкой максимума функции у = f(х), если для всех х х0 выполняется неравенство f(х) < f(х0).
В)  Точку х0 называют точкой максимума функции у = f(х), если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой, таких, что хх0 , выполняется неравенство f(х) < f(х0).

Слайд 5.

Определите знаки производной в точках, отмеченных на графике функции <Приложение 1. Рисунок 1 >

Ответы к тестовым заданиям ученики вписывают в бланки <Приложение 1>. По окончании – само- и взаимопроверка. Ответы к заданиям – в слайдах 6-8:

Слайд 6.

А)  функцию у = f(х) называют возрастающей на множестве ХC D(f), если для любых двух точек х1 и х2 множества Х, таких, что х1 < х2 , выполняется неравенство f(х1) < f(х2).
Б)  если в некоторой точке графика функции можно провести касательную, не перпендикулярную оси абсцисс, то в этой точке функция  дифференцируема.
В)  если к графику функции y = f(х) в точке с абсциссой х = a можно провести касательную, непараллельную оси  у, то  f ‘(a) выражает угловой коэффициент касательной.
Г) если касательная к графику функции y = f(х)  в точке х = а образует с положительным направлением оси Х острый угол, то производная в этой точке  положительна.

Слайд 7.

Верное утверждение:

В) Точку х0 называют точкой максимума функции у = f(х), если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой, таких, что х х0 , выполняется неравенство f(х) < f(х0).

Слайд 8.

Ответы: производная равна нулю в точках В, D, Н; положительна в точках С, G; отрицательна в точках А, Е и не существует в точках F, K.

III. Постановка учебной задачи

1) Создание ситуации «интеллектуального конфликта» – выход на задачу, способствующую выявлению дефицита способностей;
2) Фиксация данной задачи («разрыв») в виде вопроса, анализ проблемной ситуации.
3) Выход на проблему: в домашнем задании решение уравнения известными способами не удалось.

Применение производной для исследования функций.

Определенно, существует тесная связь между свойствами функции и ее производной. Но какая – предстоит найти. Итак, …

IV. Решение поставленной задачи: конструирование нового способа действий

Задание 1 (по графику на слайде 10)

  • Опишите характер монотонности функций  в окрестностях точек х = а и х = b.
  • Являются ли точки с абсциссами а и b экстремумами данных функций?
  • Как ведут себя касательные к графикам этих функций в указанных точках?
  • Найдите, если возможно, значения производных этих функций в данных точках.
  • Сделайте вывод о необходимом условии существования экстремума функции в точке.

Выводы, сделанные при выполнении этого задания, обобщаются следующей теоремой.

Слайд 11.Теорема. Если функция у = f(х) имеет экстремум в точке х = х0, то в этой точке производная функции либо равна нулю, либо не существует.

Вводим новые термины ( слайд 12):

Стационарная точкавнутренняя точка области определения функции, в которых производная равна нулю.
Критическая точкавнутренняя точка области определения функции, в которых функция непрерывна, но производная не существует.

Слайд 13. 

Задание 2.

Найдите точки, в которых функция  у = х3  – 3х + 1  может иметь экстремумы.
Ученики решают задание в парах с опорой на теорему. Взаимопроверка проводится по образцу решения на этом же слайде:

Решение:

f ‘(x) = 3x2  – 3.
f ‘(x)  существует при всех значениях аргумента.
f ‘(x) = 0 при х = 1  и х = – 1. Эти точки могут быть точками экстремума.

Слайд 14.  Сравните данный чертеж с предыдущим и подумайте: является ли указанное условие достаточным для существования экстремума в данной точке?

(На чертеже выделены одна критическая и одна стационарная точки, не являющиеся точками экстремума!)

Учащиеся должны отметить, что в точке а производная равна нулю, а в точке b не существует. Тем не менее, в этих точках экстремумов нет.

Слайд 15.

Вывод: при переходе через точку экстремума характер монотонности функции меняется.

Вопрос: как связаны монотонность функции и производная?

Слайд 16. Рассмотрите рисунки и постарайтесь установить зависимость между знаком производной и характером монотонности функции на промежутке [a;b]. Сформулируйте выводы. ( на рисунках – эскизы графиков монотонно возрастающей и монотонно убывающей функций, к каждому графику проведены касательные в нескольких точках.)

Слайд 17. Сравните свои выводы со следующим утверждением:

Теорема.  Если функция y = f(x) непрерывна на промежутке Х и ее производная положительна (соответственно отрицательна) во внутренних точках этого промежутка, то функция y = f(x) возрастает (соответственно убывает) на Х.

На противоположной доске предлагается рассмотреть график возрастающей функции, имеющей т.н. точки перегиба – точки, в которых касательная параллельна оси Х. подходит ли такая формулировка к этой функции?

Слайд 18. Сравните  формулировки  теорем:

Теорема.  Если функция y = f(x) непрерывна на промежутке Х и ее производная положительна (соответственно отрицательна) во внутренних точках этого промежутка, то функция y = f(x) возрастает (соответственно убывает) на Х.

Теорема. Если функция y = f(x) непрерывна на промежутке Х и ее производная неотрицательна (соответственно неположительна) во внутренних точках этого промежутка и равна нулю лишь в конечном множестве точек, то функция y = f(x) возрастает (соответственно убывает) на Х.

Обобщаем информацию и делаем выводы (слайды 19-21). Используя рисунок слайда 20, ответьте на вопрос: Чтобы точка х = х0 была точкой экстремума функции, достаточно, чтобы: … (ваше мнение?)

Необходимо подвести учеников к осознанию необходимости выполнения следующих условий в точке: непрерывность, равенство производной нулю или ее отсутствие, смену знака производной при переходе через точку. Далее дается строгая формулировка (слайд 21):

Теорема (достаточные условия экстремума).

Пусть функция у = f(x) непрерывна на промежутке Х и имеет внутри промежутка стационарную или критическую точку х = х0. Тогда:

а)  если у этой точки существует такая окрестность, в которой при x < x0 выполняется неравенство  f ‘(x) < 0, а при x > x0  –  неравенство  f ‘(x) > 0, то х = х0точка минимума функции у = f(x);

б) если у этой точки существует такая окрестность, в которой при x < x0 выполняется неравенство  f ‘(x) > 0, а при x > x0  –  неравенство  f ‘(x) < 0, то х = х0точка максимума функции у = f(x);

в) если у этой точки существует такая окрестность, что в ней слева и справа от точки х = х0 знаки производной одинаковы, то в точке х0 экстремума нет.

Продумайте формулировку «рабочего» правила!

V. Первичное закрепление

1) Решение типовых заданий по материалам ЕГЭ прошлых лет.

2) Проговаривание способа решения.

Слайд 22. Решите задачу.

На рисунке – эскиз графика функции у = f '(х) (график производной функции у = f(х)). Укажите:

  • Промежутки монотонности функции у = f(х);
  • Точки, в которых касательная к графику функции у = f(х) параллельна оси абсцисс;
  • Стационарные и критические  точки;
  • Точки минимума и максимума.

Слайд 23 .Ответы :

  • Функция возрастает на промежутках [x0;x2] и [x2; x4]
  • Точки, в которых касательная к графику функции у = f(х) параллельна оси абсцисс: х0, х2, х4.
  • Стационарные точки: х0, х2, х4. Критическая  точка: х5;
  • Точка минимума – х0, максимума – х4.

В качестве заданий для первичного закрепления выбраны задачи из КИМов ЕГЭ, традиционно вызывающие сложности у выпускников – на исследование свойств функции по графику ее производной. (Учебно-тренировочные материалы ФИПИ).
При наличии времени – решение заданий по задачнику.

VI. Итог занятия

1) Рефлексия деятельности на уроке (что нового узнали);

2) Самооценка учениками собственной деятельности.

На этом этапе обязательно вслух, с опорой на конспекты <Приложение 2> проговариваются полученные в ходе урока формулировки и утверждения, прогнозируются области применения новых знаний

VII. Задание на дом

Теоретический материал: учебник «Алгебра и начала анализа. 10 класс. Профильный уровень». А.Г. Мордкович,  П.В.Семенов – §44 п. 1,2
Решение заданий из задачника: §44, № 44.6 (в,г), 44.8 (б), 44.10 (в), 44.35(а)
Творческое задание:  подготовить презентацию о использовании второй производной для анализа свойств функций.