Урок-путешествие по истории "Воспитание девочек и мальчиков в XVI–XVII веках в семье казаков". 5–11-й класс

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Цель:

  • Познакомить с воспитанием мальчиков.
  • Познакомить с воспитанием девочек
  • Развивать память, мышление, познавательный интерес.
  • Воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю.

Оформление доски:

План:

1. Самостоятельная работа.

2. Рассказ о воспитании мальчиков и девочек.

3. Беседа по изученной теме.

4. Соревнования в группах.

5. Подведение итогов.

Сказка:

  • Курень
  • плетень
  • дорога
  • река
  • степь
  • Григорий

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение темы, целей урока.

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости, здорово дневале (слава богу). Сегодня для наших гостей мы покажем урок, на котором и вы и гости узнаете о воспитании девочек и мальчиков, а поможет нам в этом казак Григорий, которому нужно пройти преграды и войти в курень. Пройти ему через степь, реку, найти дорогу, перелезть через плетень и подойти к куреню поможем мы, если выполним наш план - самостоятельную работу, рассказ о воспитании мальчиков и девочек, беседу по изученной теме, соревнования в группах, подведение итогов. И так, поможем Григорию пройти через степь, выполним самостоятельную работу по теме, которую мы изучили на прошлом уроке.

- Какая это тема? (медицина Дона)

- кто были первыми лекарями?

- когда был основан первый госпиталь?

- кто был первым доктором?

2. Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам:

Карточка № 1 для слабых учащихся

1. В каком году лекари прибыли в Черкасск? А)1673 б) 1675

2. Из чего накладывали припарки? А) горячего вина б) меда

3. В каком году появился первый госпиталь? А)1695 б) 1698

4. Как звали доктора, который приехал на Дон в 1695 году? А) Иван б) Термонт

5. Что такое круг? А) курень б) высший законодательный орган

(проверяет учитель) б,а,а,б,б.

2.2. Работа по вариантам:

1 вариант

№ п/п Вопрос А Б
1 Как звали царя, который прислал искусных лекарей для казаков? А) Александр

б) Алексей

   
2 В каком году лекари прибыли в Черкасск? А)1673 б) 1675    
3 Как звали первых лекарей? А) Афанасий Щещуков б) Иван Костылев    
4 Из чего накладывали припарки? А) горячего вина б) меда    
5 Чем смазывали раны? А) желтым воском, говяжьим салом, белой смолой, деревянным маслом б) салом, воском    
6 Что такое струги? А) дом б) лодки    
7 Что такое Майдан? А) станица б) площадь, где проходили круги    
8 Что такое ясырь? А) пленные б)дети    

Ответы: 1.б 2.а 3.а,б 4.а 5.а 6.б 7.б 8.а

2 вариант

№ п/п Вопрос А Б
1 Чем болели люди, которых изолировали? А) проказой, венерическими заболеваниями б) проказой    
2 В каком году появился первый госпиталь? А)1695 б) 1698    
3 Сколько было врачей, которые приехали на Дон? А)4 б)5    
4 Как звали доктора, который приехал на Дон в 1695 году? А) Иван б) Термонт    
5 Из какого города приехали доктора в 1695 году? А) Москвы б) Ростова    
6 Что такое круг? А)курень б) высший законодательный орган    
7 Что такое трухменка? А) барашковая шапка б) казачья знать    
8 Что такое курень? А) дом казака б)пленники    

1. а 2.а 3.б 4.б 5.а 6.б 7.а 8.а (взаимопроверка)

Поменялись местами, 1 вариант сели за компьютеры, а 2 за столы. Положите шаблоны проверки на листы и подсчитайте те ответы, которые совпадают.

Если от 8- "5", 7-6- "4", 5-4 - "3" (на доске). Поднимите руки, кто получил "5,4,3"

3. Изучение нового материала.

Откроем тетради и напишем новую тему.

3.1. Дифференцированный подход при изучении новой темы:

  • 1 уровень - презентация работ по воспитанию мальчиков и девочек (компьютерная обработка) - операторы
  • 2 уровень - дополнительные сообщения по данной теме - исследователи
  • 3 уровень-работа под руководством учителя подготовленная сценка - актеры

- Мы помогли казаку пойти через степь. Поможем пройти реку. К этому уроку вы готовились заранее: 1 уровень готовили презентацию работ по воспитанию девочек и мальчиков, 2 уровень собирали дополнительные сообщения по данной теме, 3 уровень под моим руководством готовили сценку.

Запомнить особенности по воспитанию мальчиков нам поможет цветок бессмертник, который состоит из 10 лепестков.

1. На воспитание мальчиков в казачьей семье оказывала влияние военная организация жизни донских казаков. Если в семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Но нередко матери роняли слезы над колыбельными казачат, думая, он их судьбе: о том, где и как может быть ранен, изувечен, сложит свою чубатую голову.

Обучение казака ратному делу начиналось буквально со дня рождения. Как только он появлялся на свет, ему клали "на зубок" стрелу (потом пулю), а ручонке давали потрогать лук или ружье.

Презентация 1.

1.На седьмой день младенца крестили, давая имя строго по святцам. Ребенка как можно скорее старались крестить, т.к. считали, что дети, умершие некрещеными, не явятся на Страшный Суд. До совершения таинства Крещения возле него ставили горящую свечу для отпугивания злых духов. Во время Крещения бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик - ребенок долго не проживет, плавает - к долгой жизни. Если, при погружении в воду, ребенок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся, то значит не жилец на этом свете.

Крестили ребенка в храме, при совершении этого обряда должны были присутствовать крестный отец и мать, а также бабушка, принимавшая роды.

После крещения, выходя из церкви загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина - к несчастью, если какое-нибудь животное, то будет богатым.

"И еще одно суеверие: чтобы рожденный младенец был некрикливый, бабки по рождению должны были подложить его ртом под пятку материнской ноги. Крещение отмечалось торжественным крестинным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Бабка-повитуха готовила кашу из риса и кишмиша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была своеобразная плата за помощь при родах.

2. В сорокадневном возрасте его облачали в кольчужку и прицепляли сбоку "шаблюку", после чего отец опять возвращал его матери со словами: "вот тебе Казак".

Когда у ребенка прорезывался первый зуб, его верхом везли в храм и служили молебен святому Иоанну - воину, чтобы рос храбрым и преданным Богу и Православию.

1. Наконец наступал древнейший обычай первой стрижки ребенка. Когда мальчику исполнялся год, крестная мать с женщинами-родственницами (но без родной матери, которая не присутствовала и при крещении ребенка) усаживала его на кошму и первый раз в жизни стригла. Обряд сопровождался благими пожеланиями и ритуальными песнями. Остриженные волосы тщательно собирались и хранились в киоте именной иконы, которая дарилась Ребенку при рождении и сопровождала его всю жизнь.

2. Если казак брал иконку с собой в поход или на службу, то пакет с волосами мать перекладывала в киот своей иконы. После смерти волосы либо укладывались в гроб умершего (или его матери), либо сжигались с частью его вещей, которые не наследовались и не раздавались нищим, когда он был погребен на чужбине.

3. Сценка:

Автор: После стрижки ребенка на женской половине дома, куда мужчины не входили, крестный отец, стоя у дверей, спрашивал:

Крестный: "Готов ли казак?"

Крестная: "Готов. Принимай!".

Казак: "пошли сынок"

Автор: Там, в присутствии мужчин рода, ребенка сажали на неоседланного коня, специально покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви. По тому, как вёл себя малыш, гадали о его будущей воинской судьбе: хватался за гриву - будет жив, плакал, пытался слезть или валился с коня -будет убит. Крестный отец вел лошадь, запоминал все приметы, но матери ребенка не говорил ни он, ни другие.

У дверей церкви ребёнка брал на руки отец и нес к святому причастию. После причастия, у дверей храма, крестный отец надевал на казачонка ремень от сабельной портупеи и нес шашку. Считалось, что отец с крестным несут "справного" казака.

В воротах родного дома отец передавал ребенка матери со словами: "Принимай, мать, казака".

Женщина мать кланялась в пояс: Благодарю тебя, за пожалование меня сыном( принимала ребенка)

Крестная мать снимала с него портупею и передавала крестному, говоря: - Храни, крестный, до срока. "Нашему казаку еще год не вышел, ему еще расти надо".

Крестный принимал шашку и, целуя клинок: " обещаю хранить оружие, а крестника обучить военному мастерству.

Автор: После этого ребенка уносили на женскую половину, где он воспитывался до семи лет. На мужскую половину он мог заходить только в сопровождении старших, предварительно спросив разрешения.

2. Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору, а пятилетние казачата вовсю скакали по улицам, стреляли из лука и играли в войну.

Крестный, обучал крестника всем церковным обычаям, но большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок - поскольку это его плоть и кровь, а крестный - духовный отец - будет и строг и справедлив.

Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

2. В семь лет уже крестный, усадив на кошму, стриг подростка "в скобку", после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Происходило это в субботу, а в воскресенье, облачившись в новую мужского покроя одежду, мальчик первый раз шел к исповеди. Вечером, после обильного угощения с приглашением всех родных, где в последний раз ел детские "Сладости, казачонок брал свою постель и переходил на мужскую половину. Братья осматривали его постель и выбрасывали подушки, тюфяк и одеяло, если считали их слишком мягкими, говоря:

- Ты, брат, теперь не ребенок. Ты теперь, считай, полказака!

С этой минуты наказывать казачонка могли только мужчины. О каждом замечании, полученном от старших (даже посторонних чужих людей), он должен был немедленно сообщить отцу, креп ному, дедушке или старшему брату. Матери, крестной или бабушке он уже не жаловался и защиты у них не просил. Если старшие мужчины отлучались, то мальчик, перешедший на мужскую половину, мог получить от отца приказ: "Дом смотри, женщин береги".

Стрелять учили с семи лет.

1. С момента рождения казачки закаливали своих детей, оставляя их одних в поле и дома. С малых лет приучали их к труду: ходить за плугом, сторожить в степи лошадей, овец, рогатый скот. Сами игры казачат способствовали развитию проворства и отваги: они с удивительной быстротой лазили по деревьям, переплывали через реки, пытались управлять степным конем.

1. К 10 годам мальчик становился хозяином и главой семьи. На его попечении были мать, бабушка и сестры. И если мальчик еще не мог приказать матери или бабушке, то сестры, даже старшие, слушались его беспрекословно. "За дурь" его уже наказывали без снисхождения на возраст, каждый поступок обсуждался всеми мужчинами рода. Рубить шашкой учили с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и "ставили руку", чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг.

2. С 17 лет казак - малолетка. Со многих станиц казаки-малолетки собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы. Переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. Тренировки и упражнения шли круглый год.

И так подведем итоги, посмотрим на цветок, что происходит с казаком с его рождения?

Запишем в тетрадь:

  • рождение - давали на "зубок" стрелу, ружье, лук
  • 7 дней - крестили
  • 40 дней - облачали в кольчужку
  • 1 зубок - везли в храм
  • 1 год - первая стрижка,
  • 3 года - ездил верхом по двору, первые штаны
  • 5 лет - скакал по улицам
  • 7 лет - вторая стрижка, учили стрелять
  • 10 лет - становился хозяином и главой семьи, учили рубить шашкой
  • 17 лет - смотр боевых искусств
  • 1 этап - рождение - 3 года - давали на "зубок" стрелу, крестили, облачали в кольчужку, стригли
  • 2 этап  - 3 года-10 лет - учили ездить верхом, стригли, учили стрелять, переходил на мужскую половину
  • 3 этап - 10 лет - 17 лет - учили рубить шашкой, становился хозяином и главой семьи, ездил на смотр.

Физминутка:

Раз, два встали.
Руки вверх подняли,
Похлопали в ладошки,
Побежали ножки,
Сели как грибочки,
Встали как дубочки.
Сели, встали
И за парты тихо сели.

Рассмотрим воспитание девочки. Посмотрите на цветок бессмертник. Что же происходило с девочкой с момента рождения?

Как-то сидя у плетня
Говорит казачка Груня:
Расскажу я вам казаче
Как Аксиньюшка росла.

Перво - наперво с рожденья
Дочку мыла крестная.
Все она с нее заботы
В будущем смывала, хлопоты.

В это время сам отец
За столом сидел,
Не спеша, он кашу ел.
И солена, и перчена,
Несъедобна и горька.

Ел, не морщась, не смущаясь,
Чтобы девочке родной
В жизни будущей своей
Горя не досталось.

На седьмой день окрестили.
Первый шаг отметили.
И тогда ей подарили
Гребешок, платок и ленту.

Годов с трех она смотрела
Годовалого ребенка.
А с пяти уже могла
Вышивать, вязать и шить.

Пятилетнюю могли
В няньки к людям отдавать.
Пятилетняя казачка
На покос еду носила
И стирать уже могла.

И, конечно же, играла,
Пела и плясала,
Подражая бабушкам своим.

Становилась девушкой она,
Дед дарил кольцо тогда.
Да колечко не простое,
Из метала серебра
На леву ручку одевал,
Да хваленкою назвал.

А когда невестой стала,
Парень в гости приходил
Клал фуражку он на стол.

Если доченька ее
Дном перевернула,
То казак должен тогда,
Приходить и свататься.

Если доченька ее
Вешала на вешалку,
То тогда казак
Получал отказ.

- Мы помогли казаку пойти через реку. Поможем пройти дорогу к куреню.

И так подведем итоги, посмотрим на цветок, что происходит с казачкой после рождения?

Презентация 2.

Запишем в тетрадь:

  • рождение - купание
  • 7 дней - крестили
  • 1 шаг - дарили ленты
  • 3 года - нянчили младших
  • 5 лет - учили вышивать
  • девушка - дарили серебряное колечко
  • невеста - приходили свататься
  • 1 этап - рождение -3 года - купали, крестили, дарили ленты.
  • 2 этап - 3 года- девушка - нянчили младших, учили вышивать
  • 3 этап - девушка- невеста- дарили серебряное колечко, приходили свататься.

4. Закрепление

- Мы помогли казаку пойти через кочки. Поможем перепрыгнуть через плетень.

4.1. Работа в группах

1. Узнай-ка.

Определить по картинке возраст?

2. Шифровальщик (собрать слова)

1.платок (шелковый)

2.шаровары (первые)

3.колечко

4.гребешок (1 шаг)

3.ребус

1.крестный

2.баня

3.платок

4. лента

4.черный ящик

1.Про нее говорят: " сохраняй до срока"? (шашка)

2. Это употребляет в пищу мальчик в последний раз в 7 лет? (сладости)

3.Ее забирали в 7 летнем возрасте? (подушку)

4. Это давали в подарок девушке? (колечко)

Подведем итоги.

  • 1 место -
  • 2 место -
  • 3 место -

Подведем итоги.

И так мы помогли казаку пройти в курень.

4.2. Итог урока. Фронтальный опрос.

-С чем вы познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

5. Выставление оценок с пояснением.

6.Домашнее задание.

1 уровень - выучить материал и ответить на вопрос: "Какие же качества воспитывали у девочек и мальчиков." (Мальчики - смелость, мужество, любовь к Родине, ответственность.

Девочки - хозяйственность, доброй, заботливой.)

2 уровень - выучить материал и составить кроссворд по изученной теме, который состоит из 5 слов.

3 уровень - выучить материал