Развитие элементарных математических представлений с детьми группы с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В последние годы отмечается значительный рост числа детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, что определяет необходимость диагностико-коррекционной и профилактической направленности работы дошкольного образовательного учреждения. Возрастной контингент детей с задержкой психического развития за последние годы расширился, и многие дошкольные образовательные учреждения, как и наше, начинают работу по данному направлению с детьми среднего дошкольного возраста.

Успешность коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития зависит от нескольких факторов.

1. Ранняя диагностика с последующим мониторинговым сопровождением возможных отклонений от возрастной и качественной норм развития.

2. Грамотная и адекватная постановка задач коррекционной развивающей работы.

3. Комплексный подход в коррекции задержкой психического развития осуществляется координацией работы специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкальных руководителей для решения поставленных задач с целью преодоления психических и физических проблем развития.

Взаимодействие специалистов группы: логопеда, педагога-психолога, дефектолога, музыкального руководителя, воспитателей предполагает обязательное совместное планирование работы по результатам диагностики и индивидуальных темпов усвоения материала детьми. Необходимым условием является придерживание тематического планирования, которое объединяет работу всех педагогов группы.

4. Организация работы с семьей в режиме взаимодействия и комплексного, систематического подхода к решению задач преодоления трудностей в раскрытии потенциала ребенка; направленность на адекватность и соответствие возрастным нормам развития [1].

На базе МДОУ д/с№45 функционирует коррекционная группа для детей с задержкой психического развития. Группа работает по коррекционно-развивающей программе "Особый ребенок", разработанной коллективом педагогов МДОУ д/с№45 и рецензированной в МОИПКРОиК (Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры).

В программу включены базисные (основные) компоненты коррекционного обучения, видовое содержание коррекционной деятельности вне занятий, направленное на коррекционное воздействие на ребенка и отражающее психо-эмоциональное благополучие детей, формы работы с детьми, распределение дисциплин между специалистами и воспитателями. Одним из основных компонентов коррекционного обучения является освоение детьми элементарных математических представлений.

Однако обучение детей математике не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения, являясь базой для обучения многим другим предметам [2]. Наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, необходимо развивать и математическое мышление. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Но, мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без цели направленного внешнего воздействия [4]. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитание - сделать занятия по формированию элементарных математических преставлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Работа по развитию элементарных математических представлений строится на основе годовой задачи детского сада, перспективного планирования, сетке непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности и проведенной в начале года диагностики. Так же образовательная работа проходит в групповых центрах, развития в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Реализация задач по развитию элементарных математических представлений не проходит изолированно, а решается интегрировано в других образовательных областях: "Коммуникация", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы" и т. д.

Основная форма работы по развитию элементарных математических представлений - это занятия (непрерывная непосредственно организованная образовательная деятельность). Данная работа проходит по подгруппам и индивидуально.

Направления работы:

- действия с группами предметов;

- геометрические фигуры;

- размер предметов;

- количество и счет;

- пространственные и временные понятия;

- десяток;

- сложение и вычитание в пределах 10.

Основные направления этой образовательной работы базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию. Коррекционная направленность обеспечивается максимальным использованием в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности предметно-практическим методам работы. Особое внимание уделяется умению детей свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо [5].

В работе по развитию элементарных математических представлений для активизации мыслительной деятельности детей используются разнообразные методы и приемы. Очень эффективные и интересные для детей являются такие методы и приемы, как создание и решение проблемных ситуаций, сравнение и анализ, усложнение заданий [3].

Для успешной реализации задач по развитию элементарных математических представлений в группе созданы соответствующие условия: центр математики, куда входят дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи) и для закрепления пройденного материала.

В процессе занятий с детьми широко используется красочный наглядный (демонстрационный) материал и раздаточный материал для самостоятельных действий.

Вся работа по развитию элементарных математических представлений ведется в тесном контакте с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы и подгрупповые консультации, практические семинары, чтобы показать, как в игровой форме донести до ребенка учебный материал. Предлагаются дидактические игры для занятий с детьми дома. Эффективной формой взаимодействия и повышения компетентности родителей в вопросах математического развития детей является практическое проигрывание игрового материала.

Наглядная агитация и консультации помогают родителям самим, прежде всего, понять учебный материал и метод работы с детьми дома.

Систематическая и последовательная работа, основанная на общедидактических принципах, правильно организованной и используемой развивающей среде, различным формам ручной деятельности и предметным действиям для развития восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации, позволяет достичь положительной динамики уровня знаний, умений и навыков при выпуске детей группы ЗПР в школу.

Литература.

1. Авторский коллектив педагогов МДОУ д/с №45 // Коррекционно-развивающая программа "Особый ребенок" для средней группы ЗПР (для детей с задержкой психического развития). Рецензент - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики, Мурманского областного института повышения квалификации работников образования, член Балтийской педагогической академии Терехова З.М. - М., 2005

2. Касицына М.А. Дошкольная математика. - М., 1999.

3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М., "Баласс", 2004.

4. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. - Н. Новгород, 1994.

5. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М., Школьная Пресса, 2001.