Урок математики в 5-м классе. Игра-путешествие по теме "Площади"

Разделы: Математика


1. Организационный момент.

Учитель. У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся в поход. Разобьем класс на четыре туристические группы, каждую группу поведет свой проводник. Какая группа доберется быстрее до места стоянки, наберет больше баллов, та и станет победителем. А в личном первенстве самый активный станет лучшим туристом. Вашу работу во время путешествия будет оценивать жюри в составе консультантов-восьмиклассников (Приложение 1).

– Группы к походу готовы?
– Готовы!
– А вот сейчас мы это проверим.

1-й этап. Теоретический конкурс.

(На доске прикреплены изображения предметов туристического снаряжения и посторонних предметов: рюкзак, котелок, топор, пылесос, костер, палатка, холодильник, лопатка, компьютер, аптечка, ведро, спички, чемодан, сапоги, кружка, миска, на обратной стороне которых написаны вопросы.) Какая команда наберет с собой больше полезных вещей в поход?

Вопросы для команд:

  • Какие фигуры называют равными?
  • Формула площади прямоугольника?
  • Формула площади квадрата?
  • Что такое гектар?
  • Что такое ар?
  • Что такое формула?
  • Что такое 1 м2?
  • Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника?
  • В каких единицах измеряют площади земельных участков?
  • Сколько см2 в 1дм2?
  • Сколько см2 в 1 м2?
  • Сколько мм2 в 1м2?

2-й этап. “А что у вас, ребята, в рюкзаке?”.

Учитель. Без чего в математическом походе не обойтись?

  1. Знания.
  2. Смекалка.
  3. Находчивость.
  4. Сообразительность.
  5. Умения.
  6. Походный старт с испытаниями (групповая работа “мозговой штурм”).

1) Сколько квадратов вы видите на рисунках?

3) Перед вами карта местности.

Фигура, изображенная на рисунке, состоит из 12 равных квадратов. Перечертите ее и разделите на четыре равные части. Делить можно ломаными линиями. Какова площадь каждой фигуры?

4) Площадь каждого квадрата сетки равна 1 см2. Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке.

(20 см2)

3-й этап. “Отправились в поход и перед нами камень преткновения”.

Преодоление препятствий (Самостоятельная работа)

“Перевал” (задача 2)  “Переправа” (задача 3)
  “Лесное озеро” (задача 1)  

Задача 1. Лесное озеро прямоугольной формы, размером 30×14 м. На поверхности находятся шлюпка, плот, лодка, катамаран. Шлюпка занимает 18 м2, плот – 24 м2, лодка – 6 м2,
катамаран – 4 м2. Сколько квадратных метров площади озера остались свободными?

Задача 2. В одной старинной математической рукописи обсуждалась возможность асфальтирования дороги для муравья, длиной 100 км и шириной 1 мм. Сможете ли вы найти площадь этой дороги? (100000000мм2=100м2).

Задача 3.Для переправы через реку навели понтонный мост длиной 15м 30см.

Какова ширина моста, если его площадь 137700см2?

*Мост выложили брусчаткой квадратной формы со стороной 30см. Сколько штук брусчатки потребуется?

4-й этап. “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”

(Индивидуально-групповая работа.)

Учитель. Ура! Привал. Разбиваем лагерь. Ставим палатки. Разжигаем костер.

Задача 1. Найти площадь места, занимаемого палаткой, длина которой 1м 80см, ширина 95 см.

Задача 2. Найти площадь поверхности спичечного коробка, измерив длину, ширину и высоту коробка (5см5мм, 3см5мм, 1см5мм). Ответ записать в мм2.

Задача 3. В боковой стенке палатки есть окно квадратной формы с длиной стороны 1 дм. Найти площадь боковой стенки без окошка. Палатка дана в миниатюре.

Задача 4. Вычислить площади данных фигур в квадратных сантиметрах, разбив предварительно их на прямоугольники.

Задача5. Туристы сели на отдых у костра на седушках квадратной формы со стороной 40 см. Сколько туристов сидело у костра, если они заняли площадь в 4 м2.

5-й этап. “Стало солнышко садиться, не пора ли возвратиться!”

Наш поход подходит к концу, пора возвращаться домой. Свои карты проводники сдадут жюри, которое подведет итоги .

Учитель. Пока жюри подводит итоги, мы от математики перейдем к русскому языку. Хочу познакомить вас с некоторыми словами.

“Буриме” – литературная игра, шуточного содержания на составление четверостишия, в котором заданы рифмы в 1 и 3 или 2 и 4 строчках.

“Синквейн”– пятистрочная стихотворная форма (т.е. стихотворение, состоящее из 5 строк.).

Задание командам. Составить буриме со словами “квадрат– собрат”.

Заслушать ответы.

Домашнее задание.

1) Составить синквейн к слову “площадь”.
2)Составить кроссворд по данной теме.

Рефлексия.

Учитель.

Какую тему мы с вами повторили?

Где можно на практике применять знания этой темы?

С каким настроением вернулись из похода?

J K L

Продолжим ли мы наши путешествия по другим темам?

6. Подведение итогов.

Консультанты называют:

а) лучшие туристические группы;
б) лучшего знатока темы “Площади”.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, т.е. занявшая первое место, получает оценку “5” в журнал.

Список литературы.

  1. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Н. Я. Виленкин и др. –М.: Мнемозина.
  2. Математика. 5 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация. /Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. Изд. 2-е.-Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.

Учебная тема: Площадь прямоугольника

Возраст обучающихся : 5 класс

Планируемые результаты изучения учебной темы

Личностные
  • Ответственность
  • Направленность на саморазвитие
  • Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора;
  • Умение ясно,точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме; понимать смысл поставленной задачи.
  • Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности(рефлексия)
  • Креативность мышления, умение логически мыслить, находчивость.
Метапредметные
  • Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию;
  • Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
  • Умение видеть математическую задачу в других дисциплинах и окружающей жизни.
Предметные.
  • Владение базовым понятийным аппаратом по теме;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • Овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
    – выполнять устные и письменные вычисления;
    – проводить несложные практические расчеты;
    – пользоваться математическими формулами;
    – использовать формулы для нахождения площадей квадрата и прямоугольника.

Описание учебных ситуаций.

Краткая аннотация учебной ситуации Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Ситуация 1.
Математическая разминка на командное первенство по сбору полезных вещей в поход.

Командам предлагается ответить на вопросы по теме с целью повторения теоретического материала по теме.

Личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной форме; понимать смысл поставленной задачи.

Метапредметные:
правильно выражать свои мысли в речи.

Предметные:
владение базовым понятийным аппаратом по теме.

Ситуация 2.  
“На старт”.

Логическая разминка по геометрическим конфигурациям.

Личностные:
креативность мышления, умение логически мыслить, находчивость;

Метапредметные:
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задачи;

Предметные:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Ситуация 3.
“Камень преткновения”.

Решение практических задач по теме.

Обучающимся предлагаются задачи для самостоятельной и групповой работы на использование формул для нахождения площади прямоугольника и квадрата.

 

Личностные:
ответственность,
критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора.

Метапредметные:
обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию;
уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя;
умение видеть математическую задачу в других дисциплинах и окружающей жизни.

Предметные:
овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач.

Ситуация 4.
Составление буриме “квадрат-собрат” и синквейна к слову “площадь”. Личностные:
направленность на саморазвитие.

Метапредметные:
умение видеть математическую задачу в других дисциплинах и окружающей жизни.

Предметные:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Разработка учебной ситуации.

Название. “Камень преткновения”.
Планируемые результаты обучения. Знание основных понятий, терминов.

Развитие навыков групповой работы в достижении общих целей

Развитие критического мышления

Умение организовывать и планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи.

Развитие умения систематизировать и анализировать информацию, делать выводы

Умение решать задачи практического содержания с применением математического аппарата.

Оценивать достигнутые результаты.

Краткое описание ситуации. Обучающимся предлагаются задачи для самостоятельной и групповой работы на использование формул для нахождения площади прямоугольника и квадрата.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. Самостоятельно решить три задачи базового уровня.

Решить разноуровневые задачи (каждый обучающийся получает задание своего уровня по выбору).

Представить результаты жюри.

Жюри подводит итоги по результатам .

Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов. Подготовить задачи базового уровня.

Подготовить дифференцированные задачи практического содержания.

Разработать критерии оценивания работы обучающихся.