Урок биологии. Тема: "Охраняемые растения Владимирской области". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели урока: Углубить и расширить знания учащихся о редких и охраняемых растениях Владимирской области, их биологических особенностях, роли в природе и жизни человека; способствовать развитию экологической культуры учащихся, бережному обращению с окружающей средой.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование навыков самостоятельного приобретения знаний путем работы с дополнительной литературой.
  2. Обосновать необходимость бережного отношения ко всем растениям, но особенно к редким и охраняемым.
  3. Способствовать формированию сознательной мотивации своих дел и поступков в природе.
  4. Развивать умения школьников узнавать редкие растения в природе, по рисункам, открыткам, слайдам.
  5. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по охране растений своего края.

Подготовка к уроку.

За неделю до урока учащиеся готовят рассказ о редких растениях, подбирают о них стихотворения, легенды (например, о плаунах, кувшинке белой, ландыше майском, первоцвете и др.).

Оборудование для урока:

  1. Презентация к уроку.
  2. Компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Оформить материал для “Цветочного магазина” на магнитной доске (на магнитную доску магнитиками прикрепляются изображения редких растений).
  5. Кроссворд “Не рви нас”.

План урока

  1. Организационный момент, цели и задачи урока.
  2. Рассказ о Красной книге Владимирской области и о некоторых растениях – “краснокнижниках” Владимирской области.
  3. Рассказ учащихся об охраняемых растениях Владимирской области, демонстрация презентации.
  4. Игра “Цветочный магазин”.
  5. Решение задачи – шутки.
  6. Задание “Не рви нас”.
  7. Заключение, подведение итогов.

Ход урока

1.

В настоящее время вопросам охраны природы придается большое значение. Правильное их решение способствует сохранению и разумному использованию природных богатств. Достижение гармоничных взаимоотношений между человеческим обществом и природной средой становится главной проблемой современности. От ее решения зависит существование не только тех или иных государств и наций, но и человечества в целом.

Жизнь человека неразрывно связана с природой, а, следовательно, и с жизнью растений. Роль растений в жизни человека и всех живых существ велика. Все мы знаем, что тот мир живой природы, который нас окружает и отличает планету Земля от других, мог сформироваться благодаря постоянной работе зеленых растений, поглощающих из атмосферы углекислый газ и выделяющих в процессе фотосинтеза кислород, без которого жизнь для нас невозможна. Кроме того, органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза, обеспечивают жизнедеятельность всего живого мира – от бактерий до человека. Зеленые растения участвуют в почвообразовании. Таким образом, зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют чрезвычайно важную – космическую – роль в жизни нашей планеты. Поэтому растения нужно знать и относиться к ним бережно.

2.

О том, что такое Красная книга, сегодня знают все – список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.

Первая книга – Международная – появилась в 1966 году. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Через некоторое время выяснилось, что одной только международной книги недостаточно, ведь она отражает состояние животного и растительного мира в целом на планете. А в каждой стране положение редких и даже вымирающих видов неодинаково. Поэтому и стали создавать Красные книги отдельных стран. Красная книга нашей страны была учреждена в 1974 году. 
Название “Красная книга” вполне конкретное и в то же время символическое. Все виды, занесенные в нее, разделены на категории:

  • 1 категория – виды, находящиеся под угрозой исчезновения, их численность достигла критического уровня;
  • 2 категория – виды,  численность которых быстро сокращается;
  • 3 категория – редкие виды, встречающиеся в небольшом количестве;
  • 4 категория – неопределенные виды – малоизвестные, недостаточно изученные;
  • 5 категория – виды, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека.

Задание: составить синквейн "Красная книга":

  1. Термин ______________________________________________________
  2. Два прилагательных _____________________________________________________________
  3. Три глагола _____________________________________________________________
  4. Предложение из четырех слов, раскрывающих смысл синквейна __________________________________________________________
  5. Одно слово, определяющее отношение автора к термину _____________________________________________________________

В 1977 году было принято решение “Об охране редких и нуждающихся в охране растениях Владимирской области”. Согласно данному решению 47 видов растений было взято под охрану, а в 1986 году и 2008 году этот список был дополнен. В Перечень видов, взятых под охрану, вошло 169 видов высших растений, в том числе 7 папоротниковидных, 5 плауновидных, и 156 покрытосеменных; грибов – 10; животных – 160 видов.

Красная книга – это как бы красный сигнал светофора, сигнал тревоги. Человек! Остановись…Оглянись…Подумай! Подумай о своем отношении к природе, к ее дарам. Красная книга предупреждает, что эти растения требуют постоянной и строгой охраны.

Сегодня на уроке мы перевернем с вами страницы этой книги, посмотрим, какие растения нуждаются в охране, подумаем, что нужно делать для охраны растений в целом, а также для восстановления численности видов, занесенных в Красную книгу.

3.

Рассказ учащихся с использованием презентации (задания учащимся даются за неделю до урока). /Приложение 1/

Башмачок настоящий (Венерин башмачок, Адамова голова)

Башмачок настоящий встречается довольно редко во Владимирской области. Растет в еловых и смешанных лесах, на богатых гумусом карбонатных почвах.

Род “циприпедиум” получил название от сочетания одного из имен греческой богини красоты Афродиты (Венеры) Киприда (по названию острова Кипр, на который она вышла, родившись из пены морской) и греческого слова “педилон” – обувь, т.е. дословно “башмачок Киприды”. По легенде богиня Венера потеряла в лесу туфельку и, из нее вырос прекрасный цветок, форма которого напоминает сказочную обувь. Славяне за крупные цветки назвали растение “адамовой головой”. Уникальность этого растения заключается в том, что от прорастания семени башмачка до первого цветения проходит 15 – 18 лет, поэтому эта северная орхидея очень нуждается в нашей защите.

Любка зеленоцветковая

Любка зеленоцветковая (Platanthera chlorantha) очень похожа на  любку двулистную (Platanthera bifolia). Растёт любка в смешанных и лиственных лесах, на редколесьях, среди кустарников. Любка зеленоцветковая – многолетнее травянистое растение высотой 30-60 см. Цветки почти без запаха, зеленовато-белого цвета. 

В сказке латвийской писательницы Анны Саксе девушку губит аромат любки, выдуманный лешим на погибель бедняжки. Запах орхидеи пьянит девушку сильнее поцелуев любимого. Не в силах противостоять этому влечению, она уходит искать цветок с этим запахом, и затем сама превращается в орхидею-любку.

Кувшинка белая

Растет на озерах, в речных заводях, реках и прудах. За удивительную красоту кувшинку называют лотосом севера.

Цветет с конца мая до августа. Цветы кувшинки раскрываются в 7 часов утра и закрываются в 5 часов вечера. Это растение использовал ученый К.Линней, когда создавал цветочные часы.

Одно из самых красивых растений, которому посвящено много легенд. Как повествует греческое сказание, кувшинка возникла из тела прелестной нимфы, погибшей от любви и ревности к безразличному к ней Геркулесу, от нее она и получила свое научное название “нимфея”. Древние славяне почитали кувшинку и берегли ее. Растение запрещалось срывать и приносить в дом ради забавы. Существовала примета: если цветы белых кувшинок принести в дом, то погибнет весь домашний скот. Славяне предписывали кувшинке как мистическое, так и лечебное значение. Недаром она носила название “одолень – трава”, считалось, что она может одолеть нечистую силу, болезни и недуги. Ее зашивали в ладанку и носили на груди.

В последнее время эта красавица начала восстанавливать свою численность на территории области благодаря природоохранным мерам. А ведь совсем недавно встречи с ней были большой редкостью. Сорванная часто с большим трудом, она быстро увядает и закрывается зеленой чашечкой.

Берегите этот цветок!
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда – привязан плот,
Он никуда не уплывет.

Колокольчики

На территории Владимирской области взято под охрану 3 вида колокольчиков – Бубенчик лилиелистный, Колокольчик жестковолосистый, Колокольчик широколистный.

Наибольшей красотой отличается колокольчик широколистный, растущий в лиственных лесах, по оврагам.

Сколько стихотворений и песен сложено про колокольчики!
Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звоните вы в день весенний мая
Средь нескошенной травы головой качая.
Лиловый колокольчик
Расту в тени лесной
И в просеке сосновой
Киваю головой.

Колокольчики напоминают нам об изобретении колоколов. Они появились в 1500 г. В Италии в провинции Кампании. Во время прогулки епископ Паулиний долго ими любовался, и ему казалось, что, качаясь от ветра, они издают мелодичный звон. Епископ приказал отлить такой колокол из меди. Это и был первый колокол.

А лесная мошкара использует колокольчики как “гостиницы”. В своих “номерах” шестиногие жители не мокнут и не мерзнут. Ведь внутри такой гостиницы значительно теплее, чем под открытым небом. Колокольчики собирают в большом количестве на букеты, вот почему они нуждаются в охране.

Берегите это прелестное растение!

Плауны.

Это одни из самых древних растений нашей области.

Растут в лесах, часто на участках, покрытых зелеными мхами. Иногда они образуют изящный зеленый ковер. Часто из них плетут венки и гирлянды. Споры плаунов широко применяются в медицине.

При сборе растение легко вырывается с корнями. Новое растение образуется из спор только через 20 – 30 лет при условии, если произойдет заражение спор нитями гриба. Небрежное отношение к плауну может привести к его полному уничтожению.

Прострел раскрытый (сон – трава)

Растет в разреженных сосновых лесах на песчаной сухой почве, опушках и просеках. В начале цветения у сон – травы нет ни листьев, ни стебля, а только фиолетовый мохнатый венчик с еле заметной цветоножкой и пучком желтых тычинок посередине. По мере роста стебель вытягивается, и появляются листья.

Родовое название “пульсатилла” в переводе с латинского означает “удар”. Русское название “прострел” связано с легендой о том, что в зарослях этой травы повадилась прятаться нечистая сила, и архангел Михаил метнул в них громовую стрелу и прострелил траву так, что до сих пор ее листья рассечены на доли.

Существует поверье, что прострел способен навевать вещие сны. Отсюда и название растения – “сон – трава”. Считалось, что больной человек, уснувший на поляне, поросшей прострелом, просыпается здоровым. Согласно легенде, снотворные свойства прострела обнаружил один охотник, который подсмотрел как медведь, выкопавший и облизавший корневище прострела, тот час уснул на поляне. Все части этого растения ядовиты!

Печеночница благородная (перелеска)

Встречается в сырых лесах, особенно под орешником. Ее разводят в садах как декоративное растение. Ранней весной появляются красивые одиночные цветки с синим, иногда розовым околоцветником. Листья трехлопастные, голые, с характерной пятнистостью. Пятна напоминают печень, отсюда и произошло название растения. Древние славяне считали, что это растение помогает при заболеваниях печени, отсюда и русское название “печеночница”.

В народной медицине издавна используются листья печеночницы при болезни печени и для остановки кровотечения. Употребляют ее также как мочегонное средство.

Печеночницу по праву называют синим подснежником, т. к. она одной из первых весной появляется из под снега.

Это растение становится редкостью, поэтому в любом ботаническом справочнике написано: “Нуждается в охране”.

Я синий подснежник,
Весенний цветок
Я вылезти, встать
Из под снега не мог.
Но утром апрельским
Запахло весной
И я распустился –
Цветочек лесной.

Ирис сибирский (касатик, радужница)

Растет на сырых и переувлажненных лугах, иногда встречается на опушках. Цветет в мае – июне.

Родовое название “ирис” произошло от греческого слова “радуга”. Оно дано растению из – за яркой и переливающейся окраски цветков. В греческой мифологии этот цветок был посвящен крылатой вестнице богов Ириде, которая, будучи посредницей, между богами и людьми, спускалась на Землю по радуге.

В Древнем Египте ирис был символом красноречия. В Японии ирис очень почитаем, и считается символом мужества. Слова ирис и воинский дух даже обозначаются одним иероглифом. На Руси за красоту цветков ирис получил нежное название “касатик”, что значит милый, дорогой, желанный. Его разводят как декоративное растение, размножается оно вегетативно – корневищем. Корневище называют “корень фиалки” за приятный фиалковый запах. Оно содержит различные масла, смолы, слизь. Применяют его в косметике и медицине.

Ятрышник шлемоносный.

Этот цветок предпочитает светлые леса, луга, склоны гор. На севере его можно встретить на почвах, богатых кальцием. Латинское название этого цветка восходит к слову “воин” (“милес”), поскольку форма цветков напоминает шлем древнего воина. А русский вариант опирается на слово “ятро” (“ядро”), поскольку именно ядро напоминают корневые шишки этого цветка. В восточносибирских деревнях рассказывают историю об этом растении…

Однажды усталый охотник заблудился в лесу, из последних сил выбрался на поляну и, разведя костер, решил переждать ночь. Достал из заплечного мешка нехитрые припасы и собрался уж было позавтракать, как вдруг вышел на огонь его костра древний старичок. Пожалел охотник старого человека и поделился краюхой хлеба и луковицей. Поужинали они и легли спать. Во сне охотнику явился тот старичок и сказал, хочет отблагодарить его за доброту и протянул похожий на ядрышко корень. Проснулся охотник утром, а старичка и след простыл, только в заплечном мешке откуда–то взялся тот самый корень. Подивился охотник, но не стал его выбрасывать. И вот чудо — дорога домой сама, точно лента, легла перед ним. С тех пор считается, что корень ятрышника шлемоносного, если носить его с собой, дарует умение всегда находить нужную дорогу и защищает от диких зверей. В народной же медицине корнеклубень этого растения широко используется при лечении дизентерии и пищевых отравлений. 

4.

А теперь повторим еще раз растения, о которых вы рассказали. Для этого поиграем в цветочный магазин. Но магазин наш необычный. Продавец загадывает покупателям загадку. Кто ее отгадает, тот получает открытку с изображением этого растения. Купившим наибольшее число открыток, вручается приз. (Все растения, которые продаются в цветочном магазине, прикрепляются магнитиками на магнитную доску).

1. У названия конфеты стал ударным первый слог.
Кто, ребята, мне ответит, что же это за цветок? (Ирис)

2. Белоснежны лепестки, желтые тычинки,
На воде качается нежная…(Кувшинка)

3. Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Не видал ли где на свете
Ты сестру мою? Ответь мне. (Ветреница)

4. Зацвели весной цветочки
Нет ни стебля, ни листочков.
Только венчик фиолетовый мохнатый
И пучок тычинок желтоватый. (Прострел)

5. Ручьями очищается и хвоя, и валежник
И первым появляется в проталине…(Подснежник)

6. Каким растением можно:
– полюбоваться
– вылечиться
– подушиться
– отравиться (Ландыш)

7. Круглый желтый шарик на лугу растет.
Правильно тот делает, кто его не рвет. (Купальница)

8. По земле ползет как вьюн –
Называется…(Плаун)

9. Синий, нежный, нежный,
В чашечке зеленой,
Я стою на тонкой ножке,
От росы склоненной. (Колокольчик)

10. Что потеряла в лесу богиня красоты? (Венерин башмачок)

11.Растение это носит очень сладкое название. Цветки его вначале пурпуровые, затем фиолетовые и, наконец, синие. (Медуница)

5. Задача-шутка

Один мальчик все летние каникулы провел в деревне. Он решил написать о том, как отдыхал, небольшое стихотворение.

И вот, ребята, я в лесу опять,
Увидел ландыш и спешу сорвать.
Увидел я Венерин башмачок –
И вот в руках моих уже горит цветок.
Увидел на опушке первоцвет –
Хочу нарвать я из него букет.
Купаюсь я сейчас в пруду,
Домой с кувшинками уйду.
Цветы прекрасны – спору нет –
Несу домой большой букет!

  1. Как вы думаете, знает ли мальчик растения? (Да)
  2. Подумайте, можно ли назвать его любителем природы? (Нет)
  3. Почему нельзя делать так, как поступает этот мальчик?
    – сорваны цветы, которые быстро вянут
    – охапка цветов! Этот букет – веник говорит о душевной черствости, малой культуре человека. Одной цветущей веточки, несколько умело поставленных в воду цветков вполне достаточно для украшения комнаты.
    – представьте себе, как хороши были эти цветы, когда росли. Каждый мог любоваться их красотой сколько угодно, а у мальчика эти цветы постоят несколько дней, и он их выбросит.
    – если каждый будет делать как он, то эти растения могут со временем исчезнуть в данной местности.
  4. Можно ли этого мальчика назвать добрым? (Нет)

По отношению к природе можно многое сказать о человеке, его воспитанности и доброте.

Давайте же учится видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить.

– Как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы Красная книга из года в год становилась все тоньше и тоньше?

В ходе обсуждения вопроса учащиеся определяют перечень мер по охране растений:

  • Необходимо запретить сбор диких цветковых растений в целях продажи; выработать меры наказания для нарушителей и осуществлять строгий контроль в местах возможной торговли.
  • Создавать микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений.
  • Культивировать редкие растения в ботанических садах и питомниках.
  • Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.
  • Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения, занесенные в Красную книгу.

– Почему возникла необходимость охраны растений, о которых мы говорили с вами на уроке?

6. Задание “Не рви нас”.

(На доске вывешивается кроссворд, вычерченный на листе ватмана)

Ставится магнитная доска с изображением растений. По мере того, как учащиеся отгадывают названия, учитель вписывает их в кроссворд.

Ребята, если вы правильно впишете названия растений, то узнаете, о чем они вас просят.

Дома, ребята, вы можете сами составить еще один кроссворд “Охраняемые растения”

7.

Сегодня вы показали, что хорошо знаете охраняемые растения. Я надеюсь, что вы не только сами не будете рвать эти растения, но и защитите их от тех, кто это делает.

Все горожане стремятся в природу, в лес, но прийти в него надо с миром, набраться здоровья, сил, стойкости и уйти так, чтобы не оскудела природа и чтобы тем, кто придет следом, она также радовала глаз, омолаживала сердце и душу.

Наш урок я хочу закончить стихотворением С. Острового:

И я не раз еще, наверно,
Природой буду изумлен.
Она, как песня, соразмерна,
Равна со всеми, как закон.
Пройди по ней. Лесами, лугом,
Пей чудеса, как из ведра.
И если сможешь стать ей другом –
Не расточай ее добра.

Список используемой литературы.

  1. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М.: Просвещение, 1986.
  2. Есякова Г.В., Вавилова Т.И. Методические рекомендации в помощь учителям и руководителям юннатско-биологических кружков. Владимир, 1989.
  3. Постановление Губернатора Владимирской обл. от 30.06.2008 N 469 “Об утверждении перечня объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Владимирской области”.

Презентация