Урок математики в 6-м классе "Координаты на прямой"

Разделы: Математика


Цели:

образовательные: совершенствование у обучающихся умения находить координаты точек на координатной прямой; совершенствование навыков построения точек на координатной прямой;

развивающие: развитие умений анализировать, делать выводы, развитие навыков самоконтроля;

воспитательные: воспитание аккуратности при выполнении построений, при ведении записей в тетради, самостоятельности.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы и целей урока, оформление тетрадей.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Координаты на прямой”, будем определять координаты точек на координатной прямой, и наоборот, отмечать заданные точки.

II. Актуализация опорных знаний.

Устная работа.

1. а) Среди перечисленных чисел выберите сначала отрицательные числа, затем положительные числа: –32; –0,009; 0,008; 0; –; –6; ; ; –; 11,04.

б) Какая прямая называется координатной? Где на координатной прямой располагаются отрицательные числа, где – положительные? К каким числам (отрицательным или положительным) относят число нуль?

в) Что называют координатой точки?

2. Назовите координаты точек, изображенных на чертеже. (Для каждого ученика распечатан рисунок)

3. Историческая справка.

Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские математики во II в. до н.э. при решении уравнений. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача.

Ни египтяне, ни вавилоняне, ни даже древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. Индийские математики начали использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.

В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII–XIII вв., но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство учёных их считали “ложными”, в отличие от положительных чисел – “истинных”.

Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта (1596–1650). Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввёл координатную прямую (1637 г.).

Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные числа получили лишь в первой половине XVIII века. Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел.

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного материала по учебнику.

1) № 903, № 904, №907.

№ 903. АВ = 7.

№ 904. а) – г) Каждый ученик подбирает по три числа, удовлетворяющие заданному условию.

№907.

–1,2; ; ; –10.

; 6; 7,2; 8.

IV. Физкультминутка

V. 2) Выполнение упражнений на закрепление изученного материала по распечатанным карточкам.

1) Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину шести клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А; В; С; D; E; F.

2) На координатной прямой даны точки А(3) и В(–2). Отметьте на этой прямой начало отсчёта и единичный отрезок. Запишите координаты точек C, D и E.

VI. Самостоятельная работа

Вариант 1.

1. Запишите координаты точек A, M, K и P, изображенных на рисунке 1.

 

2. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки A(2), B(–3), C(–1), D(1,2), E, F, M(–2,6).

3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку А. Правее точки А на расстоянии 3 см отметьте точку В. Отметьте точку О начало отсчета, если А(–6), а В(–3).

Вариант 2.

1. Запишите координаты точек M, N, K и D, изображенных на рисунке 1.

Рис. 1

2. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырёх клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки Е(2), К(–2), D(1,5), F(–1,5), S, P(–2,75).

3. Начертите горизонтальную прямую. Отметьте на этой прямой точки C и D так, чтобы точка D была правее точки С и CD = 5см. Отметьте на прямой начало отсчёта О, если С(–2), а D(3).

VII. Подведение итогов урока.

Ответить на вопросы: что такое координатная прямая? Что называют координатой точки на прямой? Какую координату имеет начало координат?

VIII. Домашнее задание. Стр. 154 №922, дидактические материалы А.С. Чеснокова, К.И. Нешкова стр.101 №197,  №198.