Особенности работы с родителями в группе компенсирующей направленности

Разделы: Работа с родителями


Слайд 1, приложение.

Ещё Л.С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности и социализация.

Занятостью родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами объясняется снижение качества общения ребёнка и взрослого, появление различных проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения, все большее распространения общего недоразвития речи.

Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Многие из них часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации, поэтому одной из главных задач является повышение коррекционно-логопедической компетентности родителей.

В структуре коррекционно-логопедической компетентности родителей были выделены четыре компонента, в состав которых входят:

Слайд 2, приложение.

Мотивационно-целевой – постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению ОНР, сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков;

Когнитивный – обучение теоретическим и технологическим знаниям о специфике нарушений речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению ОНР;

Деятельностный – организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;

Оценочный – способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома.

Разрабатываемые варианты методического обеспечения направленной работы педагогов с родителями в дошкольном учреждении помогают вовлечению их в коррекционную работу. На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимое условие закрепление достигнутого - активное воздействие на родителей с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

На первом этапе необходимо выявить уровень компетентности родителей, для этого применяется комплекс диагностических методик, в него входит:

Слайд 3, приложение.

  • составление социального портрета семьи, определяющий условия в которых находится ребенок (полная семья, средний возраст родителей, наличие высшего образования у родителей), что помогает педагогу определить стиль ведения диалога «педагог – родитель»;
  • тест-опросник, выясняющий родительское отношение к коррекции имеющихся у ребенка недостатков, а также возможности и желание родителей участвовать в коррекции;
  • анкетирование родителей, выясняющее отношение родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка;
  • беседа с родителями для получения сведений о ходе раннего речевого развития, времени обнаружения трудностей в овладении им речью, о предпринимаемых действиях.

Слайд 4, приложение.

В наших группах ведутся тетради учета посещения детьми врачей-специалистов, где фиксируются все направления к специалистам, выданные каждому ребенку в течение года. Подпись родителей, получивших направление, позволяет нам наблюдать за назначенным лечением и предполагать, какие изменения могут происходить с ребенком, чтобы вовремя оказать родителям консультативную помощь (например: ребенку были назначены препараты, стимулирующие работу клеток мозга. И, обычно спокойный ребенок с точки зрения мамы стал неуправляемым, расторможенным). Необходимо вовремя разъяснить родителям, почему изменилось поведение ребенка и успокоить маму, что это не выходит за рамки нормы и т.д.

Слайд 5, приложение.

Взаимодействие с родителями в нашем детском саду проходит как в традиционных, так и в инновационных формах. К традиционным относится ведение индивидуальных домашних тетрадей для выполнения детьми различных заданий по автоматизации поставленных звуков речи, закреплению лексико-грамматических тем, подготовке руки к письму, обучению грамоте и развитию психологической базы речи. У большинства детей имеются нарушения связной речи: они не умеют пересказывать, составлять развернутые красочные рассказы по картине, рассказы из собственного опыта, поэтому в рамках лексических тем дети совместно с родителями составляют домашние рассказы и записывают их в тетрадях, затем на занятиях дети рассказывают эти рассказы. Темы таких рассказов: «Моя любимая мамочка», «Мой папа (дедушка)» и т.д. эти рассказы мы оформляем в виде альбомов, которые мы назвали книга. Создание книги своими руками – один из эффективных приемов активизации совместной деятельности родителей и ребенка.

Слайд 6, приложение.

На стенде «Рекомендации логопеда» обязательными являются разделы:

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Речевое развитие ребенка;
  • Обучение грамоте;
  • Игры и упражнения по развитию речи (согласно возрасту).

Традиционно проводятся регулярные индивидуальные консультации, как по запросу родителей, так и по инициативе учителя-логопеда (темы консультаций фиксируются в рабочем журнале логопеда). Практические тренинги, например «Артикуляционная гимнастика» (родителям предлагается перед зеркалом самим выполнить весь комплекс артикуляционных упражнений). Папка «Артикуляционные упражнения», с описанием правильного выполнения упражнений, в свободном доступе родителей.

Слайд 7, приложение.

За несколько дней до родительского собрания, воспитатели совместно с детьми на занятиях по продуктивным видам деятельности делают приглашения. В приглашениях воспитатели пишут дату, время и тему родительского собрания и вечером дети отдают их родителям.

Слайд 8, приложение.

К сожалению, не всех родителей интересуют работы собственного ребенка, поэтому, чтобы родители не пропустили важную информацию, изложенную на родительском собрании, а педагоги были защищены от упреков «А нам не говорили…» в нашем детском саду заведены журналы, в которых своей подписью родитель подтверждает, что его известили о дате собрания.

Слайд 9, приложение.

На родительских собраниях, проводимых в различных формах (семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы) несколько раз в году освещаются следующие темы в зависимости от возраста:

  • результаты логопедического обследования детей. Направления коррекционной работы;
  • знакомство родителей с программным содержанием занятий по подготовке к обучению грамоте;
  • итоги логопедической работы в группе за учебный год. Рекомендации на летний период (старшая группа);

Воспитатели общеобразовательных групп предлагают родителям детей, имеющих речевые нарушения, но не желающих посещать группу компенсирующей направленности, проконсультироваться с логопедом детского сада, приглашают логопеда для консультации по вопросам речевого развития на родительские собрания.

В течение всего учебного года проводится не только, ставший популярным показ открытых занятий в рамках дня открытых дверей, но и совместный просмотр занятий на мультимедийном экране, снятых педагогами в течение нескольких месяцев. Это помогает родителям увидеть своих детей в непривычной для них обстановке, сравнить уровень речевого развития своего ребенка и других детей группы. Позволяет обратить внимание на успехи детей и дать рекомендации по исправлению дефектов звукопроизношения, которые во время просмотра родитель в любом случае услышит.

Во всех группах детского сада, а не только в речевых действует почта для родителей. Родители имеют возможность в письменной форме задать вопрос о речевом развитии ребенка, который опускают в «почтовый ящик», а логопед отвечает на вопрос во время родительского собрания или приглашает на индивидуальную консультацию. Некоторые родители групп компенсирующей направленности стесняются спросить, что им непонятно, поэтому учитель-логопед консультирует таких родителей по телефону, номер которого записывают родители на первом родительском собрании.

Весьма популярна такая форма взаимодействия, как совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников. Так, в рамках лексической темы: «Профессии наших мам» мы провели опрос детей старшего возраста «Почему твоя мама самая лучшая на свете?». Ответы детей записали и оформили вот так.

Слайд 10, приложение.

В рамках общего проекта детского сада «Как воспитать юного читателя» мы предложили родителям придумать игру, в которую они могли бы поиграть с ребенком дома. И вот что получилось.

Слайд 11, приложение.

Слайд 12, приложение.

Такой опыт работы показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными участниками коррекционного процесса, помощниками педагогов в полноценном формировании речи дошкольника.

Слайд 13, приложение.

Слайд 14, приложение.