Урок. русского языка «Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное…"» 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели:

  • Закрепить лингвистические, литературоведческие понятия; продолжить работу с художественным текстом, закрепляя и систематизируя ранее полученные знания.
  • Развивать умение выделять главное, делать выводы; работать в группе.
  • Воспитывать внимательное, бережное отношение к слову.

Оборудование:

  • Карточки с заданиями для групп.
  • Текст стихотворения Ф.И. Тютчева.
  • Словарь литературоведческих терминов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей

3. Актуализация знаний

– Вспомним, что значат термины «лингвистический» и «стилистический» анализ текста? («Лингвистический» – языковой; «стилистический» – обладающий чертами определенного стиля.)

– Какие уровни языка можно рассматривать? (Фонетический, словообразовательный, морфологический, лексический, синтаксический.)

4. Работа с текстом

Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»

Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в сиянье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

– Каким настроением окрашено стихотворение? Как это связано с темой? (С образом морской стихии, как правило, связано ощущение беззащитности, беспомощности человека перед силами природы; стремление слиться с природой, т.к. она – воплощение гармонии.)

– Рассмотрим, как на разных языковых уровнях эта тема раскрывается. Каждая группа будет анализировать один уровень, делать выводы и представлять их классу. Затем обобщим все сказанное.

Задание для 1 группы: Проанализируйте фонетический строй стихотворения.

  • Есть ли примеры аллитерации, ассонанса? В каких строках? Как связано с содержанием?
  • Определите стихотворный размер. Какова его роль?
    Ямб приближен к прозаической речи.
    Хорей передает стремительность, бодрость.
    Дактиль – торжественность, возвышенность.
    Амфибрахий – плавность.
    Анапест – маршевая интонация.

Задание для 2 группы: Проанализируйте изобразительные ресурсы русского словообразования, представленные в тексте.

  • Какая морфема использована при образовании следующих слов: сиянье, движенье, безлюдье, обаянье? Данные слова являются существительными конкретными или абстрактными? Сделайте вывод о роли морфем в тексте.
  • Какова роль приставки без- (бес-) во второй строфе стихотворения?
  • С какой целью используются однокоренные слова в третьей строфе?

Задание для 3 группы: Проанализируйте лексические средства выразительности, представленные в стихотворении.

  • Есть ли в тексте синонимы, антонимы? Какова их роль?
  • Можно ли считать море образом-символом? Чего?
  • Какие тропы (сравнения, олицетворения, эпитеты…) использованы? Какую функцию они выполняют?
  • Как на уровне лексики подчеркнута масштабность изображаемой картины?

Задание для 4 группы: Проанализируйте морфологические средства выразительности, представленные в тексте. (Морфология изучает части речи.)

  • Какие части речи преобладают в тексте? Какова их роль?
  • Проследите, какие формы имен прилагательных использованы в тексте ( краткие прилагательные, в отличие от полных, называют признак, развивающийся во времени).
  • Какое время отражено в стихотворении? Как оно выражено? Какова его роль?
  • Какова роль деепричастий в речи?

Задание для 5 группы: Проанализируйте синтаксические средства выразительности, использованные в тексте.

  • Приведите примеры инверсии (обратный порядок слов в предложении). Какие слова с ее помощью в тексте выделены?
  • Есть ли в тексте бессоюзие (передает стремительность, быструю смену событий) или многосоюзие (замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых членов предложения)?
  • Что можете сказать о пунктуации?
  • Какова роль строки, повторяющейся почти дословно(«Как хорошо ты, о море ночное…»и «Как хорошо ты в безлюдье ночном»)?

5. Рассмотрим результаты работы в группах и ответим на вопрос: Как на разных уровнях языка воплощается тема стихотворения.

Фонетика (аллитерация (повтор «р» передает грохот), ассонанс (повтор «а» подчеркивает широту, размах стихии)). Стихотворный размер – дактиль(придает речи торжественность, возвышенность).

Философичность
Масштабность
Торжественность

Морфемика (суффикс -й- участвует в образовании абстрактных существительных; приставки без-, бес- указывают на отсутствие границ стихии, которую невозможно обуздать).
Лексика (абстрактные существительные настраивают на философский лад, антонимы подчеркивают изменчивость моря, обилие тропов).
Морфология (обилие глаголов придает речи динамизм, деепричастий, формы настоящего времени создают эффект присутствия; имена прилагательные как в краткой, так и в полной форме помогают подчеркнуть подвижность стихии и вечность бытия).
Синтаксис (соединение бессоюзия и многосоюзия передают ощущение изменчивости стихии и подчеркивают вечность бытия; многоточия создают интонацию размышления).

6. Сделайте вывод о роли разных языковых единиц в выражении авторского замысла.

7. Домашнее задание

Произвести лингвостилистический анализ текста.