Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Ю.Коринец. Из книги "Там, вдали, за рекой"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать читательские умения и навыки: понимать характер героя, идею произведения, составлять план, определять главных героев, находить выразительные средства; формировать познавательную активность, читательскую культуру.
  2. Способствовать интеллектуальному развитию (способности осуществлять учебную деятельность, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать), развивать эмоциональную культуру, умение сопереживать, проявлять внимание.
  3. Формировать бережное и нравственное отношение к окружающему миру, культуру взаимоотношений, культуру деятельности.

Оборудование: урок с использованием ИКТ (компьютер, диапроектор), аудиозапись песни “Степь да степь кругом”, слайды с изображением степи в зимнее время, на фоне картин слова песни для глубокого осмысления содержания песни (чтобы состоялось зрительное и слуховое восприятие), распечатка заданий для каждого ученика, цветные карандаши.

Ход урока

Этап Учитель Ученик Характеристика деятельности
  Ребята, чей портрет вы видите на слайде? Портрет писателя Юрия Коринца Зрительное восприятие, актуализация знаний.
Разговор о писателе Что вы можете рассказать об этом писателе? Как вы думаете, трудный жизненный путь отложил отпечаток на произведения писателя? * Родился 14 января 1923 года.
* Отец Иосиф Коринец, юрист, учился в Германии, где познакомился с матерью писателя.
* Мать Эмма Нагель, немка, переводчица советских стихов на немецкий язык
* 1937г расстрелян отец
* 1941 арестована и расстреляна мать
* Юрий защищал Москву, но его полк был разгромлен и он пешком пришел в Москву
* был арестован и сослан в ссылку в Караганду
* в1949 году становится художником в журнале “Пионер”
* в 1957 году первый сборник стихов
* 1965 г повесть “Там вдали за рекой” автобиографическая
*1989 г умер
С фотографией писателя и с фактами его биографии дети знакомились в 1 полугодии. Сейчас учащиеся актуализируют знания, добавляются новые сведения. Обязательно делается акцент на трудной судьбе Юрия Коринца, очень важно вызвать эмоциональный отклик на трудную судьбу, пробудить сочувствие к сложному жизненному пути писателя.
 

 

Работа с результатами
домашнего
задания

Сегодня мы продолжим знакомиться с отрывками из автобиографической повести “Там вдали за рекой”. Что значит автобиографическая повесть? Автобиография – жизнеописание, автор описывает события своей жизни. Работа со словарем.
Домашнее задание вам было прочитать главу “Ханг и Чанг” и подумать над главной мыслью. Выполните небольшую тестовую работу. (5 минут). Вопросы теста.
  1. Главная идея произведения.
  2. Герои этой главы.
  3. Восстанови последовательность действий (план)
  • Дуэт Ханга и Чанга.
  • Умная собака Чанг.
  • Воспитание.
  • Вечерний концерт.
  • Купание собак.
Самостоятельная работа учащихся – анализ по сюжету вслед за автором. Составление плана является приемом осмысления сюжета. Разрешается обращаться к тексту.
Проверка тестовых заданий.

Начнем с проверки 3го задания, с плана.

Восстановите порядок и кратко (2–3 предложения) расскажите, о чем рассказывается в каждой главе.

Восстанавливают план и сжато рассказывают содержание. Фронтальная проверка и опрос. На экране восстанавливается план. Дети могут не только на слух, но и зрительно проверить свою работу. Развивается умение сжато пересказывать текст – умение выделить главное, обобщить и кратко пересказать.
  Назовите героев произведения. Ханг, Чанг, дядя, мальчик-автор.

Учитель рисует модель на доске для того, чтобы в ходе анализа произведения составить систему образов, выяснить мотивы поступков героев, их последствий. Это необходимо для формирования читательской оценки.
Анализ текста Давайте уточним характеры героев, что об этом пишет автор. Обратимся к тексту. Дети читают 3-ю часть и цветным карандашом подчеркивают эпитеты и выражения, которые характеризуют героев (Чанг – зеленым, Ханг – синим).

Теперь зачитывают характеристику каждого героя в отдельности.

На слайде таблица “Характер Чанга и Ханга” Анализ авторского текста.

Мыслительные операции:
1. Анализ, выделение (подчеркивание) качеств каждого героя.
2. Собирание единого образа – обобщение (зачитывание характеристики).

Можно ли сказать, что одна собака лучше другой, что дядя любил какую-то собаку больше? Нет, нельзя. Они разные, и у каждой свои особенности. Дядя любит их обеих. Сравнение двух образов.
Какой характер был у дяди? Музыкальный, романтический, грустный, любит животных, музыку. Определяются способы создания автором образа героя :
Что можно сказать про автора – мальчика? Ему нравится быть у дяди, наблюдать за событиями, участвовать в жизни дяди и собак. элементы портрета, линия поведения, поступки, изображение мыслей
Что произошло в четвертой главе? Дети сжато рассказывают содержание четвертой главы (Чанг запел). Развитие монологической речи; развитие умения слушать товарища, дополнять его рассказ.
Как вы думаете, обстановка, которая была в комнате, повлияла на поступок Чанга?

Зачитайте описание комнаты.

Стр.99 “Дядя сидел в своем любимом кресле у радиоприемника, опустив голову. Ханг, Чанг и я смотрели на дядю”, “ Свет в комнате был притушен, потому что было полнолуние и огромная полная луна светила прямо в окно”. Чувства: покой, тишина, легкая грусть, таинственность. Чувственное восприятие: представить картину и определить чувства, которые она вызывает
Как пел Чанг, какое выражение мордочки было у него? Зачитайте.

Можно предположить какая была песня?

Стр.99

“Чанг выл, высоко задрав скорбную морду. Весь его вид выражал непомерную тоску и боль…У него оказался глубокий бархатный голос”.

Грустная, печальная, тоскливая.

Анализ авторского текста. Выборочное чтение.
Прослушивание песни

 

 

 

 

 

 

 

Хотите послушать песню, которая в Чанге разбудила такие чувства?

Когда будете слушать песню, внимательно следите и за текстом, попытайтесь понять содержание, идею этой песни, попытайтесь погрузиться и почувствовать ведущее настроение этой песни.

Песня “Степь да степь кругом…” русская народная. Но, оказывается, она имеет автора. Стихи этой песни сочинил поэт Иван Суриков, а вот музыка действительно народная. Этой песне около 200 лет. Поет ее русский народ до сих пор.

Прослушивание песни По ходу песни курсором цветом выделяются ключевые слова, на которые дети должны обратить внимание, чтобы понять ведущее настроение и главную идею песни. Задание для детей достаточно сложное, но выполнимое. Происходит восприятие музыкального произведения для более полного и глубокого восприятия рассказа. “Произведение в произведении”. Интеграция трех видов искусств: литературного, музыкального, изобразительного.
Анализ О чем это песня? О смерти, о прощании, об одиночестве. Включение в рассказ автором лирического произведения (песни) – способ передачи настроения и чувств в этой главе.
Как вы думаете, Чанг понимал смысл слов песни? А что же его вдохновило на пение? Музыка. Он понял тоскливое, грустное, печальное настроение благодаря мелодии. Установка причинно-следственных связей.
Музыка повлияла на настроение и поступок Чанга.

Когда Чанг запел, зачитайте, как ведут себя другие герои.

“…Дядя замолчал, мы оторопели. Мы не могли пошевелиться. Ханг от удивления поджал хвост и забился в угол”. Выборочное чтение. Установление мотивов поступков, их последствий.
Как понимаете слово “оторопели”? Подберите синоним? Были ошеломлены. Потеряли дар речи. Языковое чутье, расширение словарного запаса.
А когда закончил петь, как ведут себя герои произведения? “Дядя рыдал, обнимая Чанга, автор был растроган?, обнимал дядю и Чанга, Ханг прыгал, лизал, жалобно повизгивал”. Установление мотивов поступков, их последствий.
Вывод Почему так ведут себя герои?

Кто способен петь, понимать и чувствовать музыку?

Произошло необычное событие. Такое случается очень редко.

Видимо живые существа с чутким сердцем и чуткой душой могут понимать и чувствовать музыку. Черствые и грубые сердца на это не способны.

Выделение одной из главных идей, которая скрывалась в подтексте.
Моделирование Вернемся к модели. Стрелками укажем, как влияют герои друг на друга. Получается схема произведения (См. приложение)

Анализ системы образов, как из взаимоотношения наглядно представлены в структурной схеме произведения. Обобщение, выводы.
Анализ 1-й главы Учитель читает 1-ю главу. Стр.96

О чем это глава?

Почему Юрий Коринец начинает свой рассказ именно с главы о воспитании?

У всех должны быть разные характеры. Это хорошо. Каждый характер влияет и воспитывает друг друга. Если мы совершаем хорошие поступки, то и в ответ получаем хорошие поступки и качества. Развитие умения слушать, восприятие содержания главы и выделение главной мысли.
Вывод Можно сказать, что и мы с вами в классе влияем друг на друга и воспитываем друг друга. Какими должны быть наши поступки, слова. Ответы детей.

 

Дети формулируют нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал это произведение. Рассуждения становятся личностно значимыми.
Моделирование Сегодня на уроке мы общались, думали, рассуждали, анализировали текст, влияли друг на друга и воспитывали друг друга. Вместе с нами все это время был еще один человек, который нас заставил сегодня заговорить на эту тему, хотел нас чему-то научить. Как вы думаете кто?

Сможем ли мы составить модель нашего общения?

Автор Юрий Коринец.

Моделирование взаимосвязей, размышление о влиянии поступков и слов, присоединение понятого и эмоционально принятого к своим личным представлениям.
Вывод, рефлексия Урок подошел к концу. За это короткое время-время общения с Юрием Коринцом, друг с другом, с Хангом и Чангом мы влияли друг на друга, воспитывали друг друга. Вы все за это время выросли, я это чувствую. Запишите, пожалуйста, что дало вам общение, как вы теперь сформулировали бы главную мысль рассказа, чему Юрий Коринец хотел вас научить. Дети с обратной стороны письменной работы, которую начали выполнять вначале урока, формулируют главную мысль рассказа, пишут вывод, чему научились на уроке.

2–3 ученика по желанию могут зачитать свои выводы (первоначальный и заключительный) и сравнить. Практически у всех детей второй вывод наиболее глубокий, нравственный.

Рефлексия. Учителю необходимо сравнить главную мысль, которую каждый ученик написал в начале урока после самостоятельного домашнего прочтения, и ту мысль, которую сформулировал в конце урока после подробной и глубокой работы над произведением на уроке. Необходимо отметить, что сегодня дети сделали большой шаг в своем литературном образовании.
Д/з Подумайте и расскажите, кто вас воспитывает и зачем, и кого воспитываете и на кого влияете вы своими поступками и словами. Оформите свои рассуждения в виде небольшого текста. Озаглавьте его.  

Приложение.