Система наблюдения за развитием воспитанников в студии "Гармония"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Дошкольные возраст – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Этому способствуют виды деятельности, характерные для детей дошкольного возраста – игра и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Именно в этот период начинается процесс социализации. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Ребенок из «мира семьи» должен выйти в «большой мир» и научиться в нем жить. Раннее выявление природных способностей и их развитие в дошкольном возрасте создает условия для формирования устойчивой положительной «Я-концепции» личности, что является базой раскрытия и реализации творческого потенциала ребенка.

К моменту поступления в образовательное учреждение ребенок, не посещающий детский сад, не имеет достаточного опыта общения с посторонними взрослыми и детьми, опыта совместной деятельности в детском коллективе, что вызывает трудности на начальных этапах обучения.

При достижении ребенком возраста 4-5 лет родители, как правило, начинают задумываться о том, чем занять свободное время ребенка и как подготовить его к школьному обучению.

С проблемой готовности к обучению в настоящее время сталкиваются не только преподаватели начальной школы, но и педагоги дополнительного образования. Сегодня практически каждое учреждение дополнительного образования реализует дополнительные образовательные программы, направленные на работу с детьми дошкольного возраста: это либо программы профильной подготовки (например, обучение иностранному языку, плавание), либо комплексные программы, к числу которых относится и программа студии раннего творческого развития «Гармония».

Студия реализует программу «Первоначальная ориентация дошкольников при выборе путей развития творческих способностей в системе дополнительного образования».

Настоящая программа представляет собой сквозную гуманитарную программу, интегрирующую интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие детей от 4 до 7 лет.

Реализация программы рассчитана на 3 года.

Целью деятельности студии «Гармония» является социальная адаптация и первоначальная ориентации дошкольников при выборе путей развития творческих способностей в системе дополнительного образования. Построение процесса обучения создает условия для общения ребенка с педагогами, сверстниками и родителями других воспитанников.

Широкий спектр видов деятельности детей в студии («Изобразительное искусство», «Музыкальное развитие», «Развивающие игры», «Физическая культура», «Ритмика», «Развитие речи», «Основы математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром») способствует решению всеми педагогами общих задач, таких как: развитие коммуникативных качеств, воображения – как основы творческой деятельности; развитие внимания, памяти, координации и мелкой моторики, развитие мышления.

Особенностью программы является максимальная включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс: обязательное участие родителей в досугово-просветительских мероприятиях и их подготовке, посещение открытых занятий.

В студии «Гармония» разработана система наблюдения за развитием воспитанников.

Она включает в себя:

  • первичное собеседование при поступлении в студию;
  • наблюдение за воспитанниками в начале учебного года и заполнение карт по итогам наблюдения;
  • наблюдение за воспитанниками в конце учебного года и заполнение карт по итогам наблюдения.

Первичное собеседование

Первичное тестирование проводится до комплектования групп (начало сентября).

Цели первоначального собеседования:

  • знакомство с детьми;
  • выявления уровня развития ребенка (соответствие паспортного возраста психологическому);
  • выявление грубых нарушений развития и поведения;
  • определение готовности к обучению, к взаимодействию с педагогами.

Организация первоначального собеседования.

Собеседование проводится педагогами студии «Гармония», имеющими психологическое образования. Как правило, одновременно работает 3 педагога: один ведет собеседование, двое фиксируют результаты в бланках. Дети делятся на группы по 6 человек в зависимости от возраста. Собеседование проводится в присутствии родителей или лиц, их заменяющих.

В программу собеседования включены тесты на моторную одаренность (Приложение 1) и «рисунок человека». Тесты на моторную одаренность подобраны по трем возрастам: 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет. Результаты тестирования фиксируются в специально разработанных бланках.

Присутствие родителей на собеседовании, с одной стороны, создает более комфортные условия для детей, с другой стороны, позволяет родителям сравнить своего ребенка с другими детьми этой же возрастной группы.

При выявлении каких-либо проблем в развитии ребенка с его родителями обязательно проводится беседа.

Так при выявлении у ребенка симптомов гиперактивности с дефицитом внимания, родителям может быть рекомендовано пройти обследование у специалистов-медиков, даны рекомендации по воспитанию такого ребенка в условиях семьи, оговорены условия посещения занятий в период адаптации: присутствие взрослого на занятиях, сокращение продолжительности занятия или количества занятий при переутомлении ребенка и т. д.

Особого внимания требуют дети с повышенной тревожностью и нарушениями в сфере общения. Для этих детей период адаптации может протекать очень тяжело.

Поэтому для них создаются особые условия на период адаптации: присутствие близкого взрослого на занятиях, вовлечение его в занятия, вплоть до выполнения всех упражнений и участия в играх вместе с ребенком. Постепенно, по мере привыкания ребенка, дистанция между ребенком и взрослым увеличивается: взрослый перестает активно участвовать в занятии, занимая позицию дежурного родителя, помогая педагогу в организационных моментах. Следующим этапом адаптации является посещение ребенком отдельных занятий без сопровождения близкого взрослого. Как правило, это наиболее любимые ребенком занятия, не вызывающие тревожности. Далее, ребенок посещает все занятия без сопровождения взрослых.

Период адаптации детей с повышенной тревожностью и проблемами в сфере общения может длиться достаточно долго: от 1-2 месяцев до 1,5-2 лет.

Примером подобной адаптации может служить Аня П. Девочке было 4,5 года на момент записи в студию. На собеседование она пришла с бабушкой. Ребенок очень нервничал, отказывался отойти от бабушки. На предложения что-либо выполнить или поиграть вместе с ребятами отвечала отказом. Аня выполнила только те задания, которые не требовали выхода из-за стола, при этом она должна была держаться за руку бабушки. После окончания собеседования с бабушкой была проведена беседа и предложена программа по адаптации к условиям занятий в студии. Период адаптации девочки занял 6 месяцев. Только к концу этого периода девочка начала посещать занятия без бабушки, начала первой здороваться с педагогами при встрече. А когда Аня смогла выполнить тренинговое упражнение на занятиях по развивающим играм – назвать свое имя и поздороваться с группой, ей аплодировали не только дежурные родители, но и воспитанники. В дальнейшем девочка одна с удовольствием посещала занятия, выполняла все предложенные задания, активно общалась с другими воспитанниками.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются педагоги при первичном собеседовании, это задержка психического и физического развития. Причины этого были самые разные: наследственность, заболевание, травмы и т. д. По итогам собеседования с родителями обязательно проводится подробная беседа: наличие медицинских проблем, особенности развития, проблемы поведения и т. д. Затем педагогами совместно с родителями разрабатывается программа занятий данного ребенка в студии.

Так девочке 8 лет, имеющей диагноз детский церебральный паралич, были предложены занятия с детьми 5-6 лет первого года обучения в присутствии матери для оказания ребенку организационной помощи.

Костя М. при поступлении в студию в 5 лет имел уровень развития крупной и мелкой моторики примерно на 3 года при нормальном уровне развития интеллекта. Из беседы с мамой выяснилось, что эта проблема носит наследственный характер: подобное наблюдалось у самой матери и у старшей сестры Кости. Учитывая особенности ребенка (быструю утомляемость, задержку развития координации движений), было предложено зачислить Костю в группу с детьми 4-5 лет. Это позволило снизить общую нагрузку на ребенка с 12 занятий в неделю до 8. При этом создались более благоприятные условия для развития крупной и мелкой моторики, так как программа этой возрастной группы включает в себя большое количество упражнений именно на развитие координации движений.

Еще одна проблема, с которой встречаются педагоги при проведении первичного собеседования – это неготовность детей к обучению: ребенок не готов к взаимодействию с посторонним для него взрослым, не принимает условий задания и не подчиняется правилам выполнения данного задания, не может удерживать внимание и т. д. Такие дети на предложение нарисовать человека часто отвечают, что это они рисовать не будут, а лучше нарисуют машинку или домик. Они могут бродить по классу, отказываясь сесть за парту. Часто не слушают, когда педагог обращается к ним, продолжая заниматься своими делами.

Таким детям может быть предложено отложить поступление в студию на год.

Владика К. первый раз привели в студию в возрасте 4 лет 5 мес. Педагогам на собеседовании не удалось установить с ребенком контакта: он полностью отказался выполнять задания, даже вместе с мамой, не отвечал на вопросы, прятался за мать. Маленький даже по сравнению с более младшими детьми, он выглядел слабым и уставшим. По окончании собеседования с мамой была проведена беседа. Ей было предложено отложить поступление в студию на год, даны рекомендации по созданию в семье условий для повышения активности ребенка. Через год ребенок поступил в студию, в период адаптации в течение 2 месяцев у него наблюдались некоторые проблемы в общении и повышенная утомляемость, но в целом картина была благополучной.

Что дает первоначальное собеседование.

Проведение собеседования до комплектования групп и начала занятий позволяет скомплектовать группы с учетом результатов собеседования, создать для детей с проблемами благоприятные условия на период адаптации к занятиям. В свою очередь, знание педагогами особенностей новых воспитанников дает возможность быстрее найти подход к каждому ребенку, облегчает работу педагогов в начале учебного года. В ходе беседы с родителями сложных детей, как правило, устанавливаются доверительные отношения, позволяющие в дальнейшем скоординировать усилия семьи и педагогов студии в решении проблем ребенка.

Наблюдение за развитием детей.

Следующий этап наблюдения за ходом развития – заполнение карт наблюдения.

Организация наблюдения.

Карты наблюдения заполняются педагогами дважды в год: в октябре и апреле, в течение месяца. Важно, чтобы к моменту заполнения карт от начала занятий прошло не менее 2-3 недель, необходимых для адаптации детей к занятиям.

Характеристика карт наблюдения (Приложение 2)

Карты наблюдений разработаны по каждому предмету программы.

Карты и характеристики уровней едины для всех возрастов и годов обучения (от 4 до 7 лет, 1, 2 и 3 годов обучения), что позволяет проследить динамику развития ребенка не только в течение учебного года, но и на протяжении всего времени занятий в студии.

При разработке характеристики уровней развития за ориентир были взяты возрастные нормы развития отдельных качеств и умений. Например, для детей 4 лет характерна неустойчивость внимания, ребенок 5-6 лет способен при умелом руководстве педагога сохранять внимание до 20-25 минут, т.е. усталость проявляется к концу занятия. Дети 6-7 лет в норме и при учете педагогом особенностей материала, предлагаемого для изучения, способны сохранять устойчивое внимание на протяжении всего занятия. Эти показатели и являются характеристикой низкого, среднего и высокого уровней развития внимания. Следовательно, низкий уровень, в основном, характерен для детей 4-5 лет, средний – для детей 5-6 лет, высокий – для детей 6-7 лет.

Каждая карта наблюдения содержит три группы параметров:

  • специальные знания, умения и навыки по предмету (результаты тестирования по ОФП, умения в различных видах изобразительного искусства и т. п.);
  • блок умений и навыков, по которым можно судить о сформированности предпосылок учебной деятельности: умение работать по образцу, понимание словесной инструкции, сформированность понятий по предмету;
  • особенности поведения и особенности эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, второй и третий блоки являются общими для всех карт. Это позволяет отследить особенности поведения ребенка на разных занятиях и дает информацию о предпочтениях ребенка и о наиболее проблемных для него видах деятельности.

Например, ребенок на музыкальных занятиях внимателен все занятие, с удовольствием выполняет предложенные упражнения, адекватно реагирует на замечания педагога, не капризничает. В то же время на занятиях по изобразительному творчеству у него неустойчивое внимание, могут быть слезы, отказ от выполнения заданий. Это может говорить о проблемах ребенка в области изобразительного искусства: о недостаточном уровне развития мелкой моторики, отсутствии навыков работы художественными материалами, несформированности интереса к изобразительной деятельности.

Такому ребенку может быть рекомендовано продолжить занятия в музыкальных коллективах Дворца, с одной стороны, а с другой стороны, родителям могут быть даны рекомендации по развитию мелкой моторики и изобразительной деятельности.

Примером может служить Вова Б. В ходе заполнения карт наблюдений по разным предметам было отмечено изменение поведения в зависимости от занятия, очень неровный уровень знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. В ходе бесед с педагогами было выяснено, что те предметы, на которых есть небольшая нагрузка на моторику (математика, развитие речи, музыкальные занятия, развивающие игры на развитие мышления…) наиболее предпочитаемы ребенком: он с удовольствием их посещает, активен все занятие без признаков усталости, показывает высокий уровень знаний, умений и навыков. В тоже время, занятия, направленные на развитие координации движений: ритмика, физкультура, изобразительное искусство, не нравятся мальчику. Он идет туда с неохотой. Во время занятий может отказываться выполнять отдельные упражнения, объясняя это усталостью или нежеланием, при выполнении заданий на развитие мелкой моторики возможен либо полный отказ, либо слезы. В такой ситуации поведение Вовы становится неуправляемым: он может начать что-то выкрикивать, бегать по учебному помещению, мешать детям и педагогу, не реагируя на замечания. Уровень знаний, умений и навыков по изобразительному искусству, ритмике и физкультуре оказался значительно ниже, чем по математике, развитию речи и музыке. В ходе беседы с мамой мальчика было получено подтверждение данным наблюдениям. Действительно, Вова с удовольствием занимается тем, что не требует хорошей координации движений: решает логические задачи, складывает и вычитает в уме в пределах ста, в 5 лет уже бегло читает и делает это с удовольствием, освоил большое количество компьютерных развивающих игр. Но все виды деятельности, связанные с развитием координации движения (рисование, лепка, оригами, штриховка, физические упражнения и т. д.) вызывают бурный протест и отказ от выполнения.

Маме Вовы были даны рекомендации по его воспитанию в семье: совместные со значимым взрослым занятия рисованием, лепкой и т. д., создание условий для физического развития (домашний спортивный комплекс, использование подвижных игр на прогулках т. п.). В течение учебного года педагоги, по возможности, строили занятия с учетом особенностей мальчика: снижали сложность или объем работы на занятиях по изобразительной деятельности, уменьшали нагрузку на ритмике и физкультуре, обращали внимание на каждый, даже самый незначительный, успех в этих видах деятельности. К концу учебного года ситуации с Вовой стала более благоприятной: меньше стало капризов на занятиях; уровень знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности, ритмике и физкультуре значительно возрос, достигнув нижней границы нормы для данного возраста. При окончании занятий в студии Вове были рекомендованы занятия шахматами.

Еще одним примером может служить история развития Дуни Р. Девочка поступила в студию в возрасте 5 лет. При первичном тестировании были отмечены признаки гиперактивности с дефицитом внимания. Дальнейшие наблюдения подтвердили наличие проблем такого рода. В ходе заполнения карт наблюдения в начале учебного года были особо отмечены неустойчивость внимания, повышеная отвлекаемость, ребенок постоянно находился в движении, хватал со стола все, что попадало в поле зрения, при этом, не реагируя на замечания педагога. На занятиях по изобразительному искусству выполнять задания отказывалась, делала все только так, как ей хотелось.

Особенно большие проблемы были отмечены на занятиях по ритмике, физкультуре и развивающим играм. Девочка совершенно не слышала и не понимала словесных инструкций, не принимала условий выполнения заданий, не соблюдала правил игры, часто создавала травмоопасные ситуации. Привлечь ее внимание педагог мог, только взяв за руку.

По результатам наблюдения с бабушкой девочки была проведена беседа, даны рекомендации по воспитанию ребенка в семье, рекомендовано обращение к врачу на предмет консультации по снижению возбудимости нервной системы. Педагогам были даны рекомендации по работе с Дуней в условиях занятий в студии. Так на занятиях по развитию речи и математике рекомендовалось сажать ее за одноместную парту на первом ряду. Пособия и карандаши выдавались ей только на период выполнения задания. Для привлечения внимания педагоги часто брали девочку за руку и только потом говорили, что нужно сделать. В группе, в которой занималась Дуня, чаще, чем в других проводились физкультминутки.

К концу первого учебного года поведение девочки стало более произвольным: она уже могла некоторое время сохранять относительную неподвижность, стала реагировать на замечания педагогов, на занятиях по изобразительной деятельности начала работать в одном темпе с группой

Перед летними каникулами была проведена беседа с родителями девочки и даны рекомендации по организации жизни ребенка в летний период: соблюдение режима, длительное пребывание на воздухе, повышение двигательной активности, организация занятий способствующих снижению гиперактивности и способствующих формированию произвольности поведения.

Совместные усилия семьи и педагогов студии дали очень хороший результат. К концу второго года обучения проблемы, связанные с гиперактивностью и дефицитом внимания были практически полностью преодолены: девочка могла сохранять внимание практически все занятие, слышала и выполняла словесные инструкции педагогов, работала в одном темпе с группой. Поведение Дуни стало отличаться высоким уровнем произвольности.

По окончании студии девочка продолжила занятия в театральном коллективе. Из беседы с родителями стало известно, что адаптация ребенка к школе пошла успешно. Дуня хорошо учится, внимательна на уроках и при выполнении домашних заданий, проблем с поведением нет ни в школе, ни дома.

Таким образом, система собеседований и наблюдения за ходом развития воспитанников, разработанная в студии «Гармония», позволяет:

  • выявить наиболее существенные проблемы в развитии детей на момент поступления в студию;
  • создать благоприятные условия для адаптации детей, имеющих проблемы;
  • установить доверительные отношения с родителями, скоординировать усилия педагогов и семьи в работе со сложными детьми;
  • проследить динамику развития ребенка на протяжении всего времени занятий в студии;
  • выявить наиболее проблемные для ребенка виды деятельности, помочь в устранении сложностей;
  • выявить проблемы формирования эмоционально-волевой сферы, скоординировать усилия семьи и педагогов студии в их преодолении.

Литература:

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 160 с.: – (Психология для всех)
  2. Практикум по возрастной психологии: Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.