Нахождение значений выражений, содержащих действия разных ступеней. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Эпиграф:

"Счет и вычисления – основа порядка в голове".
                                (Иоганн Генрих Песталоцци )

Цель: продолжить отрабатывать навыки нахождения значений выражений, содержащих действия I и II ступеней.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить и закрепить правила порядка выполнения действий.
  • Повторить и закрепить свойства сложения, вычитания и умножения.
  • Продолжить отрабатывать знания и навыки применения таблицы умножения.
  • Продолжить отрабатывать навыки нахождения значений выражений, по заданным для них программам вычислений.

Развивающие:

  • Развивать интерес учащихся к предмету «Математика»
  • Развивать индивидуальные способности учащихся.
  • Развивать память, мышление, внимание и речь учащихся.
  • Формировать умения сравнивать, находить ошибки при нахождении значений выражений, содержащих действия первой и второй ступеней.
  • Способствовать формированию умений применять знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание, аккуратность и точность при выполнении упражнений.
  • Воспитывать активность.
  • Воспитывать чувство коллективизма, умения выслушивать других.

Оборудование урока: компьютер с установленной презентацией, мультимедийный проектор; тесты для учащихся; листы самооценки для учащихся.

Требования к знаниям, умениям и навыкам: учащиеся должны знать порядок выполнения действий при нахождении значений выражений, содержащих действия первой и второй ступеней, а также применять данный порядок выполнения действий при нахождении значений выражений.

Время на выполнение: 45 минут.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка. Повторение вопросов теории.
  3. Выполнение заданий на нахождение значений выражений.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексия урока.
  6. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим находить значения выражений, содержащих действия первой и второй ступеней. Эпиграфом к уроку я взяла слова швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци : «Счет и вычисления – основа порядка в голове». Приложение 1, (Слайд 2)

Что нам необходимо знать для успешной работы на уроке? (Правила порядка выполнения действий; свойства сложения, вычитания и умножения; таблицу умножения; алгоритм нахождения значения выражения по заданной для него программе вычислений)

Прежде чем перейти к работе обратите внимание на « Лист самооценки», лежащий у вас на столе. В этом листе каждый ученик должен оценить свою работу «+» или «-» на каждом этапе урока. Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, исходя из суммы количества «+», набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку выставленную вами.

Лист самооценки учащегося______________________________
Выполняемое задание Справился или не справился с заданием («+» или « – »)
Найдите ошибки
Тест №1
№627(з, и)
№1
Тест №2
Какую бы оценку ты поставил(а) бы себе за урок

2. Разминка. Повторение вопросов теории.

Учитель. Для начала посчитаем немного устно (Слайды 5 и 6)

Учитель. А теперь найдите ошибки в примерах (Слайд 7). Оцените выполнение этого задания в листе самооценки.

Учитель. Вспомним порядок выполнения действий (Слайды 8-11)

3. Выполнение заданий на нахождение значений выражений.

Учитель. Ответьте на вопросы теста №1(Слайды 13-16)

Учитель. Проверьте правильность выполнения заданий теста. Правильные ответы на экране (Слайд 17)

Учитель. Двое учащихся у доски выполняют задания из № 627 за закрытыми досками. Первый учащийся выполняет задание з), второй учащийся – задание и). Учащиеся класса выполняют задания по вариантам: 1 вариант – задание з), 2 вариант – задание и).

З) (24 ·7 – 377 : 29) · (2378 :58 – 38);
И) (120 + 16 ·7) ·240 : (300 – 5 · 44).

Учащиеся каждого варианта сравнивают своё решение с решением на доске, оценивают свою работу и выставляют оценку учащимся, выполнявшим задание у доски.

Учитель. Ребята, можно ли изменит порядок выполнения действий? (Слайд 19) Сформулируйте свойства сложения, вычитания и умножения чисел. Эти свойства мы можем применять для удобства вычислений (Слайд 20).

Учитель. Измените порядок действий на основании свойств сложения, вычитания и умножения для удобства вычислений; найдите значение выражения (Слайд21).

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, а затем по команде учителя обмениваются решениями с соседом по парте. Во время фронтальной проверки учащиеся оценивают работу друг друга.

Учитель. Каждое выражение задаёт программу своего вычисления. Она состоит из команд (Разбор задания из учебника, страница 94, слайд22)

Учитель. Выполните № 631 (Слайд 23)

Учащиеся выполняют задание, учитель контролирует ход его выполнения.

Учитель. Ответьте на вопросы теста №2 по вариантам. Поставьте себе предполагаемую оценку за этот тест. Окончательную оценку за выполнение этого теста поставлю я.

Тема: Порядок выполнения действий в математических выражениях.

Тест.
Вариант 1.

1. Найди выражение, в котором число 60 надо уменьшить на произведение чисел 12 и 2.

А. 60 – 12 · 2.
Б. (60 – 12) · 2.
В. 60 – 12 : 2.

2. Какое число надо записать вместо *, чтобы равенство стало верным.

А. 15 : 3 + 30 : 3 = * : 3.
Б. 40 · 2 + 8 · 2 = * · 2.

3. В какой схеме арифметические действия должны быть выполнены в таком порядке: деление, вычитание, умножение.

А. … · … – … : …
Б. (… · … – …) : …
В. … · (… – … : …)

4. Подчеркни выражение, в котором верно указан порядок действий.

5. Найди и подчеркни верное равенство.

А. 45 : 5 + 35 : 5 = (45 + 35) : 5
Б. (36 + 54) : 9 = 36 : 9 + 45 : 9
В. 42 : 6 – 24 : 6 = (42 + 24) : 6

6. Расставь порядок действий и найди значение выражения.

(57 + 24) : 27 · 13 =

1 2 3 4 5 6 Кол-во баллов Оценка

Тема: Порядок выполнения действий в математических выражениях.

Тест.
Вариант 2.

1. Найди выражение, в котором число 70 надо увеличить на частное чисел 14 и 2.

А. 70 – 14 · 2.
Б. (70 + 14): 2.
В. 70 + 14 : 2.

2. Какое число надо записать вместо *, чтобы равенство стало верным.

А. 25 : 5 + 45 : 5= * : 5.
Б. 30 · 3 + 7 · 3= * · 3.

3. В какой схеме арифметические действия должны быть выполнены в таком порядке: умножение, вычитание и деление.

А. … · … – … : …
Б. (… · … – …) : …
В. … · (… – … : …)

4. Подчеркни выражение, в котором верно указан порядок действий.

5. Найди и подчеркни верное равенство.

А. (64 – 16) : 8 = 64 :8 – 16: 8
Б. (56 + 21) : 7 = 56: 7+ 12 : 7
В. 39 : 3 – 9 : 3 = (39+9) : 3

6. Расставь порядок действий и найди значение выражения.

(112 – 27) · 2 : 17 =

1 2 3 4 5 6 Кол-во баллов Оценка

4. Домашнее задание.

Учитель. Запишите домашнее задание: п. 15,

№ 627 (к),

Творческое задание: Расставьте знаки действий и скобки, чтобы получились верные равенства

2 2 2 2=1
2 2 2 2=2
2 2 2 2=3
2 2 2 2=4
2 2 2 2=5

5. Рефлексия урока.

Учитель. Ответьте на вопросы.

  1. Считаете ли вы изучаемую тему важной для себя?
  2. Осталось ли вам что-нибудь непонятным?
  3. Довольны ли вы своей работой?
  4. Понравился ли вам урок?

6. Итог урока.

Учитель: В «Листе самооценки» поставьте себе предполагаемую оценку за урок.

Далее учащиеся вспоминают, какие цели были поставлены в начале урока. Размышляют, удалось ли их достигнуть. Выясняют, что получилось, а что нет. Определяют, над чем надо поработать.

Учитель: Закончить урок мне хочется стихотворением Юрия Яковлева.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!

Спасибо за работу на уроке.

Приложение 2