Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (50 МБ)


Продолжительность: 45 минут.

Класс: 3.

Технологии: компьютер медиапроектор, презентация с видео «Разнообразие животных».

Аннотация: Урок окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова «Зелёный дом» относится к разделу «Эта удивительная природа», проводится в 3 четверти. Он знакомит учащихся с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам, расширяет общее представление о животных, развивает интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живому на Земле. В ходе урока используется презентация в видеофрагментами, которые дают более полное представление о жизни некоторых животных.

Практическая реализация: в результате урока учащиеся познакомились с классификацией животных, что помогло составить подробные выступления о группах животных. Объединяя их общими признаками по группам.

Цель урока:

  1. познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.
  2. расширять кругозор учащихся и общие представления о животных.
  3. воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

Оборудование:

  1. учебник "Окружающий мир", 3 кл., автор А.А. Плешаков, 2009.
  2. рабочие тетради "Окружающий мир ", 3 класс,
  3. Атлас-определитель «От Земли до неба» А.А. Плешаков.
  4. Мультимедиа аппаратура.
  5. Презентация «Разнообразие животных».

Ход урока

I . Организационный момент

Что вы ждете от сегодняшнего урока?

(узнать интересное, новое, научиться делать сообщения о прочитанном дома)

II. Актуализация знаний

1) Проведём выставку книжек-малышек, изготовленных вами дома по темам «Лекарственные растения», « Растения нашего края».(Прослушиваются несколько учащихся с сообщениями о растениях)

2) Правила друзей

Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям? (Ответы учащихся)

III. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, подтянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.

IV. Изучение нового материала

1. Постановка темы урока.

Сегодня мы покидаем царство растений, а куда отправимся дальше,подскажете вы, отгадав кроссворд. (Слайд 2)

(1) Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (медведь)

(2) Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)

(3) Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (олень)

(4) В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса).

(5) Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)

(6) Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких - красные ботики. (утка)

(7) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (мышь)

(8) Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь. (жук)

– Вот мы отправляемся в царство животных. (Слайд 3) Итак, сегодня познакомимся с разнообразием мира животных. Наука о животных называется зоология. Это еще один из разделов биологии.

Знакомство с группами животных и их признаками.

1. Животные населяют нашу планету везде, мы их не всегда видим человеческим глазом. Чтобы увидеть некоторых животных, нужно вооружиться микроскопом. Животные, которых мы не можем увидеть невооружённым лазом, которые имеют очень маленький размер, называют одноклеточными, но и они играют в нашей жизни важную роль. Так внутри нас живут бактерии, одноклеточные животные помогают нам печь хлеб, влияют на наше самочувствие.

2. Обратим своё внимание на многоклеточных животных, более привычных нашему глазу.

Многоклеточные животные в свою очередь бывают позвоночные и беспозвоночные. Вам часто приходилось видеть дождевого червя, улиток, раков или крабов, пауков, часто вы встречались в жизни с массой различных насекомых. Всё это беспозвоночные животные.

Черви. (Презентация. следующий слайд по гиперссылке)

– Что общего вы заметили у этих животных? (мягкое тело, извиваются)

– Моллюски вам хорошо известны. Посмотрите на них ещё раз. Это известные вам кальмары и различные улитки. Что общего у них? (носят панцирь, мягкое тело)

(Далее по ссылке –Домой)

Иглокожие (далее по гиперссылке) . Как вы думаете, что это за животные ? (морские звёзды) Почему их так называют? (у них есть иглы на теле) А ракообразные? (Это раки, крабы. Они носят панцирь). Всё верно. Вы очень наблюдательны. Молодцы. Продолжаем знакомиться с царством животных. (по ссылке – Домой)

– Посмотрите на паукообразных. (вперёд по слайду) Вы догадались, что к этой группе относятся пауки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что общего у них? (4 пары ног)(Приложение1,далее – Домой)

– Сравним их с насекомыми.(Вперёд по гиперссылке) Где обитают насекомые? Какой образ жизни ведут? Что их отличает от других беспозвоночных? (при рассматривании иллюстраций слайда дать детям просмотреть видеофрагменты «Бабочка – адмирал» и «Осы». Видеофрагменты запускаются по щелчку на изображение насекомого)(затем –Домой)

– Следующая большая группа животных – позвоночные. Они более часто встречаются нам на пути. Рассмотрим рыб.(по гиперссылке Рыбы Просмотреть фрагмент «Ёрш»)) Что же отличает всех рыб от других животных! (у них тело покрыто чешуёй)

V. Физкультминутка

Хомка-Хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Ушки моет, спинку трёт.
Делает зарядку. Раз-два- три…

Продолжение работы

Группа животных называется – Земноводные. Слово состоит из двух корней. Земля и вода. Эти животные водятся и в воде, и на земле. Кто же это? (Лягушки). (Рассмотреть фото и фрагмент) Как же лягушек отличить от других позвоночных? (У них голая холодная мокрая кожа) И правда. Кожа у лягушки влажная и тонкая. Её часто надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Жабы и лягушки очень необычные животные. Зимой они спят подо льдом и снегом, могут дышать кожей, даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта. Их выпученные глаза видят всё, что находится впереди, сзади одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплён к челюсти не задним концом, как у всех животных, а передним. Поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперёд. Чтобы легче глотать добычу, лягушка проталкивает её в горло с помощью глаз. (по ссылке Домой)

Познакомимся с пресмыкающимися (рептилиями). (по ссылке) (Рассмотреть изображения. Просмотреть фрагменты) Кто относится к этой группе животных? Что общего у них? (тело покрыто чешуйками, живут у воды)(по ссылке Домой)

– Нам хорошо известны птицы. (по ссылке). Птицы обитают на всей территории земного шара.

Различные по размеру и окраске. Рассмотрим некоторых представителей Птиц. (просмотреть иллюстрации и фрагменты) Что же объединяет птиц между собой? (у них тело покрыто перьями, есть клюв)(по ссылке Домой)

– И ещё одна группа животных – млекопитающие. (по ссылке вперёд) Рассмотрите иллюстрации . Что общего у этих животных? (кормят детёнышей молоком, тело покрыто шерстью)и приведите примеры млекопитающих.(приводят свои примеры) Далее просмотр видеофрагментов.

– Слайд 12 «Знай и люби живое!» Как вы думаете, почему презентация заканчивается таким кадром? (Мы узнали, что на земле много различных животных и растений, мы должны охранять и изучать живое)

VI. Закрепление.

Назовите ещё раз группы животных, окружающих нас. Какие признаки групп вы запомнили? (слайд 13)

Узнаете ли вы этих животных?

  1. Шелестя, шурша травой,
    Проползает кнут живой.
    Вот он встал и зашипел:
    Подходи, кто очень смел! (змея) – пресмыкающиеся

  2. Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку и комар, и мушка. (лягушка) – земноводные.

VII. Итог урока.

  1. Прочитать статью «Разнообразие животных» (учебник, стр. 89—94); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 95);
  2. Выполнить здания 1, 2, 3 (стр. 95)
  3. Рабочая тетрадь с. 42, задание 3-6

Литература.

  1. Ракиткина М.Г. Природоведение. 3 класс: Дидактические материалы. – М.: Издат-Школа, 2002.
  2. Я познаю мир. Животные: Детская энциклопедия / Сост. П.Р. Ляхов. – М.: ТКО «АСТ», 1995.
  3. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс – М.: «Просвещение», 2009.
  4. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс. – М.: «Просвещение», 2009.
  5. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» – М.: «Просвещение», 2011.
  6. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» – М.: «Вако», 2010.
  7. www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi