Внеклассное мероприятие "Ребятам о зверятах"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • в игровой форме закрепить знания детей по разделам «насекомые», «пресмыкающиеся», «млекопитающие», «птицы»

Задачи:

  • углубить и закрепить знания учащихся о животном мире;
  • развивать логическое мышление, память;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Форма проведения: путешествие со сказочным персонажем – Бароном Мюнхгаузеном.

Оборудование: карта с обозначенными на ней островами: «Угадайка», «Загадка», «Тайна», «Размышляйка», «Разгадайка»; портрет Барона Мюнхгаузена; берестяная грамота, конверты с заданиями; чистые листы бумаги, иллюстрации (фотографии) животных; цветные карандаши; аудиозапись «голоса птиц»; кроссворд «Насекомые», животные живого уголка.

Ход занятия

1. Организационный момент

На доске расположена карта со сказочными островами, около каждого из них прикреплено задание. Обозначена отправная точка путешествия – парусник (лодка)

Педагог: Добрый день. Сегодня у нас в гостях сказочный герой (показывает портрет). Подскажите, кто это? Он предлагает вам совершить увлекательное путешествие по сказочным островам, но с условием: путешествие от острова к острову будет возможно только тогда, когда выполните его задание. Но для начала нам надо выбрать две команды по 10 человек. Это мы сделаем с помощью ребусов, которые будут вам предложены.

(Педагог показывает ребусы всем детям, тот, кто первый разгадал, поднимает руку и отвечает, если ответ правильный он становится участником. Таким образом выбирают две команды по 8-10 человек)

Итак, команды готовы, вперёд, в мир тайн и загадок! (Барон Мюнхгаузен подплывает на лодке к острову)

2. Путешествие по «островам»

Первая остановка – остров «Угадайка»

Педагог: На нашем пути остров «Угадайка». Как вы думаете, почему этот остров получил такое название? Интересно? Вот вам задание (педагог достаёт записку и зачитывает):

«Дорогие ребята, перед вами изображения ящерицы, крокодила, змеи, черепахи. Внимательно посмотрите иллюстрации и заселите мой остров животными»

Дети помещают иллюстрации на остров.

- Как можно назвать одним словом этих животных? (пресмыкающиеся)

Табличку со словом «пресмыкающиеся» закрепить на схеме острова.

- Кто знает, почему они так называются? (потому что они не ходят, а ползают, то есть пресмыкаются)

Педагог: Мы познакомились с первыми животными – пресмыкающимися.

Вторая остановка – остров «Тайна»

Педагог: Какое интересное название «Тайна. Что же таинственного на этом острове? Сейчас посмотрим.

На столе находятся клетки с животными (до данного момента они прикрыты)

Педагог: надо , прежде всего, найти послание Барона.

В клетках: черепаха, кролик, морская свинка, крыса. Показать этих животных. В одной из них конверт с заданием.

Задание: «Дорогие ребята, помог7ите мне решить задачу. Я определил в одну группу таких животных, как морская свинка, крыса, кролик, черепаха. Правильно ли я сделал?»

Вывесить иллюстрации данных животных.

- Кто знает, как они вскармливают своих детёнышей?

Табличку со словом «млекопитающие» закрепить на схеме острова.

Педагог: Поскольку детёныши вскармливаются молоком, и произошло это название – млекопитающие. «Млеко» – молоко, то есть питающие молоком. Итак, мы открыли два удивительных острова: «Пресмыкающиеся» и «Млекопитающие»

Третья остановка- «Загадка»

Педагог: Перед нами какой – то белый остров.

Снимаем лист бумаги и читаем 6название острова – «Загадка»

Что же тут загадочного? (Показывает конверт)

Задание: «Ребята, чтобы узнать, какие животные населяют данный остров, послушайте музыку и определите голоса птиц».

Звучит запись «Голоса птиц». Табличку со словом «Птицы» закрепить на изображении острова.

Педагог: Да этот остров населяют птицы. Но мы почему –то их не видим. Смотрите, ещё одно задание.

Задание: «У вас на столах лежат ребусы, где зашифрованы названия птиц. Вам предлагается расшифровать ребусы, гадать по какому признаку они объединены и заселить ими остров».

Педагог: Пока команды выполняют, задание мы проведём игру со зрителями. Мы читаем вам утверждение, а вы отвечаете если оно верно то да, если не верно, то нет.

Аист – птица которая приносит детей (Да)

Ворона – птица, которая считает годы нашей жизни (Нет)

Голубь – птица, которую использовали для доставки почты (Да)

Снегиря иногда называют ближайшим родственником Снегурочки (Да)

Воробей ловит по ночам мышей (Нет)

Попугай – это говорящая птица (Да)

Слово не сорока, вылетит не поймаешь (Нет)

Одну сторону монеты называют решка, а другую орёл (Да)

У голубя хвост имеет форму рожек (Нет)

Попугай часто встречается в русских народных сказках и имеет золотое оперение (Нет)

Педагог: посмотрите на наш остров. Какой он красивый! Какие яркие птицы его населяют!

Четвёртая остановка – «Размышляйка»

Педагог: Вместе с Бароном Мюнхгаузеном мы открыли три острова: «Пресмыкающиеся», «Млекопитающие», «Птицы». Отправляемся к следующему острову – «Размышляйка». По этому острову протекает река.

Задание: «Ребята, задание называется «Абракадабра». Вам необходимо расставить буквы на свои место и угадать загаданные названия рыб»

Абракадабра

  1. Малин (Налим)
  2. Укащ (Щука)
  3. Леце (Елец)
  4. Куньо (Окунь)
  5. Раська (Карась)

Педагог: Пока команды выполняют задание мы со зрителями поиграем .

Конкурс «Ловкач»

На спины участникам прикрепляются таблички с названиями рыб. Участники не должны видеть эти надписи. Их задача, постараться прочесть то, что написано на спине соперника, который старается спрятать надпись, уворачиваясь. Побеждает тот участник, который вперёд прочитает слово у соперника.

Педагог: Итак, вы догадались, кто заселяет этот остров.

Табличка «Рыбы» и иллюстрации рыб закрепляются на изображении острова (на реке)

Пятая остановка – «Разгадайка»

Педагог: Теперь нам осталось открыть последний остров.

Задание: «Барон Мюнхгаузен предлагает вам отгадать кроссворд. Отгадав его, вы узнаете кто населяют этот остров»

  1. Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет?
  2. Самое трудолюбивое насекомое.
  3. Насекомое, питающиеся листьями капусты?
  4. Кто, жужжа, влетел к нам в дверь? Ну конечно, это …
  5. Кто летает над водой, страшно выпучив глаза, длиннокрылая и быстрая7
  6. Не птичка, а с крыльями.
  7. Не зверь, не птица, а нос, как спица.
  8. Летят – говорят, а сядут – молчат
  9. На солнце, не огонь, а светит.

Педагог: пока ребята отгадывают кроссворд, я вам предлагаю отгадать загадки о животном мире

  1. Летит – воет, сядет – землю роет (жук)
  2. В тесной избушке ткут маленькие старушки (пчёлы)
  3. По горам и долам ходит шуба да кафтан (овца)
  4. Пятак есть, а ничего не купишь (поросёнок)
  5. Белые хоромы, красные упоры (гусь)
  6. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает (сова)
  7. Не часы, а время сказывает (петух)
  8. Хвост короче уха,
    Быстрые повадки,
    Лечу я, что есть духа,
    Лечу я без оглядки.
    Кто я? Угадай-ка?
    Ну конечно… (зайка)
  9. Не по рыбам, а сети ставит (паук)
  10. Он высокий, он огромный,
    Он похож на кран подъёмный,
    Только этот кран живой,
    С настоящей головой. Тот из вас лишь будет прав,
    Кто ответит нам … (жираф)

Педагог: Ну вот последний остров открыт это остров «Насекомые».

Подведение итогов. Награждение команд (всем участникам выдаются медали с изображением Барона Мюнхгаузена)

Педагог: Всем спасибо за участие и до новых встреч!

Литература:

  1. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии/ авт.-сост. В.А.Суворова – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях/авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- М.: Глобус, 2008.