Учебно-практические материалы для проведения самостоятельных работ на уроках русского языка в 10–11-х классах

Разделы: Русский язык


1. Методические рекомендации по организации работе с учебно-практическими материалами для проведения самостоятельных работ по совершенствованию пунктуационной грамотности учащихся 10-11 классов на уроках русского языка

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка…, уметь извлекать необходимую информацию из различных источников…, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания…, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения…, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для… развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности…, совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к… общению, сотрудничеству.

Базовый уровень обязательной подготовки в виде планируемых результатов, доступных проверке и контролю за их достижениями, становится основным рабочим механизмом технологии обучения. При этом важно не забывать о том, что планируемые результаты должны быть посильны и доступны для большинства учащихся.

Практика показала, что в удовлетворении вышеназванных требований государственного образовательного стандарта немаловажное значение имеет дидактически верно организованная самостоятельная работа учащихся, которые к 11 классу должны уметь:

  • широко применять сформированные умения эмпирического, теоретического и структурного анализа в классной и домашней работе различного характера;
  • строить ответ;
  • учитывать логику вопросов;
  • выделять главное в различной информации;
  • фиксировать результаты в различной знаковой и образной форме;
  • самостоятельно составлять опорные конспекты, тезисы;
  • творчески пользоваться правилом-ориентиром выделения главного;
  • составлять правила самостоятельно;
  • выполнять задания сравнительно-обобщающего характера;
  • фиксировать обобщения в удобной и экономной форме;
  • применяя методы анализа, сравнения и обобщения, выражать результаты конкретизации в развёрнутой системе суждений (отчёт о наблюдении, рассказ и т.п.);
  • активно применять сформированные умения доказательства и опровержения;
  • делать выводы и приводить неопровержимые аргументы;
  • находить необходимую и достаточную аргументацию при решении задач в самостоятельных исследованиях.

Предлагаемые учебно-практические материалы для проведения самостоятельных работ в 10-11 классе разработаны с учётом перечисленных умений учащихся и ориентированы на развитие навыков постановки знаков препинания на письме. Для этого предлагается работа с отдельными предложениями, которая преследует цели закрепления и дальнейшего совершенствования пунктуационных навыков письма. Данный материал помогает учителю проверить и оценить:

  • уровень пунктуационной грамотности учащихся;
  • умения, связанные с созданием текста (план, конспект…);
  • состояние речи старшеклассников, что в целом позволяет осуществить контроль за формированием языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциями.

Традиционно цель проведения уроков русского языка в 11 классе - повторение и углубление материала по синтаксису и пунктуации, изученного в среднем звене, подготовка к выпускным экзаменам. Но зачастую уровень знаний учащихся общеобразовательных школ невысок: правила, которые когда-то учили, забываются, и грамотность школьников резко снижается. В связи с этим возникает ситуация, в которой необходимо «убить двух зайцев»: напомнить ту или иную пунтограмму и закрепить умения работать с ней настолько, чтобы учащиеся могли справиться с подобным заданием прежде всего во время итоговой аттестации.

Наиболее эффективным приёмом для решения данной дилеммы является не преподнесение готовых знаний школьникам посредством сообщений или бесед, а создание условий, при которых учащиеся самостоятельно могли бы решать поставленные перед ними познавательные задачи. Общеизвестно, что 90% информации усваивается только тогда, когда человек добывает её самостоятельно.

Поэтому, учитывая принцип постепенного наращивания трудности и темпов в обучении, нами был разработан учебно-практический материал, который состоит из шести вариантов самостоятельной работы по темам: «Тире между подлежащим и сказуемым в простом полном предложении», «Знаки препинания при однородных членах предложения». «Обособление согласованных и несогласованных определений», «Вводные слова и полнозначные члены предложения», «Знаки препинания в сложносочинённом предложении», «Правила постановки тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении», каждая из которых включает три части.

Часть А представляет собой воспроизводящий тип самостоятельной работы. Задания этой части формируют простейшие навыки самостоятельной работы и предполагают работу учащихся по образцу, алгоритму, сопровождаемую объяснениями учителя, а возможно, и наглядным показом приёмов работы.

Часть Б и С представляют собой конструктивный тип самостоятельной работы.

Задания части Б предполагают осмысленный перенос полученных во время работы с частью А знаний в типовые ситуации, анализ фактов.

Задания части С отличаются более сложным материалом, который опирается на тот же базовый уровень, но уже требует комплексных знаний теории и умения реализовать эти знания в практической деятельности.

Кроме того, последовательная работа с каждой частью предлагаемых самостоятельных работ позволяет в процессе обучения развивать у школьников как индуктивный способ рассуждения (от частного к общему - частьА), так и дедуктивный способ (от общего к частному - часть Б, С).

В ходе проведения занятий фронтальная работа сводится к минимуму, на первый план выступают групповые и индивидуальные формы работы.

Начальный этап работы (часть А) рекомендуется проводить, опираясь на индивидуальную форму обучения: каждый ученик выполняет общее для класса (группы, варианта) задание без контакта с другими учащимися. Итогом такой работы будет индивидуальное сообщение на определённую тему, что позволит учителю отследить не только правильность выполнения, но и оценить умения ученика выразить полученные результаты в устной монологической речи.

 Материал части Б требует от учащихся умений объяснить постановку знаков препинания и аргументировать свой ответ. Целью такого упражнения является тренировка учащихся в умении анализировать предложения с грамматической и смысловой стороны, а также мотивировать (доказывать) постановку в данной ситуации такого, а не иного знака. Такой вид работы называют иногда пунктуационным разбором.

Пунктуационный разбор текста (предложений) среди письменных упражнений различного типа справедливо считается одним из самых эффективных путей обучения пунктуации. Как правило, он связан с разбором синтаксическим: нельзя правильно расставить знаки препинания, если не разобраться предварительно в составе предложения, не установить составных частей предложения и взаимоотношений между ними.

Нам видится, что такую работу целесообразно выстраивать на основе технологии сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Успех может быть достигнут только при взаимодействии всех членов команды (группы). Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками . После выполнения задания группа отчитывается о проделанной работе перед учителем, причём каждый - персонально. А это означает, что каждый ученик должен быть готов к объяснению любого предложения и к любому вопросу по изучаемой теме.

Подобная форма работы позволит учителю не только оценить уровень знаний учащихся, но и, в случае ошибок, внести коррекцию, что-то уточнить или пояснить.

И наконец, заключительная часть самостоятельных работ - часть С, в которой дан материал без знаков препинания. Учащиеся должны продемонстрировать практические умения и навыки в их постановке.

Целью такого упражнения является тренировка учащихся в членении (смысловом и грамматическом) текста (предложения) и в определении того, каким знаком следует обозначить членение. В результате - повторение и закрепление соответствующих правил и навыков. Практика показала, что учащиеся допускают при выполнении подобных упражнений наибольшее количество ошибок. Объяснение этому можно найти в том, что при самостоятельном выполнении упражнений в расстановке знаков препинания учащиеся во многих случаях лишены возможности опираться на произношение. Исходя из этого, правильно было бы предложить учащимся такую форму работы, как взаимопомощь в группе. Для этого класс делится на группы по 5-6 человек (это может быть та же или вновь сформированная группа). Среди членов группы должен быть «сильный» ученик. Он проверяет работы других участников, исправляет ошибки и отчитывается перед учителем. Возможен и другой вариант: так как в каждой самостоятельной работе предлагается два варианта, то и групп, работающих над одним заданием, получится несколько. После окончания работы можно организовать взаимопроверку групп и отчёт перед учителем. Или другой путь - учитель проверяет выполненную работу у группы, справившейся с заданием раньше всех, затем члены этой группы проверяют работу других групп и предоставляют отчёт.

При организации командной работы учителю важно продумать систему оценивания знаний и действий учащихся. Практика показала, что наиболее демократичным решением является установка «награды» одной на всех в виде балльной оценки, поощрения и т. п… Это способствует формированию личности «успешного» ученика. Система оценивания должна быть заранее известна учащимся (принцип «открытости»). Однако было бы разумным и вполне оправданным ведение учителем «Листа учёта», с которым ученик мог бы ознакомиться. «Лист учёта» предоставляет учителю возможность поощрить кого - либо индивидуально (особенно, если это слабоуспевающий ученик).

Важная особенность самостоятельных работ данного учебно-практического комплекса - поэтапное, последовательное освоение материала. Невозможно, не выполнив задания предыдущей части, перейти к выполнению заданий следующей.

С точки зрения особенностей протекания мыслительных процессов, при выполнении части А и Б учащиеся проходят этапы усвоения, присвоения и запоминания информации.

Следовательно, часть С - это в большей степени этапы воспроизведения, овладения и применения знаний.

Так как полный объём работ достаточно велик, рекомендуется проводить её на сдвоенных уроках русского языка.

Для того чтобы у учащихся было стремление выполнить работу до конца, им предлагается (перед изучением новой темы в форме самостоятельной работы) выполнить небольшое по объёму тестовое задание опережающего характера (см. приложение). Такой ход позволит учителю: 1) провести экспресс-диагностику имеющихся знаний, умений и навыков у школьников, 2) простимулировать работу ума.

По истечении 7 - 10 минут учитель указывает правильные ответы, однако не комментирует допущенные ошибки: это сделают сами учащиеся после выполнения части С самостоятельной работы (приём «отсроченности ответа»), что позволит им самостоятельно отрефлексировать свои знания, умения и навыки.

По окончании всей работы (на выходе) рекомендуется использовать индивидуализированную форму обучения с целью контроля знаний, умений и навыков. Для этого каждому учащемуся предлагается выполнить итоговый контрольный тест по теме (примерные варианты см. в приложении). Задания к тестам составлялись с учётом требований к Единому государственному экзамену по русскому языку (см. приложение).

2. Комплекс дидактических разработок для проведения самостоятельных работ по совершенствованию пунктуационной грамотности учащихся 11 классов на уроках русского языка

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тире - один из знаков препинания на письме, черта (-), будто бы писатель призадумался тут, или требует догадки, дополнения, пропуска. (В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»).

ТЕМА: Тире между подлежащим и сказуемым в простом полном предложении.

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ А

Цель работы: определить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом полном предложении.

Дано: Простые предложения, в которых тире между подлежащим и сказуемым поставлено правильно.

а) Слово - полководец человеческой силы.(В.Маяк.)

б) Воду толочь - силу иметь.(посл.)

в) Долг наш - защищать крепость до последнего нашего издыхания.(А.С.Пушкин.)

г) Дважды восемь - шестнадцать

д) Расставанье и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.(Е.Долмат.)

е) Маяковский - первая скрипка среди футуристов

ж) Бить баклуши - его любимое занятие

з) Уступить - позорно.(Тендр.)

и) Зурбаган, описанный Грином, - город в Крыму

к) Лисс, который описан Грином, - южный город

л) Аллопатия - это обычная система лечения больных

м) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.(А.С.Пушкин).

Ход работы

1. Перепишите данные предложения, проведите наблюдения по алгоритму:

а) выделите грамматическую основу в каждом предложении;

б) укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое в каждом предложении (у имени существительного укажите падеж, у глаголов - форму);

в) в предложениях под буквами и, к графически обозначьте второстепенные члены предложения, стоящие между подлежащим и сказуемым; укажите, чем выражены эти второстепенные члены; в предложениях под буквами л, м укажите частицы, стоящие между подлежащим и сказуемым.

2. Подведите итог своим наблюдениям, ответив на вопросы:

а) при каких условиях между подлежащим и сказуемым в простом предложении ставится тире?

б) что нужно прежде всего знать и уметь для того, чтобы правильно поставить тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении?

3. Зафиксируйте свои выводы (схема, таблица, текст). Подготовьте устное сообщение на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».

ЧАСТЬ Б

Перепишите данные предложения и графически объясните постановку (или отсутствие) тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении:

1) Грамоте учиться - всегда пригодиться

2) Хлеб в пути не тяжесть.

3) Человек неучёный, что топор неточёный.

4) Аврал - это значит общая работа

5) А ведь обед… - вещь приятная

6) Глубина колодца - девять метров

7) Удивительное дело… сон!

ЧАСТЬ С

Перепишите предложения и расставьте, где это необходимо, знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Выбор аргументируйте.

1) Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров

2) Бедность не порок

3) Глубина там с лодки четыре маховых, то есть шесть метров

4) Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский период

5) Талант у него дай бог каждому

6) Дубава, кажется, друг Корчагина

7) Классическая литература всегда учебник жизни

8) Все богачи скряги

9) Какое счастье жить на земле!

10) Моя сестра учительница

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тире - один из знаков препинания на письме, черта (-), будто бы писатель призадумался тут, или требует догадки, дополнения, пропуска. (В.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»).

ТЕМА: Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

ВАРИАНТ 2

ЧАСТЬ А

Цель работы: определить условия, при которых тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении не ставится.

Дано: Простые предложения, в которых отсутствие тире между подлежащим и сказуемым обусловлено пунктуационными правилами:

 а) Он (Базаров) нигилист

 б) У неё сердце очень доброе, но голова бедовая.(Т.)

 в) Ах, злые языки страшнее пистолета.(Гр.)

 г) Это неплохое начало

 д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты

 е) Мой папа инженер

 ж) Офицер этот не чета вам.(Фед.)

 з) Сегодня небо точно море

 и) Июнь только (лишь) начало лета

 к) Сергеев теперь известный художник

 л) Пихта тоже дерево

 м) Риск, как известно, дело благородное

Ход работы

1. Перепишите данные предложения, проведите наблюдения по алгоритму:

а) выделите грамматическую основу в каждом предложении;

б) укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое в каждом предложении (у существительных укажите падеж, в случае с именем прилагательным укажите форму, степень сравнения);

в) в предложениях под буквами ж - м графически обозначьте второстепенные члены предложения, стоящие между подлежащим и сказуемым; укажите, чем выражены эти второстепенные члены, а также обозначьте части речи, не являющиеся членами предложения, стоящие между главными членами предложения.

2. Подведите итог своим наблюдениям, ответив на вопросы:

а) при каких условиях между подлежащим и сказуемым в простом предложении не ставится тире?

б) что нужно прежде всего знать и уметь для того, чтобы правильно поставить тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении?

3. Зафиксируйте свои выводы (схема, таблица, текст). Подготовьте устное сообщение на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».

ЧАСТЬ Б

Перепишите данные предложения и графически объясните постановку (или отсутствие) тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении:

1) Это не ошибка

2) Мысль изречённая есть ложь.

3) Старость - чувство капризное

4) Грех не беда, а молва нехороша.

5) Мудрость лишь в истине.

6) Пить чай - удовольствие

7) Мы, коты, - любознательные животные.

ЧАСТЬ С

Перепишите предложения и расставьте, где это необходимо, знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Выбор аргументируйте.

1) Искусство всегда преодоление барьеров

2) Ни с чем не сравнимое чувство слышать грачей в первый раз после шестимесячной зимней смерти!

3) Жизнь прекрасна и удивительна

4) А ведь человек тонкая штука

5) Гром от падения ведра как выстрел

6) Вспоминать необыкновенно интересное занятие

7) В этом городе знать три языка ненужная роскошь

8) Жить прожить не поле перейти

9) Английская орфография сложная

10) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина

Список литературы

  1. Антонова, С. В., Склискова, Т. И. Русский язык: Задания типа А единого государственного экзамена [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склискова.- М.: Вентана - Граф, 2006.- 96 с.
  2. Арсюхин, В. М. О формировании навыков постановки знаков препинания в процессе письма [Текст] / В. М. Арсюхин // Русский язык в школе.- 1987.- №4.- С. 51-55
  3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  4. Бахвалова, Т. В. Лабораторные работы в курсе «Современный русский язык» [Текст] / Т. В. Бахвалова // Русский язык в школе.- 1997.- №2.- С. 24-32
  5. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию [Текст]: книга для учителя / В. Б. Бондаревский.- М.: Просвещение, 1985.-142 с.
  6. Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи [Текст]: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова.- М.: Просвещение, 2002.- 135 с.
  7. Жарова, Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст]: книга для учителя /Л. В. Жарова.- М.: Просвещение, 1982.- 152 с.
  8. Капинос, В. И. О методах обучения русскому языку [Текст] /В. И. Капинос// Методы обучения в современной школе [Текст]: сборник статей / Под научной ред. Н. И. Кудряшева.- М.: Просвещение, 1983.- С. 26-43
  9. Касаткин, Л.Л., Клобуков, Е. В. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / Под ред П. А. Леканта.- М.: Высшая школа, 1991.- 383 с.
  10. Коновалова, Л. Ф. Русский язык. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену [Текст]: домашний репетитор / Л. Ф. Коновалова.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 288 с.
  11. Кудряшев, Н. И. О методах преподавания литературы [Текст] /Н. И. Кудряшев // Методы обучения в современной школе [Текст]: сборник статей / Под научной ред. Н. И. Кудряшева.- М.: Просвещение, 1983.- С. 77- 98
  12. Марон, А. Е. Инновационные модели обучения в зарубежной педагогике (обзор) [Текст] / А. Е. Марон // Современные образовательные технологии [Текст]: сборник научных статей/ Под научной редакцией Ю. А. Долженко - Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 1996.- С.19 - 26
  13. Напольнова, Т. В., Десяева, Н.Д. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка [Текст]: пособие для учителя / Т. Н. Напольнова, Н. Д. Десяева.- М.: Просвещение, 1989.- 298 с.
  14. Примерные программы среднего (полного) общего образования [Текст] / Сост. Н. Н. Гара, Ю. И. Дик.-М.: Дрофа, 2000.-463 с.
  15. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация [Текст] /Д.Э. Розенталь.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 257 с.
  16. Русский язык [Текст] : энциклопедия / Под ред. Ф. П. Филина.- М.: Советская энциклопедия, 1979.- 432 с.
  17. Русских, Г. А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия [Текст] / Г. А. Русских // Методист.- 2003.-№1.- С. 30-39
  18. Сиднин, И. Н., Тагильцева Л. Ф. Современный урок русского языка: подготовка, проведение, анализ и самоанализ [Текст]: пособие для учителей -словесников и методистов / И. Н. Сиднин, Л.Ф. Тагильцева.- Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2005.- 100с.
  19. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед.институтов / А. В. Текучев.- М.: Просвещение, 1980.- 414 с.
  20. Худякова, Л.А. Лабораторные работы по русскому языку - в школу [Текст] / Л.А.Худякова// Русский язык в школе.- 1999.- № 6.- С. 25-30