Мягкий знак после шипящих в глаголах. 4-й класс (УМК XXI в.)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи урока:

  • Обучающие: активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в глаголах; закрепить навык применения изученных правил.
  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • Воспитательные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи

Средства: сигнальные карточки; карточки для устного диктанта и физминутки; учебник и тетрадь для 4 класса С. В Иванова, М. И. Кузнецовой; презентация (компьютер, интерактивная доска).

Тип урока: урок изучения нового материала (проблемный урок).

Раздел: Правописание.

Ход урока

УУД

I. Организационный момент. Чистописание.

Приложение 1

ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения;
умение организовать себя на урок
II. Новая тема:

Актуализация знаний

– Прочитайте название темы.
– Мягкий знак после шипящих…
– Какие мысли возникли по поводу заявленной темы?
– Мы это знаем. (Урок 21, для тех, кто забыл)

– Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, например: дочь, помощь, глушь. И не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: гараж, скрипач, кирпич и 1-го склонения множественного числа: туч, краж, встреч. У имен прилагательных в краткой форме: свеж, пахуч, могуч.

Слайд 1. Приложение 2.

ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
выделение необходимой информации;
использование знаково-символических средств (таблицы).

 

 

 

III. Постановка проблемы.

Устный диктант.

Помощ.., кирпич.., ландыш.., глуш…, хорош.., тиш.., могуч.., богач.., молодеж…, свеж.., Петрович.., луж.., задач.., пожарищ.., вещ.., молчиш.., привлеч.., отреж..

Приложение 3. Приложение 4.

– В каких словах затруднялись. Почему?
– Это мы еще не изучали.
– Уточните тему урока.
– Мягкий знак после шипящих в глаголах.
– Какова же цель нашего урока?
Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.
– В каком разделе мы будем работать?
Правописание
– Что будем развивать?
Будем развивать внимание и орфографическую зоркость.

У знать
Р азвивать
О бъяснять
К онтролировать

Что будем объяснить?–
Написание слов с ь после шипящих
–Что будем контролировать?
Свои ответы и ответы товарищей
– Как вы узнаете глагол среди других частей речи?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? или что сделать?

Приложение 5. Приложение 9.

ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи

ПУУД: общеучебные, побуждение к осознанию противоречий постановка проблемы, поиск решения проблемы, выдвижение гипотез.

 

 

ПУУД: формулирование темы урока;
использовать знаково-символические средства.

РУУД: целеполагание

КУДД: умение вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания

IV. Открытие детьми нового знания. Решение проблемы.

– Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем.
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

Слайд 2.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Тише едешь – дальше будешь.
Без теста пирога не испечешь.

Запись:

Погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь – глаг., повелит. накл., беречь – н.ф., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечешь – – глаг., 2 л, ед. ч.,

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)
– Какой вывод можно сделать?

(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?

Слайд 3.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации;
установление причинно-следственных связей, выведение следствий; обобщение.

(Материал для гипотез).

КУУД:  формулировка собственного мнения и позиции;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной

 

Работа с правилом (учебник).

С.94. Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.

Дополняем таблицу. Слайд 4.

Вопросы:

– Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется во всех формах глагола.)
– Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце? (У существительных надо определить склонение, у глаголов ничего определять не надо.)

Давайте вернемся к устному диктанту.

Надо ли писать ь в словах молчиш.., привлеч.., отреж… Докажите.

ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
умение обобщать.

КУДД: умение вступать в диалог.

V. Физкультминутка.

Слова развесить по классу. Соберите слова и прикрепите на доску в нужный столбик. Ь или не пишется Ь

Рож.., мышь.. жгуч.., лож.., могуч.. скрипуч,.. ласковый.., жеч., стереч.., хорош…, глуш.., шалаш.., скрипач.., спиш.., дружиш.., береч.., кирпич…, могуч…, пишеш…, думаеш…

Проверка. Какое слово никуда не попало? Докажи.

Приложение 6.

КУУД: умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, строить понятные для партнера высказывания.

ПУУД: осуществление синтеза как составление целого из частей, построение цепи рассуждений.

РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату самоконтроль, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия

VI. Первичное закрепление знаний.

Упр. № 1 с. 94 письменно, фронтально у доски.

(Глаголы съешь, поешь в 3 столбик и во второй.)

(ОБЯЗАТЕЛЬНО СЪЕШЬ КАШУ – ПОВЕЛИТ;
КОГДА СЪЕШЬ, ПОМОЙ ПОСУДУ -2ЛИЦО ЕД.
У ТЕБЯ БУДЕТ ТРУДНЫЙ ДЕНЬ, ПОЭТОМУ ПОЕШЬ – ПОВЕЛИТ,.
КОГДА ПОЕШЬ, БУДЕШЬ ЧУВСТВОВАТЬ УВЕРЕННЫМ – 2ЛИЦО, ЕД.Ч.)

РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля, по результату самоконтроль.
VII. Составление алгоритма.

Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.

Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? Составим алгоритм.

Определим часть речи, если это:

Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.

Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.

Глагол, то ь знак пишется во всех формах

Интерактивная доска. Приложение 7.

Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. Ж.р. 3 скл
Сущ. М.р.
Глаг 2 л.ед.ч..
Ь кр.прил
глаг. Н.ф.
глаг. повелит. наклон.
ПУУД: удержание учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, контроль результатов деятельности, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, обобщение;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации с помощью инструментов ИКТ.

РУУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
планирование деятельности, коррекция
плана действий.

Работа в парах. Приложение 8.

Работа в парах. Найди лишнее слово. Докажи.

  • Дочь, карандаш, мышь, веешь.
  • Малыш, свеж, хорош, пахуч.
  • Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч.
  • Беречь, дремуч, приедешь, назначь.

Проверка. Слайд 6

РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату, самоконтроль.

КУУД: умение договориться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, контролировать действия партнера;

VIII. Самостоятельная работа.

Упр. 5, с. 96. Прочитайте задание.

  1. Что сначала нужно сделать? (Вспомнить изученные орфограммы “Мягкий знак после шипящих”. Алгоритм.)
  2. Слова вы будете записывать в таблицу с. 34–35 тетрадь.
  3. Проверка. Слайд 7, 8.

 

РУУД: учитывать выведенный алгоритм, планировать промежуточные действия для достижения цели;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль

ПУУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, на основе выделения их существенных признаков.

РУУД: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

IX. Домашнее задание.

Упражнение 3 с. 95.

Выучить правило с. 94.

*Упражнение 2 с.95.

РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

ПУУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания.

X. Итог урока.

– Какая была тема?
– Какие цели ставили? Какие достигли?
– Какой вывод сделали?
– Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”?

РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

XI. Рефлексия.

Кому на уроке было интересно и все понятно – поставьте на полях (!).

Если были затруднения (?).

Завтра мы продолжим разговор на эту тему “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль.

.

Уважаемые коллеги! Идея
У – узнать заимствована в интернете.
Р – развивать.
О – объяснять.
К – контролировать.