Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа


Цели: Создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развитие младших школьников в процессе его учебной деятельности. Формировать понятие “виды животных”.Систематизировать и расширять знания о группах животных, о признаках каждой группах.

Задачи:

  • Предметно-информационные: Познакомить с классификацией животных. Изучить основные признаки групп животных.
  • Деятельностно-коммуникативные: Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку. Закрепить умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
  • Ценностно-ориентированные: Развитие любознательности, наблюдательности ,чувства гармонии человека с природой.
  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.

Оборудование: учебник, сигнальные карточки, рабочие тетради “Мир вокруг нас.”, 3 класс, ручки, карандаши, компьютерная презентация, компьютер, карточки в конвертах.

Тип урока: сообщение нового материала.

Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Разнообразие животных”.

Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Начинаем урок.

2. Беседа о погоде.

3. Постановка темы и цели урока.

Перед вами конверты . Ваше задание – из разрезанных частей составить слова. Учащиеся выкладывают слова на партах.

Полученные слова учащиеся перечисляют. Прикрепляем их на доске:
насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие.

Приложение 1.

Как назвать составленные слова одним словом? (Животные.)

Определите тему урока. Как вы думаете на какой вопрос мы должны ответить в конце урока?

4. Вступительное слово учителя.

Как называется наука о живой природе?

Как называется наука о растениях?

Видов животных на нашей планете настолько много, что этим занимается целая наука, которая называется ЗООЛОГИЕЙ.

Ученые – зоологи разделили всех животных на группы. Так их легче изучать.

С некоторыми группами животных мы уже знакомы.

5. Этап получения новых знаний и способов действий.

1. Актуализация опорных знаний.

Итак, вы получаете конверты с заданиями. После работы с заданием находите табличку с названием своей группы и забираете ее на стол

Учащиеся вскрывают конверты и выполняют задания.

Приложение 2.

1-я группа. Отгадайте загадку:

1. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.

Напишите отгадку: 1. -------------------– ---------------.

Рассмотрите картинки (даны картинки в конверте: комар, бабочка, пчела, жук). Определите сходство. Сосчитайте количество лапок. Запишите------- Как называется группа животных?. Напишите------------------------------------ Сделайте вывод:------------------------- это группа животных, у которых--------- ног. К ним относятся жуки, бабочки, стрекозы ,пчелы, мухи.

2-я группа.

Откройте ваш учебник на странице 90–92. Найдите группы животных. Найдите, как называются животные, тело которых покрыто чешуей-------------------------------------- Что им помогает передвигаться-------------------------------------- Что они имеют для дыхания------------------------------------------- Сделайте вывод:--------------------- водные животные, тело которых покрыто скользкой-----------------. Это водные обитатели. Передвигаться им помогают---------------------. С помощью--------------------------они дышат кислородом, растворенным в воде.

3-я группа.

Найдите на выставке книг “Энциклопедию животных”. По оглавлению найдите раздел “Птицы” Откройте этот раздел. Прочитайте характеристику этого вида.

Сделайте вывод: Птицы-животные, тело которых покрыто----------------------. Все птицы откладывают--------------------------.

4-я группа.

Рассмотрите картинки. Напишите названия животных--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Чем покрыта их кожа---------------------------------. Как называется эта группа---------------------------. Сделайте вывод: ----------------- или млекопитающие, – животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детенышей они вскармливают молоком.

(В конверте картинки: лошади, зайца, медведя, овцы, белки.)

2. Проверка – чтение выводов учащимися.

3. Работа с учебником.

Прочитайте на с. 90–91 названия тех видов животных, о которых мы не упомянули в работе.

4. Рассказ учителя о незнакомых видах животных.

6. Физ.пауза. (Под веселую песенку “Добрый жук”.)

7. Закрепление нового материала.

1. Организуется работа в тетрадях на печатной основе с.42 № 5. (Работа с источниками.)

Взаимопроверка.

2. Разгадай загадки и определи, к какой группе животное относится.

Дети называют ответ, а учитель показывает слайд.

  1. Живет спокойно, не спешит.
    На всякий случай носит щит.
    Под ним, не зная страха,
    Гуляет…(Черепаха). пресмыкающееся
  2. У маленькой животинки
    Сто серебряных
    Монеток на спинке. (Рыба.)
  3. Лежит веревка,
    Шипит плутовка,
    Брать ее опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея.) пресмыкающееся
  4. Скачет зверушка:
    Не рот – а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка.
    Кто это? (Лягушка.) земноводное
  5. Деловитая хозяйка
    Пролетает над лужайкой.
    Похлопочет над цветком –
    Он поделится медком. (Пчела.)
  6. У меня ходули –
    Не страшит болото.
    Лягушат найду ли –
    Вот моя забота. (Цапля.)
  7. Какая коняшка
    Ходит в тельняшке? (Зебра.)

3. Давайте расшифруем названия животных и определим группу, к которой они относятся. (Презентация.) (Слайды)

4. Игра “4-й лишний” (слайды).

8. Подведение итога урока.

Вывод:

  • Какая наука изучает животных?
  • На какие группы делятся животные?

Рекомендация выставки научно –популярной литературы.

9. Рефлексия. Очень жаль, но наш урок подошел к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке.

10. Домашнее задание – Кто из вас хотел бы еще больше узнать о жизни животных? Как ты собираешься это делать?

Подготовить рассказ о разных видах животных. Рабочая тетрадь с.43 № 6.

Учебник с 90–92 повторить группы животных и их признаки.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите свое тепло всему живому на планете. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.