Урок биологии на тему "Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций"

Разделы: Биология


Цели урока:

  1. Образовательная – формирование знаний о правилах личной гигиены и режиме питания, умений их физиологически обосновать. Показание мер предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний, болезней органов пищеварения.
  2. Развивающая – развитие навыков самостоятельного мышления, умения обобщать, установления причинно-следственных связей.
  3. Воспитательная – воспитание и формирование здорового образа жизни (правила гигиены питания и пищеварения).

Задачи:

  • Развивать умения применять и обобщать полученные знания.
  • Развивать у учащихся мотивацию к изучению биологии.
  • Развивать интерес к предметам естественно-научного цикла.

Наш урок называется: “Гигиена органов пищеварения” (запись в тетради).

(Презентация.) (Слайд 2)

Работать будем по плану:

1 – проверим, как вы усвоили предыдущую тему,
2 – познакомимся с новым,
3 – закрепим, что узнаем.

1 этап урока – проверка знаний.

Я раздам вам карточки с заданиями, которые называются “логическая цепочка” или “четвертый лишний”. Ваша задача найти и зачеркнуть понятие, не подходящее к остальным, объяснить свой выбор. Даю время 1 минуту, чтобы посмотреть. Поверка работ (3–4 мин).

Примеры заданий:

  1. рот, желудок, гортань, пищевод
  2. гортань, бронх, трахея, печень
  3. желудок, кишечник, печень, пищевод
  4. белки, жиры, хлеб, вода
  5. белки, жиры, вода, углеводы

Молодцы! С этим заданием вы справились. А теперь попробуйте разрешить проблемную задачу.

(Слайд 3)

В древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он невиновен, если нет, то виновен. На основании, каких знаний применялось “испытание” рисом?

(При страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает, а сухой рис съесть невозможно. Безусловно, при этом мог пострадать и невиновный.)

Молодцы! Вы хорошо усвоили пройденный материал!

2 этап урока – объяснение нового.

А) Гигиена органов пищеварения.

Скажите, вы хорошо отдохнули во время зимних каникул? А отдохнула ли ваша пищеварительная система???

Действительно, бесконечное застолье во время зимних праздников – серьезное испытание для наших пищеварительных органов. Можно назвать это время “праздником живота”. Мы поглощали салаты, конфеты, мандарины, колбасу в огромных количествах. Иногда забывали про супы и про режим. И что же в результате?

(Слайд 4)

Что это за орган? Да, это наш бедный “трудяга” желудок, который за время праздников переварил огромное количество пищи. Но всегда ли она была правильной?

Предлагаю вам рисунки продуктов питания (например, овощи, фрукты, соки, чипсы газированные напитки и т.д.), распределите их на 2 группы: полезные и не очень полезные (работа у доски с рисунками).

Полученная информация поможет нам составить кодекс правильного питания.

(В результате беседы дети отвечают на вопросы: что есть, в каких количествах, когда, как?)

Кодекс питания.

  1. Есть регулярно (4 раза в день, в одно и то же время).
  2. Не торопиться.
  3. Тщательно пережевывать пищу.
  4. Не есть очень горячее или холодное.
  5. Обязательно завтракать.
  6. Не переедать перед сном.
  7. Есть больше овощей, фруктов, молочных продуктов.
  8. Во время еды забыть о невзгодах, получать удовольствие.

Б) Работа с пословицами.

Закрепим результат. На доске вы видите пословицы, объясните, о чем они? (Слайды 5–9)

– Кто жаден до еды, тот дойдет до беды (не переедать).
– Не ложись сытым, встанешь здоровым (не есть перед сном).
– Хорошо прожуешь – сладко проглотишь (тщательно пережевывать).
– Спеши на работе, а не за едой (не торопиться).
– Через рот сто болезней проходит (в продуктах могут содержаться возбудители заболеваний).

В) Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Да, действительно, вместе с пищей в организм могут попасть возбудители разных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Вы знаете какие? Посмотрите в учебник, найдите названия этих заболеваний и назовите их (ботулизм, сальмонеллез, холера, дизентерия).

Это очень опасные болезни, некоторые из них смертельны для человека.

Перед вами лежат продукты (на столе консервная банка, яблоко, стакан воды и куриное яйцо). Как вы думаете, что их объединяет?

1) Консервная банка.

Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами, т.к. в них могут содержаться бактерии ботулизма. На что обращаем внимание при выборе консервов? (Срок годности, нет ли вздутия.)

2) Яйцо.

Может стать причиной сальмонеллеза и брюшного тифа. Заражение происходит чаще в летнее – осеннее время через зараженные продукты (яйца, мясо, молоко). Что делать? (Варить, жарить, мыть руки.)

3) Стакан воды.

Да, это просто вода. Но в ней может содержаться холерный вибрион – возбудитель холеры! Он долго сохраняется в воде, но быстро гибнет при нагревании и обеззараживании. Как поступим? (Кипятить воду, не пить воду из водоемов, не купаться в запрещенных местах.)

4) Грязное яблоко.

Оно, конечно, не отравленное, как в сказке о мертвой царевне, но может вызвать неприятное заболевание – дизентерию. Ее еще называют “болезнью грязных рук”. Что делать? (Мыть фрукты, посуду, руки.)

Просмотр слайд-шоу о возбудителях инфекций ЖКТ.

3 этап урока – закрепление материала.

(Слайды 10–13). Объясните меры профилактики заболеваний ЖКТ, изображенные на рисунках.

Домашнее задание. Составить письменную характеристику кишечных инфекций по плану:

  1. Название инфекции.
  2. Характеристика возбудителя.
  3. Симптомы заболевания.
  4. Профилактика.

Литература.

  1. § 34 (стр.139–140), § 35 учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология. Человек. Издательство “Вентана-Граф”.