Урок географии по теме "Евразия – величайший массив суши"

Разделы: География


Цели:

  • обобщить и проверить уровень знаний по теме;
  • помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого;
  • показать уникальность материка, как величайшего массива суши;
  • выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся, определить причину их возникновения;
  • развивать логическое мышление; смысловую память;
  • отрабатывать умения работать с атласом, текстом учебника, дополнительной литературой, настенными картами; умение сравнивать, анализировать;
  • развивать любознательность, стремление к познанию нового, стойкий познавательный интерес.

Тип урока: обобщение и систематизации знаний

Оборудование: атласы для 7 класса, глобусы, настенная физическая карта Евразии, раздаточный материал, учебная презентация

Структура урока:

1. Мотивация, постановка цели урока

  • Географические ребусы (глобус, Волга, Япония)

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

А. “Узнавание географических рекордов Евразии” (Фронтальная работа)

Комментирование географических рекордов материка

Б. Анализ статистических данных (Парная работа)

Континент, часть света Площадь (км2) Население Плотность населения(чел/ км2)
Евразия 53 990 000 5 710 000 000 83.5
Азия 43 810 000 3 800 000 000 86.7
Африка 30 370 000 922 011 000 29.3
Америка 42 330 000 890 000 000 20.9
Северная Америка 24 490 000 515 000 000 21.0
Южная Америка 17 840 000 371 000 000 20.8
Антарктида 13 720 000 1 000 0.00007
Европа 10 180 000 710 000 000 69.7
Австралия 7 600 000 22 574 000 2.8

Составление рассказа о площади, количестве населения, плотности населения материков планеты

В. “Важные теоретические вопросы” (Групповая работа)

Обзорный ответ “Евразия – величайший массив суши”; самооценка, анализ ответа

Г. “Определение протяженности материка” (Парная работа тренинг ОУУ)

Мыс Челюскин (Россия), 77°43' с. ш. — крайняя северная материковая точка

Мыс Пиай (Малайзия) 1°16' с. ш. — крайняя южная материковая точка

Мыс Рока (Португалия), 9?31' з. д. — крайняя западная материковая точка

Мыс Дежнёва (Россия), 169°42' з. д. — крайняя восточная материковая точка

Решение:

Северная точка - м. Челюскин -78°с.ш. 104°в.д.; Южная точка - м. Пиай - 1°с.ш. 103°в.д.;

3ападная точка - м. Рока- 38°с.ш. 9° з.д.; Восточная точка - м. Дежнева 170°з.д. 66°с.ш.

1) В ° протяженность с С на Ю: 78°-1° =77° (в 1° меридиана 111 км).

2) В 1 км - 77 х 111 = 8547 (км).

3) В ° протяженность с 3 на В: 180 + 10 + 9 = 199°

4) Протяженность в км определяем по 60° с.ш., где в 1° параллели 55,8 км широты 6° в.д. и 171° в.д. (171°- 6°) х 55,8=9207 км)

Задания репродуктивного уровня для 2-3 учащихся

1. Определите по физической карте абсолютную высоту самого высокого и низкого участков., сосчитайте разницу высот (Джомолунгма 8848 м –Гималаи; Мертвое море - Аравийский полуостров (самый большой полуостров в мире) - 402 м.)

8842- (-402) =8950 м

2. Определите абсолютный минимум (t°С) зимы и абсолютный максимум лета, сосчитайте годовую амплитуду температур (- 72° С в районе Оймякон (Якутия); +53°С Иранское нагорье)

– 72 + 53= 125°

3. Определите по климатической карте самое “мокрое” место на Земле (район Черрапунджи 10854 мм/год), самое “сухое” место( г. Хаилъ - 4 мм/год Аравийский полуостров.), сосчитайте во сколько раз в районе Черрапунджи выпадает осадков больше, чем в Ивановской области.

10854:600 =18 раз

Вывод: материк сильно вытянут как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток; имеет огромные размеры

Интерактивное упражнение “стороны горизонта”.

Учащиеся выполняют ориентирование в пространстве относительно сторон горизонта, размещают географические объекты: море Лаптевых, острова Новая Земля: части света Европу, Азию; полуостров Индостан, остров Шри-Ланка, Желтое море, Японские острова, Бискайский залив, Атлантический океан, остров Сахалин, Бенгальский залив

3. Выполнение практических заданий Развитие аналитических умений

А. Расположите перечисленные горные сооружения в порядке возрастания их высот относительно уровня моря (работа с картами атласа, справочной литературой) (Парная)

  • Аконкагуа, Мак-Кинли, Килиманджаро, Винсон, Эльбрус, Косцюшко, Эверест (Джомолунгма)
  • Косцюшко 2228
  • Винсон 4897
  • Эльбрус 5642
  • Килиманджаро 5895
  • Мак-Кинли 6194
  • Аконкагуа 6960
  • Эверест (Джомолунгма) 8848

(В первый раз горный массив Винсон был обнаружен из кабины самолета. К слову, летчик, увидевший горный массив, носил фамилию Винсон. Однако горы были названы не в честь пилота, а во славу Карла Винсона - депутата штата Джорджия, выступавшего одним из сторонников финансирования научных изысканий, проводимых в Антарктиде. I-е замеры горы Винсон были несколько неточны: тогда высота массива составила 5140 м. Точные данные о высоте массива Винсон были получены в 1980 г., когда экспедиция российских альпинистов поднялась на гору и водрузила флаг СССР).

Б. Прочитайте текст, исправьте ошибки (анализ учебной информации) (Индивидуальная работа)

Евра?зия — самый маленький континент на Земле, площадь — 12 тыс. км?, что составляет 36 % площади суши. Континент расположен в Северном полушарии примерно между 9° з. д. и 169° з. д. Бо?льшая часть континентальной Евразии лежит в Западном полушарии. Наивысшей точкой является впадина Мертвого моря. Самый крупный остров Гренландия, расположен в Аравийском море, у берегов Индии. Континент омывают Тихий океан на западе и Северный Ледовитый океан на юге. В пустынях этого материка живут тигры. На берегах рек встречается саксаул, в тени которого можно приятно отдохнуть.

  1. Евразия – самый большой континент
  2. Площадь 54 млн. км?
  3. Большая часть континента лежит в Восточном полушарии
  4. Наивысшей точкой является Джомолунгма
  5. Самый крупный остров у берегов Евразии Великобритания
  6. Тихий океан омывает берега материка на востоке
  7. Северный ледовитый омывает берега материка на севере
  8. Тигры в пустынях не живут
  9. Саксаул по берегам рек не растет
  10. Ветви саксаула не дают тени

В. “Подбери пару” Достопримечательности – страна (составьте соответствие)

Достопримечательности Страна
Тадж-Махал

Храм Василия Блаженного

Стоунхендж

Пизанская башня

Освенцим

А. Индия

Б.Россия

В. Великобритания

Г. Италия

Д. Польша

 

1 2 3 4 5
         

Г. “Ассоциативный ряд” (обобщение учебной информации) (Индивидуальная)

  1. Поморы, Грумант, Фритьоф Нансен, 1932 год, ледокол “Сибиряков”, “птичьи базары”, палтус (Северный Ледовитый океан)
  2. Рувензори, Калахари, Давид Ливингстон, зулусы, жареные кузнечики, вельвичия, Берхарт Гржимек (Африка)
  3. Крики, кролики, келпи, аборигены, скрэб, Джеймс Кук, коала (Австралия)
  4. Сельва, картофель, самбо, пампа, Александр Гумбольдт, Анхель, каучуконос гевея (Южная Америка)

Д. “Узнайте страну мира” (Индивидуальная)

Самая многонациональная страна мира; крупнейшие народы страны хиндустанцы, бенгальцы; язык межнационального общения английский; родина буддизма; средняя плотность населения 300 чел/км?; основная часть населения проживает в деревне; крупнейшие города страны – Мумбай и Калькутта. “Туманный Альбион”

Крупнейшее в мире унитарное государство; полностью обеспечивает себя собственными минеральными ресурсами; средняя плотность населения 130 чел/1 км?; в стране исповедуют религии конфуцианство и даосизм; большая часть населения проживает на приморских равнинах; столица страны не является крупнейшим городом. “Империя поднебесная”

4. Постановка домашнего задания

Творческое задание: объекты всемирного культурного наследия в Евразии

Контурная карта: природные объекты “самые, самые на материке…”: Самый большой полуостров – Аравийский; Самое большое по площади море – Средиземное; Самое мелкое море – Азовское; Самый большой залив – Бенгальский и т.д.

“Цветные моря” - Черное, Красное, Желтое, Белое и др.

5. Подведение итогов урока

  • Вывешивание стикеров на настенную карту: “Я узнал о Евразии”, “Хочу узнать о Евразии”

6. Рефлексия

7. Резервные задания

Разгадывание чайнворда “Евразия”, что обеспечивает высокий уровень закрепления знаний, закрепление повышения уровня осмысления изученного и глубины его понимания.

1. мыс . Е ......

2. полуостров ...В......

3. часть света .. Р ...

4. остров ... А ...

5. часть света . 3 ..

6. самое “сухое” место .. И ..

7. острова Я .......

ВЫВОД:

Евразия - величайший массив суши

1. Площадь Евразии составляет - 54 млн.км?;

2. Евразия занимает 1/3 всей суши;

3. Евразия (54,5) по площади равна Африке (30,3) и Сев. Америке (24,2) вместе взятым;

4. Евразия располагается в четырех полушариях (вместе с островами) ;

5. Включает две части света – Европу и Азию;

6. Включает все климатические пояса и природные зоны;

7. Самая “высокая” точка - г. Джомолунгма (8848 м.)

8. Самая “низкая” точка - Мертвое море (- 402 м.)

9. Температура от -72°С (Оймякон), до +53°С (Иранское нагорье);

10. Самое “мокрое” место на материке - Черрапунджи - 10854 мм/год,

11. Самое “сухое” место - г. Хаиль — 4 мм/год Аравийский полуостров.

Евразия — континент сильнейших контрастов. Это единственный материк, где представлены все климатические пояса: от арктического до экваториального. Свыше 1/4 территории на севере континента занимает вечная мерзлота, примерно столько же — знойные пустыни и полупустыни. В Евразии располагается полюс холода — на северо-востоке материка, на Оймяконском нагорье. Здесь воздух охлаждается до —70°С. При этом в пустынях Индии температура летом поднимается до +53°С. На территории Евразии находится и одно из самых влажных мест на земле — Черрапунджи. По территории Евразии протекает много рек, длина многих из них — около 5 тысяч километров. Это Янцзы, Обь, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Меконг. Самое крупное озеро в мире — Каспийское море — также расположено на территории материка. Здесь же расположено и самое глубокое озеро — Байкал. Оно содержит 20% пресной воды на Земле. Материковые льды — важный хранитель пресных вод.

Природные зоны Евразии более разнообразны, чем на других материках земного шара: от арктических пустынь до экваториальных лесов.

Евразия — самый населенный материк.

Приложение

Презентация.