Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия. Завоевание Америки". 10-й класс

Разделы: География, История и обществознание

Класс: 10


Интегрированный урок разработан к учебнику Загладина Н.В., Симоняна Н.А. «Всеобщая история», 10 класс. В курсе географии тема «Латинская Америка» изучается в 11 классе, поэтому в рамках данного урока идет ее предварительное изучение и актуализация ранее полученных знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • карта «Великие географические открытия»;
  • Мультимедийный проектор, компьютер;
  • Презентация (Приложение 1);
  • опорные конспекты на каждого ученика (Приложение 2);
  • атласы по географии (политическая карта мира);
  • список испанских названий культурных растений Америки (Приложение 3);
  • таблица “Современные колонии и их метрополии в 2008 г.» (Приложение 4);
  • иллюстративный материал для оформления доски.

Предварительная подготовка: несколько учащихся готовят сообщения о путешественниках и их открытиях.

Ход урока

По ходу урока учащиеся заполняют листы опорного конспекта.

Цель (слайд 2):

  • выявить причины и последствия Великих географических открытий;
  • учиться устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • анализировать историко-географическую информацию, представленную в разных системах.

Проблема (слайд 3): влияние Великих географических открытий на историческое развитие метрополий и колоний и современную жизнь населения Латинской Америки.

План (слайд 4):

  1. Направление географических открытий. Великие путешественники.
  2. Американские цивилизации доколумбовой эпохи.
  3. Создание первых колониальных империй. Итоги колониальной политики.
  4. Современная политическая карта и население Латинской Америки.

Предпосылки наступления эпохи Великих географических открытий

(15 – середина 17 веков)(слайд 5):

  • бурное развитие производительных сил в Европе
  • рост торговли со странами Востока, поиск торговых путей для новых рынков сбыта товаров
  • нехватка драгоценных металлов в связи с развитием торговли и денежного обращения
  • миссия распространения христианства (католицизма) в других странах
  • появление новых приборов и кораблей нового типа (каравеллы) для безопасного плавания
  • приобретение опыта плавания в открытом океане.

Великие географические открытия были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка.

В этот период происходит стремительное развитие металлургии, что влечет за собой развитие машиностроения. В судостроении появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния. К концу 15 в. были значительно усовершенствованы навигационные приборы (компас, астролябия), позволявшие более точно определять положение корабля в открытом море (слайды 6, 7, 8) Каравелла, благодаря системе парусов могла идти и по ветру, и против ветра. (слайд 9) Появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Развивается картография.

Традиционно европейцы знали только один путь в Индию – через Средиземное море, а затем по суше. Но Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, они господствовали на нем с 14-15 вв. Встал вопрос о поисках новых путей в Индию. Все большее распространение получает идея шарообразности Земли; с нею была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан.

Слайд 10. Рассказ о Генрихе Мореплавателе.

Слайд 11. Памятник первооткрывателям новых земель в Лиссабоне.

Рассказы учеников о путешественниках. Учащиеся заполняют таблицу в опорном конспекте.

Слайд 12. Бартоломеу Диас (Диаш)

Слайды 13, 14. Васко да Гама.

Слайды 15, 16 Христофор Колумб

Слайд 17. Америго Веспуччи

Слайды 18, 19 Фернан Магеллан.                                                                                    

Слайды 20–23 Цивилизации доколумбовой эпохи.

На территории Америки к 15 в. процветали высокоразвитые цивилизации индейцев ацтеков (на территории нынешней Мексики), майя (на полуострове Юкатан), инков (в Андах Южной Америки). Майя того времени хорошо знали математику, астрономию, строили обсерватории. Из вулканического стекла изготовляли инструменты. Древние американцы занимались торговлей, строительством храмов, пирамид. Элементы пирамид и каменных скульптур находят отражение в современной архитектуре.

Слайды 24–27. Конкистадоры. Э. Кортес, Ф. Писсаро, В. Бальбоа. Испанская,

португальская колонизация Америки.

Слайд 28. Пиратство. Ф. Дрейк. Английская, французская колонизация Америки.

Слайд 29. Первые колониальные империи в Америке.

Задание. Прочитайте текст учебника на с. 232-233, запишите в конспект итоги колониальной политики.

Слайд 30. Великие географические открытия и Север России. Поиски северо-восточного пути в Индию англичанами и голландцами проходят и в арктических широтах. В 1553 г. англичанин Ричард Ченслер пристает в порту Святого Николая у Николо- Корельского монастыря (это территория нынешнего Северодвинска, Архангельского порта в то время еще не было). Ченслер попадает ко двору Ивана Грозного. Между Россией и Англией устанавливаются торговые отношения.

В 1594-1597 г.г. голландец Виллем Баренц совершает на Север три плавания, открывает острова Шпицберген, Медвежий и др. Впервые зимует на Новой Земле. На обратном пути вскоре умер и похоронен в море, позднее названном его именем.

Слайды 31, 32. Значение Великих географических открытий зачитывает ученик.

  • открытие морского пути в Индию,
  • открытие и освоение Нового Света,
  • определены контуры практически всех материков,
  • обогащение новыми знаниями истории, этнографии, зоологии, ботаники,
  • зарождение мирового рынка,         
  • процесс развития капитализма в Европе не отделим от Великих географических открытий,
  • создание всемирной колониальной системы,
  • оказали влияние на современный мир.

Слайд 33. Современная карта Латинской Америки.

Латинская Америка – земля контрастов и переплетения культур. В Латинской Америке в настоящее время более 20 независимых государств. Проанализируем таблицу «Современные колонии и их метрополии в 2008 г.» (Приложение 4):

В каком регионе мира наибольшее количество колоний? (в Америке)

Каким метрополиям принадлежит большинство колоний? (Великобритании, Франции)

Слайд 34. Животные на гербах.

Слайд 35. Население Латинской Америки. История колонизации Латинской Америки оказала решающее влияние на национальный и религиозный состав населения. Практически повсеместно распространен католицизм. Этнический состав очень пестрый.

Смешение рас- метисизация.

На каком языке говорит большинство населения Латинской Америки?

Слайд 36. Индейцы.

Колониальные города создавались по единому плану с центральной площадью, ратушей и административными зданиями.

Сохраняется колониальный тип хозяйства: выращивание монокультур (банановые республики).

Сохраняется колониальный тип территориальной структуры хозяйства, т.к. все крупные экономические центры располагаются на побережье, откуда товары вывозятся морским транспортом.

Все крупные страны региона получили независимость еще в 19 веке, но до сих пор по уровню социально - экономического развития остаются в группе развивающихся стран.

Слайд 37. Танцевальная культура. Взаимное влияние европейской, индейской и африканской культур сказалось и в танцах. Новые танцевальные стили покорили позднее весь мир. В 19 веке были известны бразильские танцы самба, капоэйра, аргентинское танго. Капоэйра – танец с элементами акробатики. Считают, что возник он как собрание приемов борьбы чернокожих рабов, которых привозили португальцы из Африки. В 20 веке в Бразилии появляется популярная ламбада. Куба стала родиной хабанеры, румбы, ча-ча-ча.

Слайд 38. Америка – родина культурных растений. Много полезных растений привезли из Америки в Европу. Назовите изображенные на фото растения. А какие американские культурные растения имеют следующие испанские названия. (Приложение 3)

  • Tomate (помидоры, томаты)
  • Patata (картофель)
  • Maiz (кукуруза, маис)
  • Cacao (какао)
  • Pimiento (красный перец)
  • Girasol (подсолнечник)
  • Calabaza (тыква)

Заключение. Давайте вспомним, какой проблеме был посвящен наш урок.

Современная жизнь во многом определяется и объясняется историческим развитием, историческими событиями.

Слайды 39–43 Отгадайте и назовите страны Латинской Америки.

  1. Страна, занимающая пятое место в мире по площади и численности населения.
  2. Какой формы правления нет в странах Латинской Америки?
  3. В этих двух соседних государствах президентами являются женщины. На границе стран расположена самая высокая гора Южной Америки – Аконкагуа.
  4. Французский заморский департамент в Южной Америке, где расположен космодром Куру. Здесь производятся запуски беспилотных космических кораблей Европейского космического агентства.
  5. Здесь самая высокогорная столица мира. На границе страны расположено самое высокогорное озеро мира – Титикака.
  6. В этой стране есть Священная долина инков, где расположена древняя столица Куско, разрушенные крепости Мачу-Пикчу.

Ответы:

  1. Бразилия.
  2. Монархии.
  3. Чили и Аргентина.
  4. Гвиана Французская.
  5. Боливия. Столица Ла-Пас.
  6. Перу. Столица Лима.

Подведение итогов.

Домашнее задание. Параграф 27 учебника истории. Задание по географии: почему некоторые страны Латинской Америки добровольно сохраняют статус колонии?

Литература:

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история. 10 класс. Учебник. М. Русское слово. 2009.
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия географии. М. Махаон. 2009.
  3. Большой универсальный атлас мира. (авт.-сост. Д.О. Хвостова). М. ОЛМА Медиа Групп. 2009.
  4. Заяц Д.В. География танца. География. Первое сентября. № 13, 2010, с. 21- 27. № 14, 2010, с. 3–7.
  5. Рогачев С.В. Эстремадура… Эстремнее… Еще эстремнее. (Юго-запад Иберийского полуострова как подкидная доска Великих географических открытий) География. Первое сентября. № 14, 2011, с. 22 – 27. Эпоха Великих географических открытий: испанские захваты в Америке. С. 36 – 57.
  6. Долгорукова С.В. Латинская Америка. (в кн. «Уроки географии с применением информационных технологий. 10-11 классы). М. Глобус. 2009.
  7. Энциклопедия для детей. Том 3. Том 13. (главн. ред. М. Аксенова). М. Аванта+. 2005.