Урок экономики по теме "Учимся защищать права потребителей"

Разделы: Экономика


Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов.

Продолжительность занятия: 2 урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы: активные методы обучения (ролевая игра, работа в группах, мозговой штурм, решение практических задач).

Цели:

  • учащиеся, как потребители, овладевают знаниями своих прав и обязанностей, умениями и навыками их грамотного поведения в различных рыночных ситуациях;
  • поймут, что защита прав граждан стала в нашей стране обычной вещью;
  • осознают необходимость изучать права потребителя, учиться ими пользоваться;
  • на уроке развиваются экономическое и логическое мышление, творческие способности воспитываются такие качества, как организованность, деловитость, самостоятельность, смелость.

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, товар, услуги, права потребителя, право на информацию.

Ожидаемые результаты после занятия:

  • формирование компетентностного подхода к своим правам (правам потребителя);
  • учащиеся смогут применить на практике полученные знания и умения.

Материалы и оборудование:

  • Плакат с названием темы урока;
  • Конституция РФ, ФЗ «О защите прав потребителей»;
  • Материалы для деления на группы;
  • Плакат с основополагающими правами потребителя;
  • Ситуативные задания (3);
  • Маркеры, фломастеры;
  • Листы бумаги А4;
  • Листы цветной бумаги А3;
  • Листы бумаги А3;
  • Скотч, клей.

Ход занятия

Первый этап

Учащиеся сидят, образуя полукруг.

1. Мозговой штурм.

Диалог между преподавателем и учениками, в ходе которого учащиеся должны ответить на вопрос учителя: "Где и когда мы встречаемся с экономикой?". Ученики приводят примеры, а учитель записывает их на листе А-3. Обратить внимание ребят на тот ответ, где будет сказано, что мы часто встречаемся с экономикой в сфере потребления (покупки или оказание услуг).

2. Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Кто такой потребитель?» и записать на листы «post-it», а потом подойти к листу А3, прикрепить и изложить свой ответ.

3. Учитель открывает лист А3, на котором написана тема урока «Учимся защищать свои права потребителей»

4. Театрализованные сценки. (Они подготовлены раньше).

  • Древний Рим. Римлянин идет в лавку за бронзовым сосудом. Дома обнаруживает, что он треснул. Владелец лавки отказывается менять товар, тогда покупатель обращается в суд. Там он произносит речь, которая убеждает судей удовлетворить иск.
  • Россия. 2010 г. Человек заказывает ремонт квартиры, подписывает договор. Но фирма не спешит делать ремонт квартиры. Владелец квартиры предъявляет претензии фирме. Фирма выплачивает неустойку.

5. Учитель коротко рассказывает об истории потребительского законодательства.

«Проходили века, человек начал понимать, что лучше есть качественную пищу, чем подвергать свою жизнь опасности (так формировалось отношение к безопасности). Но важно было знать - где покупать (появилась потребность в достоверной информации). Иногда таких мест оказывалось много, человек получал возможность выбора (право свободного выбора). А если оказывалось, что вместо телячьей ножки подсунули медвежью, человек сам решал, как защищаться. Постепенно человек созрел до того, чтобы свои права обличить в форму закона.

Наконец, в 1962 году президент США Джон Кеннеди провозгласил на заседании Конгресса США четыре основных прав потребителя. Он утверждал, что все граждане, независимо от дохода и социального положения, имеют одни и те же потребительские права. Со временем эти права были признаны во многих странах и нашли отражение в руководящих принципах по защите прав потребителей, принятых в 1985 году на Генеральной Ассамблее ООН.

В этом документе количество основополагающих прав потребителей было расширено до восьми:

(примечание: права потребителей не называть, это будет задание для учеников)

  • право на безопасность
  • право быть услышанным
  • право на информацию
  • право на выбор
  • право на удовлетворение основных потребностей
  • право на благоприятную окружающую среду
  • право на возмещение убытков
  • право на потребительское образование

Наше общество, пережившее кризисы, длительный переходный этап к рыночным отношениям, воспитанное на литературе социалистического реализма, когда защита потребителем своих прав ассоциировалась с худшими человеческими качествами: скандальностью, алчностью, мелочностью, а слово потребитель носило пренебрежительный оттенок, - сегодня может рассчитывать на защиту Закона РФ "О защите прав потребителей", принятого 7 февраля 1992 года. Сегодня он существует с изменениями и дополнениями от 02.06.1993 по 23.11.2009 г. Специалисты, тем не менее, отмечают чрезвычайно низкую правовую культуру российского потребителя, не готового защищать свои права.

Современный рынок диктует новые требования, воздвигает потребителя на вершину "управленческой пирамиды" предприятия. Сегодня потребление необходимо считать начальным этапом производства, а потребителя называть "королем" на рынке.

В ближайшее время Россия войдет в члены Всемирной торговой организации. На рынок хлынут товары и услуги, хорошие и разные.

В Статье 3 Закона РФ "О защите прав потребителей" говорится о "праве потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, которое обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав".

Информирование и просвещение потребителей в России началось с момента принятия Закона РФ "О защите прав потребителей».

Древние римляне, сочинив множество законов на все случаи жизни, убеждали, что законами надо хотеть пользоваться. «Законы пишутся для бодрствующих»!» (www.websib.ru)

Второй этап

1. Учитель делит учащихся на группы. Желательно, чтобы в группе было не более 6 человек. Деление происходит пазлами: например, 4 открытки (можно заранее нарисовать на тему урока) разрезать на количество участников занятия). Учащиеся собираются в группы (если учеников 24, то получится 6 групп).

2. Группы получают тексты Закона РФ « О защите прав потребителей».

3. К ним приложены задания: найти и записать на листах А3.

  • Группа 1. Потребитель – это…, изготовитель (исполнитель, продавец – это…; почему потребитель является слабой стороной в имущественном обороте?
  • Группа 2. Основополагающие права потребителей
  • Группа 3. Государственные и общественные организации, защищающие права потребителей
  • Группа 4. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушение прав потребителей

4. Презентация работ учащихся. Можно ее устроить в виде экскурсии по музею «Права потребителей». Учащиеся переходят от одного плаката к другому, а представители групп представляют свои работы. «Экскурсанты» задают вопросы.

Третий этап

1. Учитель предлагает ученикам вновь разделиться на группы. Способ деления может быть такой: взять 4 статьи из Закона, разрезать каждую «цитату» на 6 частей (если учеников 24), предложить объединить части в цельные предложения.

2. Первая группа – юристы – консультанты, другие – участники ролевой игры.

3. Решение ситуативных заданий, используя технику «Ролевые игры»

Учитель предлагает 3 группам задания, в которых изложены разные ситуации. Ученики представляют задания, используя метод инсценировки. «Юристы – консультанты», пока ребята в группах заняты постановкой, решают ситуативные задания.

Задания.

  • Александр приобрел в магазине компьютер стоимостью 25 тысяч рублей. Через полгода начались проблемы: плохо подключается модем, во время работы монитора идут полосы, Гарантия не закончилась, Александр обратился к продавцу магазина с требованием заменить некачественный компьютер. Продавец отказал покупателю, но посоветовал покупателю обратиться в гарантийную мастерскую. Мастерская приняла неисправный товар и в течение трех месяцев пыталась починить, но так и не смогла. Александр вынужден был опять обратиться к продавцу, но выяснилось, что работники гарантийной мастерской вскрыли пломбы и повредили «начинку». Он пошел в юридическую консультацию.

«Юристы» дают совет Александру, что он должен сделать.

  • Мария Петровна купила в магазине «Рассвет» для квартиры дочери красивые шторы. Продавец сказал. Что их длина – 3 метра каждая, подобная информация была написана на этикетке. Она пришла домой, развернула упаковку и перемерила шторы. Они в действительности оказались намного короче, чем было обещано. Покупательница вернулась в магазин. Продавец нагрубил ей, сказав, что она сама виновата, нужно было шторы в магазине измерить.

«Юристы» дают совет Марии Петровне, что она должен сделать.

  • Магазин « Музыкальный экспресс» продал гражданину Иванову пианино с обязательством доставить его на квартиру покупателя в течение этого дня. Вечером у покупателя был юбилей жены, и он собирался подарить ей музыкальный инструмент. Пианино не было доставлено в срок. На другой день гр. Иванов позвонил в магазин, ему сказали, что у них поломалась машина и пока неизвестно, когда ему привезут инструмент.

«Юристы» дают совет гр.Иванову, что он должен сделать.

4. Синквейн.

Предлагается составить синквейн на тему урока.

Правила написания синквейна:

  • в первой строке тема урока, желательно одно или два слова (обычно существительные)
  • во второй строке – описание темы в двух словах (прилагательные)
  • третья строка – описание действия тремя словами глаголы)
  • четвертая строка – фраза, показывающая свое отношение к теме
  • пятая строка – синоним одного слова, который повторяет суть темы.

Для синквейна можно предложить слова: потребитель, право, товар, информация, защита прав, права потребителя…

Подведение итогов занятия

Используется техника «Мишень». На плакате изображена «мишень», разделенная на 4 части. В каждой из части написано: атмосфера на занятии, моя работа, работа в группах, тема урока. Учащиеся подходят к «мишени», ставят на линиях точки (фломастером). Важность темы и занятия оценивается так, чем ближе к центру стоят точки, тем лучше прошло занятие и тема очень важная.