Урок математики по теме "Виды треугольников". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Представлена авторская методическая разработка урока по теме: «Виды треугольников», целью, которой является формирование знаний, умений и навыков по новой теме.

Методическими задачами урока являются формирование основных компетенций учащихся – учебной, коммуникативной, личностной, информационной. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать творческие способности, активизировать интерес к геометрии.

В ходе урока формируются следующие компетентности учащихся: интеллектуальные, коммуникативные, творческие, исследовательские, основанные на усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в сфере самостоятельной деятельности.

Практические задания уроков подобраны таким образом, чтобы соответствовать способу восприятия информации, свойственному современным школьникам – поколению, выросшему на компьютерах и мобильных телефонах. Благодаря наглядности и интерактивности урок по теме – Виды треугольников получился понятными, интересными, увлекательными и  динамичными. Презентация к уроку подготовлена в сотрудничестве с учащимися.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Возраст: 7 класс.

Продолжительность: 1 урок.

Цели урока: Формировать знания, умения и навыки по теме «Виды треугольников»

Задачи урока:

  • Формировать основные компетенции – учебная, коммуникативная, личностная, информационная.
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
  • Развивать интеллектуальные, творческие, исследовательские способности, активизировать интерес к математике.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап мотивации и целеполагания.
  3. Основной этап: формирование новых знаний, умений и навыков и их применение в практической работе.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Техническое оснащение: Интерактивная доска – SMART Board, компьютер, проектор, экран, многофункциональное устройство – сканер, принтер, копир и цифровая видеокамера.

Программное обеспечение: программа SMART Notebook для интерактивной доски SMART Board.

Материалы на печатной основе: рабочая тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточные материалы (слайды №5, №6, №8, №9).

Другие принадлежности: индивидуальные наборы ученических угольников и транспортиров, транспортир и угольники демонстрационные, для учителя.

Ход урока

Содержание слайда Этапы работы Формы и методы работы, способы контроля
1 Организационный. Этап мотивации и целеполагания.
Учитель сообщает тему урока, а учащиеся формулируют цели и задачи урока.
Работа устно.
Учитель на сл. №1 перемещает фигуры и инструменты, которые будут использованы на уроке.
В тетради записать тему урока.
2 Классификация по углам.
Учащиеся формулируют определение остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников.
Фронтальная работа с классом.
Ученик на доске перемещает слова к треугольникам.
В тетради записать виды треугольников по углам.
3 Классификация по сторонам.
Учащиеся формулируют определение разностороннего, равнобедренного, равностороннего треугольников.
Фронтальная работа с классом.
Ученик на доске перемещает слова к треугольникам.
В тетради записать виды треугольников по сторонам.
4 Формирование новых знаний.
Дается определение равнобедренного треугольника, обсуждаются его элементы и свойства, аналогично для прямоугольного треугольника.
Ученик на доске перемещает слова к элементам треугольника.
Работа с классом.
В тетради начертить равнобедренный треугольник, обозначить его, выписать основание и боковые стороны.
Затем начертить прямоугольный треугольник, обозначить его, выписать катеты и гипотенузу.
Работа в парах. Взаимопроверка.
5 Проверочная работа.
1. Выписать все равнобедренные треугольники и их элементы
2. Выписать все прямоугольные треугольники и их элементы
Два ученика работают у доски – маркером,
остальные – в раздаточном материале.
Самоконтроль.
Проверка.
6 Применение новых знаний.
Учащимся предлагается заполнить таблицу. Все ли клетки удалось заполнить? Сделать вывод.
Один ученик работает у доски, перемещая треугольники, остальные учащиеся работают в раздаточных материалах – вписывают соответствующие номера треугольников
в таблицу.
7 Конструирование.
Дано восемь треугольников – четыре треугольника с углами 20 и 70 градусов, два треугольника с углами 45 и 45 градусов, два треугольника с углами 30 и 60 градусов. Перемещая данные фигуры, составить треугольники – равносторонний; равнобедренный тупоугольный; равнобедренный прямоугольный; равнобедренный остроугольный.
Ученики, перемещая треугольники, конструирует на доске, остальные
с моделями на местах.
Самоконтроль.
Проверка.
    Динамическая пауза.
Покажите руками развернутый угол, прямой угол, тупой угол, острый угол, углы 45 и 135 градусов
 
  Модель демонстрационного транспортира Сообщение учителя.
Транспортир
– инструмент для измерения и построения углов. В переводе с латинского языка это слово означает перемещать, переносить. Нам знакомо слово «транспортир», которое мы употребляем как раз в этом смысле. Первоначально транспортир использовался как инструмент, с помощью которого можно было «переносить» угол с одного места на другое.
Фронтальная работа с классом. Ознакомить учащихся с устройством – транспортир.
(внешняя, внутренняя шкала, центр, начало отсчета, единицы измерения).

В тетради записать – транспортир – инструмент для измерения и построения углов.
8 Практическая работа.
Построены три треугольника – остроугольный, прямоугольный и тупоугольный. Для каждого треугольника измерить углы и найти их сумму. Сделать вывод.
Один ученик измеряет углы на доске электронным транспортиром, остальные в раздаточных материалах. Самоконтроль. Проверка.
9 Пиши грамотно.
В геометрические термины, используемые на уроке вписать пропущенные буквы.
Открыть «шторку» и проверить правильность написания.
Один человек работает электронным маркером у доски.
Остальные в раздаточном материале. Самоконтроль.
    Домашнее задание.
Учебник п.п. 18,30,31.
Рабочая тетрадь на печатной основе задачи №68 №121.
Работа с дневником.
10 Продолжить фразу.
Подвести итог урока.

Завершение урока.
Учитель на слайде №10 пишет маркеромСпасибо за урок!
Ученики, перемещают слова – узнал, удивился, научился, задумался, повторил, запомнил, и устно завершают фразу.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация – Виды треугольников. SMART Notebook (10 слайдов).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Атанасян Л.С. и др. Учебник Геометрия 7–9 классы – М.: Просвещение, 2011.
  2. Атанасян Л.С. и др. Рабочая тетрадь по геометрии, 7 класс – М.: Просвещение, 2011.
  3. Звавич Л.И. и др. Геометрия в таблицах, 7–11 классы – М.: Дрофа, 2005.
  4. Токарева С.В. Математика. Таблицы – тренажеры, 5–7 классы – г. Волгоград, издательство «Учитель», 2009.
  5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия – М.: Дрофа, 2002.