Химия наука творческая и все методы и идеи Научной школы А.В.Хуторского должны быть ей присущи!
Давайте рассмотрим, как и какие методы лучше использовать при переходе на новые образовательные стандарты.
В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Согласно стандарту выпускник, должен иметь следующие личностные характеристики в отношении предмета химии:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Считаю, что каждый человек с рождения хочет развиваться, просто он не всегда знает, как это делать, в силу обстоятельств или недостатка опыта.
По мнению А.В. Хуторского и его Научной школы , у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Каждому человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, согласовывать с ними свои принципы и действия, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, вуза, региона, страны и т.п.
Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт “здесь и сейчас”, т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных и технических.
Целевые установки Научной школы: проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.
Человекосообразность – ключевой термин Научной школы А.В. Хуторского, идея о неисчерпаемых возможностях человека и образовании, как средстве реализации этих возможностей.
Научные дисциплины, в рамках которых рассматривается идея человекосообразности образования, это философия, педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, методики обучения, а также другие научные и практические области, в том числе и химия как наука и учебная дисциплина.
Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы в креативной образовательной среде. Данная среда предоставляет каждому обучающемуся возможность (самостоятельного или во взаимодействии с педагогом, выступающим в роли старшего товарища, партнёра) формирования индивидуализированной образовательной траектории. Содержание образования, способы общения обучающегося со знанием в образовательной среде должны максимально подстраиваться под особенности конкретного человека, в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности, когнитивного стиля и ментального опыта каждого.
Итак, согласно ФГОС изучение предметной области “Естественные науки” должно обеспечить:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
- сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Изучение химии на базовом уровне должно обеспечить:
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты провед?нных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расч?ты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Изучение химии на профильном уровне – должно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ, с позиций экологической безопасности.
Согласно вышеизложенному, целесообразно изменить и саму методику преподавания химии.
Методика химии - это педагогическая наука, включающая содержание, методы, средства и принципы обучения предмету, а также формы организации занятий по химии и контроля за результатами усвоения материала, компетенциями и компетентностями сформировавшимися в процессе изучения химии.
Компетенция – это социальная норма к подготовке ученика для его качественной деятельности.
Компетентность – это владение компетенцией, т.е. качество ученика.
На уроках химии наиболее эффективными являются методы:
1) общенаучные: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, прогнозирование, описание, измерение, умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы, готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
2) непосредственно химические методы: химический эксперимент, анализ и синтез новых веществ.
Важнейший метод в химии - это непосредственное изучение веществ и химических явлений:
1) наблюдение (этапы):
- целеполагание;
- определение существенных признаков объекта и условий, в которых проводится наблюдение;
- фиксация полученных результатов;
- анализ.
2) эксперимент (целенаправленное и контролируемое воздействие на объект исследования в данных условиях и активная учебно-познавательная деятельность).
- Анализ (например, определение химического состава вещества).
- Синтез (например, получение новых веществ путем химических реакций).
Формами организации занятий по химии, следует выбрать: исследовательские проектные работы и работы по моделированию.
Если пропустить все эти методы и формы обучения через призму человекосообразности, как основного принципа Научной школы А.В.Хуторского, и выделить основные компетенции, которые можно развивать в предметной области химии, то получим следующий перечень:
Образовательная компетенция: знания, умения, навыки об основных объектах химии (атом, молекула, вещество, свойство).
Ключевые компетенции:
- Ценностно-смысловые - основные понятия химии, например: вещество, химическая реакция;
- Общекультурные: формирование целостной картины мира, понимание роли химии в системе наук;
- Учебно-познавательные – исследование вещества, его свойств, получение и применение веществ;
- Информационные – получение и создание информации об основных понятиях химии;
- Коммуникативные – общение с учителем, учениками, учеными в процессе познания;
- Социально-трудовые – проектирование и моделирование, и освоение основных навыков работы над проектом, экологически целесообразный образ жизни, безопасный для самого человека и других людей;
- Личного саморазвития – развития индивидуальных качеств в процессе обучения.
На своих уроках, профильных и факультативных занятиях мне удалось реализовать принцип человекосообразности, развивая компетентности обучающихся следующим образом.
Форма занятия | Методы | Компетенции |
Уроки химии | Наблюдение, эксперимент, проекты, моделирование, рефлексия | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, общекультурные, личностного самосовершенствования |
Профильные занятия | Построение ИОТ, самопознание и самореализация по отношению к себе и миру , наблюдение, эксперимент, проекты, моделирование, рефлексия | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, общекультурные, личностного самосовершенствования |
Элективные курсы | Наблюдение, эксперимент, моделирование, исследования, самопознание и самореализация по отношению к себе и миру , рефлексия | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, общекультурные, личностного самосовершенствования |
Факультативные занятия | Наблюдение, эксперимент, моделирование, исследования, проекты, самопознание и самореализация по отношению к себе и миру , рефлексия | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, общекультурные, личностного самосовершенствования |
Дистанционные эвристические олимпиады | Наблюдение, эксперимент, моделирование, исследования, проекты, самопознание и самореализация по отношению к себе и миру, рефлексия | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, общекультурные, личностного самосовершенствования |
Дистанционные предметные недели | Наблюдение, эксперимент, моделирование, исследования, проекты, самопознание и самореализация по отношению к себе и миру, рефлексия | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, общекультурные, личностного самосовершенствования |
Дистанционные конкурсы | Наблюдение, эксперимент, моделирование, исследования, проекты, самопознание и самореализация по отношению к себе и миру , рефлексия | Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, общекультурные, личностного самосовершенствования |
Таким образом, при переходе на новые образовательные стандарты в преподавании химии, целесообразно использовать основные принципы и идеи научной школы А.В.Хуторского, а именно:
- Человек – творец.
- Человек – неисчерпаем.
- Его возможности безграничны.
- Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
- Смысл образования человека – реализация его возможностей.