Одним из направлений модернизации российского образования является введение профильного обучения в старшей школе. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение – две составляющие части одного процесса – самоопределения личности в выборе дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Роль физики, как науки, в современном обществе возрастает, поэтому я считаю, что профильные классы позволяют обеспечить повышенную подготовку по физике и другим профильным предметам, обеспечить благоприятные условия для развития творческого потенциала учащихся.
В профильных классах я работала семь лет. Обучение в физико-математическом классе направлено на подготовку к поступлению на факультеты, предполагающие знания углубленного курса математики и физики.
В своей работе я использую современные образовательные технологии: блочную, проектную; информационно-коммуникационные технологии и др. Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми.
Профильные классы отличаются от существующих общеобразовательных классов учебным планом. В нем больше часов отводится на лабораторные работы, на уроки по решению задач и углубленное изучение теоретического материала.
Работать в профильном классе непросто, но интересно, так как упор идет на интеллектуальное развитие ученика и, в то же время, растет профессиональный уровень учителя.
В целях повышения качества образования, кроме традиционных уроков, все больше стала использовать такие формы, как лекция, семинар, практикум, компьютерные уроки, электронные презентации в сочетании с проектной деятельностью, что способствует формированию ключевых компетентностей.
В социально-экономическом профиле на изучении физики отводится 2 часа. На уроках в этих классах я использую информационную технологию, которая позволяет ученикам усваивать большее количество учебной информации без увеличения учебного времени.
Выделю некоторые особенности методики работы в
профильных классах. На уроках изучения нового
материала большое внимание уделяю наглядности,
демонстрационному эксперименту, развитию устной
речи учащихся. Использование современных
технических средств, создание проблемных
ситуаций позволяет заинтересовать учащихся,
способствует самостоятельной работе с учебной и
дополнительной литературой.
Обучение методике решения задач позволяет
учащимся находить правильный подход к задачам
разного уровня. Мы учимся решать задачи уровня В
и С, что обеспечивает подготовку к ЕГЭ и
вступительным экзаменам в ВУЗы.
Для ребят, стремящихся получить инженерные
специальности особенно интересны лабораторные
работы и физический практикум, на которых они
могут получить навыки работы с приборами, умения
оценивать погрешности измерений Работа
практикума сначала самостоятельно выполняется
группой учащихся, после чего они становятся
консультантами по этой работе. Ребята с большим
интересом подбирают приборы, производят
измерения, обрабатывают результаты, составляют
отчеты.
К повторительно-обобщающему уроку ребята готовят опорный конспект по изученной теме на одном стандартном листе А-4. Учащиеся с интересом относятся к этому творческому заданию. Оформлять можно на компьютере, можно от руки, главное – содержание. Дидактическая цель здесь очевидна – при составлении опорного конспекта надо еще раз пропустить через себя весь раздел, осмыслить его, систематизировать, установить логические связи, кратко и предельно ясно представить материал.
Следующий этап – зачет. На зачете ученик получает две оценки: за теорию и задачу. Перед контрольной работой проводится тест. Систематическая работа с тестами помогает учащимся готовиться к ЕГЭ.
Заключительный урок по теме – контрольный.
Такая система работы позволяет добиться глубокого усвоения знаний, умений применять их в измененных ситуациях, развивает интеллект, трудолюбие, самостоятельность мышления, целеустремленность, формирует профильную направленность. Очень важно при этом создать атмосферу сотрудничества, творчества, уважения, дать учащимся тот уровень знаний, который заставляет их идти вперед. Для создания такой атмосферы приходится много работать при подготовке к урокам, тщательно подбирать задачи разного уровня, демонстрационные опыты, видеофильмы, компьютерные программы.
Учащиеся физико-математических классов активно участвуют в проектной деятельности. Ребята работали над проектами под моим руководством (“Кинематика. Прямолинейное движение”, “Электродинамика. Короткое замыкание”, “Атомная и ядерная физика. Радиационное загрязнение окружающей среды”). Ученица 10 “Б” класса Железнова Полина в 2010-2011 учебном году участвовала в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, её работа зарегистрирована и опубликована в материалах Фестиваля (сборник тезисов и ДVД с полными версиями работ).
Профориентационная направленность реализуется во внеурочной работе.
В школе стали традиционными научно-практические конференции старшеклассников (2 слайд). Им предшествует большая предварительная подготовка. Это работа над рефератами, докладами, создание презентаций, подготовка опытов, плакатов, подборка и решение трудных задач. Ребята активно участвуют в организации и проведении конференций, приобретают опыт научной работы.
Многие годы школа сотрудничала с заводом ОАО “ТЯЖМАШ”. В нашем образовательном учреждении было организовано научное общество “Технология машиностроения”, научный руководитель, бывший конструктор завода, Васильев Юрий Алексеевич. Под его руководством ребята занимались научной работой, писали исследовательские проекты, связанные конструированием (3 слайд). Принимали участие в заводской, областной и Российской научных конференциях на секции “Конструирование и изобретательство” и стали лауреатами первой, второй ступени (4 слайд).
Необыкновенный интерес у учеников вызывает общение и выступление профессионального научного работника, кандидата педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики Пелевина Аллиса Петровна. Она организовала научное общество “Физика”, проводила занятия со старшеклассниками из профильного класса. Также активно участвовали в областной, Российской открытой конференции учащихся “Юность, наука, культура” (5 слайд). Например, Мухина Жанна, Ильин Виктор во внеурочной деятельности занимались в школьном научном обществе по физике. Участвовали в Российской открытой конференции учащихся “Юность, наука, культура” и стали лауреатом II степени. Там им дали направление для обучения в Российский химико-технологический университет им. Менделеева. Сейчас они является студентами данного университета.
9 выпускников из нашей школы учатся в филиале СамГТУ на “ТЯЖМАШ” кафедре. Развитию стойкого интереса к физике и технике способствует посещение музея завода ОАО “ТЯЖМАШ” (6 слайд). Они входят в программу физико-математических классов. После экскурсии учащиеся сдают краткий письменный отчет о том, что узнали во время экскурсии, делятся своими впечатлениями.
Важное место в системе работы с одаренными детьми занимают предметные олимпиады, Всероссийский заочный конкурс - олимпиада “Познание и творчество”, Российская заочная олимпиада “Авангард” г. Москва.
Ученица 10 “Б” класса, физико-математического профиля, Иванова Анастасия, в 2009-2010 учебном году заняла 3-е место в окружной олимпиаде по физике. Привитие интереса к предмету физики у данной ученицы осуществлялась через организацию проектной деятельности по теме: “Прямолинейное движение с постоянным ускорением”.
Жихарева Екатерина, Железнова Полина, Иванова Анастасия, Ахмедова Расима в 2010-2011 учебном году стали лауреатами Всероссийского заочного конкурса “Познание и творчество”.
Олимпиада – это и стимул к совершенствованию знаний, и средство самоутверждения.
Все выпускники физико-математических классов поступают в ведущие технические ВУЗы России (РХТУ, МЭИ, СамГУПС, СамГТУ и др.) на бюджетное обучение. Опыт работы в профильных классах убеждает в необходимости профильного образования.
Результативность.
Участие учащихся из профильного класса в олимпиадах (7 слайд).
Результаты ЕГЭ (8 слайд).
Количество выпускников, поступивших в вуз по результатам ЕГЭ (9 слайд).