Практическая работа по химии "Распознавание веществ". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель урока: сформировать у учащихся умение применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

  • Образовательная - научиться с помощью качественных реакций распознавать неорганические вещества.
  • Воспитательная - воспитывать у учащихся внимательность аккуратность при выполнении и оформлении работы, а также взаимопомощь и способность работать в группе (паре).
  • Развивающая - продолжить формирование умения анализировать происходящие процессы, делать выводы.

Методы: частично-поисковый, аналитический

Оборудование и реактивы: растворы хлорида железа(III) FeCl3, радонида аммония NH4CNS, нитрата серебра AgNO3, пронумерованные неподписанные пробирки с растворами уксусной кислоты, аммиака, сульфата меди и гидроксида калия, а так же NaOH, HCl, BaCl2,

Технологическая карта урока.

Этап урока. Время. Оборудование. Деятельность учителя. Деятельность ученика.
Организационный 3 мин - Приветствие.

Проверка присутствующих.

Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка к уроку.
Проведение опыта №1 "Подтверждение качественного состава раствора соли FeCl3". 10 мин растворы хлорида железа(III) FeCl3, радонида аммония NH4CNS, нитрата серебра AgNO3. Постановка задачи: с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе иона Fe3+ и Cl- В две пробирки наливают по 2 мл. раствора FeCl3, в одну добавляют радонид аммония (NH4CNS), в другую нитрат серебра (AgNO3).

Наблюдения и соответствующие реакции записывают в тетрадь.

Проведение опыта №2 "Распознавание веществ без реактивов". 10 мин Растворы уксусной кислоты, аммиака, сульфата меди и гидроксида калия в пронумерованных пробирках. Постановка задач: без проведения реакций распознать вещества. Последовательность действий записывают в тетрадь в колонку наблюдения.

В колонке выводы дают ответ в форме:

"№ пробирки-название вещества".

Проведение опыта №3 "Распознавание веществ с помощью реактивов". 20 мин Растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, фосфата натрия и сульфида калия. Постановка задач: распознать вещества с помощью качественных реакций. С помощью индикаторов определяют кислоту и щелочь, далее с помощью одного реактива (АgNO3) определяют соли.

Наблюдения и соответствующие реакции записывают в тетрадь. Последнюю реакцию приводят в полной и сокращенной ионной форме.

Подведение итогов. 2 мин   Собрать оборудование и тетради. Убрать рабочее место.

Сдать, оборудование и тетради.

Оформление работы.

№ и название опыта. Ход работы и наблюдения. Уравнения реакций. Выводы.
1. Подтверждение качественного состава раствора соли FeCl3. В 2 пробирки нальем FeCl3.

В одну прильём радонид аммония - раствор окрасился в кроваво-красный цвет.

В другую прильём нитрат серебра - выпадет белый осадок.

FeCl3 + 3NH4CNS = Fe(CNS)3 + 3NH4Cl

FeCl3 + 3AgNO3 = Fe(NO3)3 + 3AgCl v

1. Качественная реакция на ионы Fe3+

2. Качественная реакция на ионы Cl-

2. Распознавание веществ без реактивов. По запаху распознаем раствор аммиака и уксусной кислоты.

Раствор сульфата меди определим по голубому цвету.

Методом исключения определим раствор гидроксида калия.

  1. Уксусная кислота (СН3СООН)

2. Гидроксид калия (КОН)

3. Раствор аммиака

4. Сульфат меди (СuSO4)

3. Распознавание веществ с помощью реактивов. Во все пробирки прильем лакмус - в пробирке с кислотой он станет красным, в пробирке со щелочью - синим.

В две оставшиеся пробирки добавляем нитрат серебра: в пробирке с фосфатом натрия, выпадет желтый осадок, в пробирке с сульфидом калия - черный осадок.

NaOH = Na+ + OH-

HCl = H+ + CL-

Na3PO4 + AgNO3 = 3NaNO3 + Ag3PO4v

K2S + 2AgNO3 = 2KNO3 + Ag2S v

2K+ + S2- + 2Ag+ + 2NO3- = 2K+ + 2NO3- + Ag2Sv

S2- + 2Ag+ = Ag2Sv

1. HCl

2. Na3PO4

3. NaOH

4. K2S