Коррекционно-педагогический процесс в детском саду компенсирующего вида с детьми младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных дошкольных учреждений для особых детей. Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития [ЗПР].

Проводимое в течение последних четырех десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития детей, позволило получить ценные научные сведения о причинах возникновения, клинических формах ЗПР, психологических особенностях данной категории детей [С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина, И. А. И.Г. Бородина, Г.А. Бутко, Л.А. Данилова, Е.А., И.И. Мамайчук, Л.С. Маркова, Е.А. Екжанова, Т.А. Власова, У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, и др.]. Материалы научных исследований и результаты опытно-экспериментальной работы, обеспечили основу для введения в структуру специального образования нового типа школ [1981] и дошкольных учреждений [1990] для детей с ЗПР.

Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности. Поэтому основной целью специального [коррекционного] детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, позитивных качеств личности каждого ребенка.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы с детьми с ЗПР. При организации своей деятельности специальное дошкольное учреждение опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, разрабатывает свою «Образовательную программу» и использует имеющуюся материально-техническую базу.Долгое время специалисты-дефектологи в работе с детьми с задержкой психического развития руководствовались программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» авт. С.Г. Шевченко. В последние годы появилось много новой литературы по воспитанию и обучению детей с ЗПР. Это программно-методическое пособие под ред. Т.Г. Неретиной «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения», программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями под ред. Л.Ф. Павленко «Играя – развиваем», Концепция и программно-методический материал автора Н.Ю. Боряковой «Ступеньки развития». В 2011 году в издательстве Уфа: Мир печати выпустили учебно-методическое пособие в 2-х книгах автора Л.Ф. Фатиховой «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Старшая группа», ««Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. Подготовительная к школе группа» и др.

Большинство из перечисленной литературы предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день остается проблема программно-методического обеспечения по работе с детьми младшего возраста.

У администрации и педагогов возникает множество вопросов, касающихся содержания коррекционно-развивающего обучения, методов работы с детьми, оформления рабочей документации и т.д.

Основу системы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР составляет продуманное распределение учебного материала и решение следующих задач:

  • развивать общие движения;
  • развивать восприятие как ориентировочную деятельность, направленную на исследование свойств и качеств предметов;
  • формировать сенсорные эталоны;
  • накапливать эмоциональные образы;
  • совершенствовать наглядно-действенное и развивать наглядно-образное мышление;
  • развивать произвольную память;
  • формировать представления об окружающем, расширять понимание смысла обращенной к нему речи, овладевать фонетической, лексической, грамматической стороной речи и коммуникативной функцией речи. [Приложение]

Специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми младшего возраста, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей.

И, все-таки, в большинстве случаев практическое выявление детей с ЗПР начинается с 5 лет или даже на начальных этапах обучения в школе.

Почему это происходит?

Одна из основных причин – это некомпетентность родителей, которые не знакомы с закономерностями психического развития ребенка, а также отсутствие социальной ответственности и осведомленности у членов семьи. Именно родительская некомпетентность может послужить причиной запуска механизма дезадаптационных процессов у ребенка. Наряду с этим в некоторых случаях педиатры не всегда правильно ориентируют родителей, говоря о перспективах развития их малыша.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение, возникает необходимость координации воспитательных усилий семьи и педагогов. Единство требований и направленность воспитания на формирование основных линий развития служат основой и для стимуляции нормального хода развития, и для коррекции имеющихся у ребенка отклонений. Однако во многих случаях родители не готовы к сотрудничеству с воспитателями и специалистами и считают, что дошкольное учреждение должно решить все вопросы по воспитанию, образованию и коррекции отклонений в развитии их ребенка без их активного участия. Поэтому объяснение родителям их роли и включение их в коррекционно-педагогический процесс является важнейшей задачей специалиста-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения.

На сегодняшний день создание единой государственной системы своевременной комплексной квалифицированной помощи проблемному ребенку разными специалистами на основе раннего распознания [выявления] недостатков развития, дифференциальной диагностики, консультирования родителей, а также комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи остается важнейшей задачей для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

Использованная литература:

  1. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие Л.С. Маркова – Москва: Айрис пресс, 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития [организационный аспект]. Методическое пособие Н.Ю. Борякова М.А. Касицына – Москва: ИОИ, 2004.
  3. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР Н.Ю. Борякова – Москва: 2000.
  4. Коррекция развития интеллекта дошкольников А.Л. Сиротюк – Москва: Творческий Центр, 2002.
  5. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. Коррекционная педагогика. Учебное пособие для ВУЗОВ Р. И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В. Зорина – Москва: ВЛАДОС, 2004.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 300 с.