Мотивация учебно-исследовательской деятельности учащихся – подростков

Разделы: Общепедагогические технологии


Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего образования задает формирование познавательного интереса учебной деятельности и готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. В ФГОС второго поколения большое внимание уделяется активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а так же построению учебной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностях учащихся. Организация учебно-исследовательской деятельности (УИД) должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. УИД обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным, национально значимым и научным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта второго поколения.

Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее значимость обусловлена новым социальным заказом. В ближайшей перспективе развития России будет востребован человек - активный член общества с действенной гражданской позицией, готовый к решению возникающих в различных сферах жизни проблем и умеющий нести ответственность за свои решения. Выпускникам средних образовательных учреждений понадобятся такие качества как: познавательная активность и самостоятельность; оперативная ориентация в информационных потоках; креативность мышления и способность к осознанному выбору своих решений, суждений, поступков; коммуникативная культура и умение работать "в команде".

Весьма значимой для разрешения вопросов формирования мотивации школьников к учению выступает учебно-исследовательская деятельность (УИД), основной функцией которой должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Психологи и педагоги, изучающие проблему УИД, определяют учебно-исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [4].

Систематическое осуществление учебно-исследовательской деятельности способствует интенсивному развитию у субъектов метапредметных компетенций. Педагог, в данном случае, выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Поэтому одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, к развитию у него тех или иных умений и навыков, к получению определенных специальных знаний. Как отмечают Алексеев Н.Г, Александрова Т.К., Леонтович А.В. большая социальная значимость ярче проявляется в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает - субъективно интересна и значима для него [1], [2], [8].

Именно поэтому весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять ее актуальности для возраста учащихся. Важно, чтобы толчок к исследованию шел "изнутри" ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов.[8]

Учитель не должен вести ученика "за руку" к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит жизнь, или которые он ставит сам перед собой, совместно с учеником искать решение. В самой "формуле" сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает однозначно "правильной" истины, хотя бы потому, что она не достижима.

Высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации УИД в общую успешность деятельности школьника можно, который можно рассматривать наравне с развитием когнитивных способностей ученика. Мотивация учебно-исследовательской деятельности может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. [19]

Таким образом, при построении учебно-исследовательского процесса важно: выбрать тему исследования, на самом деле интересную для ученика и совпадающую с кругом интересов учителя; обеспечить осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; организовать ход работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; осуществлять взаимоинициирование через совместный поиск к саморазвитию, самосовершенствованию (как ученика, так и учителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой); формировать, прежде всего, личностные компетенции ученика, т.е. раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. [10]

Следовательно, максимальный учет истинных, тщательно выявленных интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим приобщение учащихся к основам УИД наиболее эффективным.

Проверку этой гипотезы мы осуществляли в государственном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 551 Кировского района Санкт-Петербурга. Педагогический эксперимент состоял из следующих этапов: констатирующий эксперимент (анкетирование учащихся и учителей); формирующий эксперимент (разработка и апробация программы "Пять шагов к УНИО" апробация программы); мониторинг результатов формирующего эксперимента.

В ходе констатирующего эксперимента нас интересовали следующие вопросы: насколько учащиеся мотивированы на учебную деятельность, какую ценность она представляет для них, и хотят ли они развивать свои интересы и потребности в приобретении знаний в сфере дополнительного образования. Для ответа на эти вопросы 263 учащимся 4-11 классов была предложена специально разработанная анкета. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что учащиеся заинтересованы в работе познавательных ученических организаций, но этот интерес поступательно падает к 11 классу. Это свидетельствует о необходимости вовлечения учащихся в работу познавательных организаций на ранних этапах обучения (в 4-5 классах), когда интерес к учебно-исследовательской деятельности еще достаточно высок.

Учебный процесс основан на сотрудничестве учителей и учащихся, и в ходе констатирующего эксперимента нашего исследования было очень важно выяснить мнения учителей-предметников по проблеме формирования мотивации у детей. Большинство учителей отмечают, что "что интерес к учению неустойчив, школьную программу знают удовлетворительно", ни один учитель не выбрал вариант ответа: "учащиеся охотно стремятся получить знания вне школьной программы". Почти половина всех опрошенных учителей для повышения познавательного интереса учащихся используют наглядность. Большинство респондентов-учителей считают, что современной школе нужны детские самодеятельные познавательные организации, указывая на то, что они способствуют развитию творческих и мыслительных способностей.

Следовательно, необходимо популяризовать, распространять, совершенствовать сам опыт, обращаться к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся не только старших классов, но и более младших по возрасту учеников.

Проведенное нами исследование в его экспериментальной части связано с разработкой и апробацией научно-педагогической программы "ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО". В процессе разработки данной программы нами были сформулированы два блока целей и задач: для педагогов и для учащихся.

Объединив цели и ценности двух блоков (взрослых и детей), создаем, как итоговый результат, программу "ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО" для младших школьников: шаг первый - человек любознательный и неравнодушный; шаг второй - человек умелый; шаг третий - человек активный и самостоятельный; шаг четвертый - человек веселый, который любит и понимает шутку, юмор, умеет сам делать радость для себя и для других; шаг пятый - человек среди друзей.

Данная программа реализуется через систему классных часов с применением кейс-технологий. В процессе реализации программы "ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО" были применены следующие методики: методика "Незаконченные предложения", методика "Составь расписание на неделю", методика "Определение уровня развития познавательных интересов по учебным предметам" и другие.

В результате реализации программы нами было проведено возможное, предположительное разделение большинства учащихся на группы (на основе содержания внутренней мотивации учения) с рекомендациями к работе в следующих секциях УНИО: гуманитарной, естественно-научной, физико-математической, а также разработаны рекомендации для учителей.

В ходе мониторинга формирующего эксперимента нас интересовали следующие вопросы: насколько изменилась мотивация учебной деятельности, динамика изменения потребности в приобретении знаний в сфере дополнительного образования посредством в различных познавательных самодеятельных организациях. В анкетировании приняли участие учащиеся 4-5-х классов, с которыми была реализована программа "ПЯТЬ ШАГОВ К УНИО". Данные полученные в ходе мониторинга результатов формирующего эксперимента подтверждают выдвинутую нами ранее гипотезу, что максимальный учет истинных, тщательно выявленных интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим приобщение учащихся к основам УИД наиболее эффективным.

Таким образом, для формирования мотивации учебно-исследовательской деятельности учащихся подросткового возраста и в целях эффективного развития детского познавательного самодеятельного творчества в рамках такой структуры, как Ученическое Научно-исследовательское Общество (УНИО) необходимо как можно более полно и глубоко изучить интересы, мотивы учения школьников, их отношение к различным учебным предметам. Начинать подобное изучение следует уже с четвертого - пятого класса, так как уже пятиклассники имеют возможность активно включиться в деятельность УНИО.

В условиях современного образовательного процесса учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из актуальных направлений его развития и совершенствования. Мотивировать данный вид деятельности, придать ему глубоко осознаваемую учащимися личностно значимую ценность - важная, но весьма непростая профессионально-педагогическая задача.

Литература

  1. Александрова Т.К. Возможность реализации профильного обучения в условиях современной гимназии (из опыта гимназии №73 "Ломоносовская гимназия" Выборгского района Санкт-Петербурга). Материалы Всероссийской научно-практической конференции "200 лет Российскому гимназическому образованию". Т 1/ Т.К. Александрова. - СПб.: Осипов, 2007
  2. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // VII юношеские чтения им. В.И, Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000
  3. Выготский Л.С. Сборник сочинений в шести томах. - М.: Педагогика, 1987
  4. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах./ Под общей ред. А.С. Обухова. Т.1: Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов "Исследователь", 2007
  5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988
  6. Концепция модернизации образования на период до 2010 года. // Директор школы. - 2002. -1
  7. Леонтьев А.Н. Эмоции. Мотивы. Личность. Избранные психологические произведения в двух томах. - М., 1983
  8. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). - М.: МГДД(Ю)Т, 2003
  9. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001
  10. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки./ Под ред. А.С. Обухова. М.: журнал "Исследовательская работа школьников", 2006
  11. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. - М.: Педагогика, 1986
  12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983
  13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990
  14. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983
  15. Маслоу Абрахам Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2001
  16. Психология подростка. Полное руководство. Под общей ред. А.А. Реане. - СПб., 2002
  17. Салмина М.С. Организация научногообщестаа учащихся образовательной школы // Завуч. - 2002. - 2
  18. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. - Мн.: Бел СЭ, 1986
  19. Ставропольская городская Малая академия наук (МАН): Освоение учащимися методов научных исследований в системе дополнительного образования. - Ставрополь: 1997
  20. Трэверс Памела Мэри Поппинс. - Мн.: Бел СЭ, 1986
  21. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962
  22. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 1979
  23. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988
  24. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971