Династия педагогов

Разделы: Общепедагогические технологии


Думать легко, действовать трудно,
а превращать мысли в действие -
самая трудная вещь на свете.
И. Гете

Исторический экскурс.

Зимним февральским вечером в семье педагогов родился третий ребенок, девочка, которой после долгих споров тетушек и дядюшек дали имя - Земфира. Это была я. С детских лет я росла в атмосфере школьной жизни: малых педсоветов, споров, дискуссий о детях, о проблемах воспитания. Мне нравилось играть в школу. Свой первый урок я дала в 8-9 лет, разложив тетради на полу (мнимые парты), надев мамины туфли, и с упоением вела уроки. Мне всегда нравилось учиться самой и играть в школу. От мамы переняла строгость, терпеливость, скрупулезность, не болтливость, любовь к языкам и природе; от папы открытость и щедрость души, умение аргументировать свои действия и любовь к математике. Любовь к детям, к своей профессии передались также по наследству от двух дядей математиков и тети географа.

Поэтому после окончания школы передо мной не стоял вопрос: "Кем быть?"

Мой дед, Махмудов Лутфулла, был очень просвещенным муллой. У него было пятеро детей, жили они в Татарии. В 1930 году ночью за ним "пришли". Его обвинили в кулачестве и, репрессировав, отправили на Соловецкие острова умирать как врага народа. Хотя он был просто очень трудолюбивым человеком, и ему надо было прокормить 5-х детей. Моей маме, Зубиде, тогда было всего 8 месяцев. Добрые люди помогли бабушке бежать вместе с детьми в Среднюю Азию.

От голода в Поволжье в те же годы уехала семья моего отца в Среднюю Азию. Так сложилось, что бабушка одна осталась с четырьмя детьми, папа среди них был старший. На начало войны ему было 16 лет. На фронт его не взяли, но поручили охранять южную границу России. Всю войну он воевал с басмачами, защищая Родину. С детства я помню, немногочисленные рассказы отца о любимом коне, которого звали "Мальчик". После войны отец два года отлично учился на физико-математическом факультете, но неожиданно для всех бросил его и успешно закончил исторический факультет.

Через два года после войны юная красавица встретилась с молодым и красивым человеком в военной форме - это были мои родители. В юности отец посвятил маме не одно стихотворение. В августе 1947 года они поженились и прожили вместе 54 года.

Вспоминая свою юность, родители редко рассказывали о превратностях судьбы.

Мама, имея склонности к языкам и прекрасно владея несколькими, начала преподать в школе немецкий, киргизский, узбекский и татарский языки. После рождения дочери, Светланы, и сына, Руслана, молодые вернулись на родину мамы, деревню Новые Шалты, Бавлинского района, где отца назначили директором школы, а мама стала преподавать биологию, затем окончила Казанский государственный педагогический институт.

В 1957 году молодого и энергичного директора школы перевели в небольшой городок Альметьевск руководить школой № 9. Мама с тремя детьми, к тому времени уже родилась я, отправилась вслед за мужем.

Мама - биолог.

Мама была прекрасным педагогом биологии оло 40 лет. Даже спустя 7 лет после ухода ее в иной мир, в городе помнят ее великолепные, завораживающие цветники, украшавшие улицы города, лучшие композиции на ежегодной выставке цветов, прекрасные оранжереи. Участвуя со своими учениками на выставке ВДНХ в Москве, получила бронзовую медаль за достижения в пропаганде и привития любви к природе и родному краю. Мама имела звание "Отличник народного просвещения".

Это была строгая, где-то даже чуть-чуть суровая, но справедливая женщина, очень требовательная к себе и окружающим, в то же время добрая и отзывчивая. Она пользовалась большим авторитетом не только среди коллег и учеников, больше всего ее обожали внуки. Они часто вспоминают кулинарные шедевры любимой бабули Зои: плов, манты, лапшу и многое другое, но коронным номером был чак -чак, воздушный, тающий во рту (сладкое блюдо к чаю). Она умела уговорить внуков съесть любое блюдо - рассказывая о витаминах, содержащихся в нем, в такой форме, что потом дети частенько загоняли нас, родителей, в тупик своими вопросами.

Мы никогда не видели ее сидящей, она всегда находилась в движении - сажала, полола, готовила, кормила, вязала, шила, спешила на работу, при этом всегда выглядела великолепно. За лето она умудрялась обновить гардероб всей семье (прекрасно шила и вязала платья, свитера, кофточки, шляпки, шапочки и шарфы), сделать заготовки на зиму, провести ремонт в квартире и съездить с семей на рыбалку на Каму. В доме всегда были гости. С друзьями, большими компаниями, мы часто выезжали на природу: звучала музыка, песни, танцы.

Мама была необыкновенная женщина, мать, бабушка, супруга - педагог.

След на земле.

Мама, милая, родная!
Тебя я часто вспоминаю.
Очень жаль, что лишь теряя,
Многое мы понимаем.
Жизнь твоя была счастливая,
Даже если не спокойная, бурливая.
Пронеслась в потоке жизни, словно в горном ручейке
И оставила потомкам след свой на земле.

Папа - историк - директор школы.

Папа всю жизнь проработал директором школы, преподавал историю и обществознание более 45 лет. Сегодня он пенсионер, но в свои 83 года полон сил, очень активен, является членом общественной палаты города, член общества ветеранов войны, почетный гражданин города Альметьевска. Сам водит автомашину, пользуется огромным авторитетом в городе, "Отличник народного просвещения".

С детства мы видели отца утром до уроков и вечером, иногда перед сном, если были проблемы в школе. Случалось, что его вызывали и ночью. Правда, обедал он всегда дома, после обеда отдыхал, и мы ему не мешали. Вечерами у нас дома проходили мини-педсоветы: обсуждались вопросы предстоящего совещания или выступления, различные школьные ситуации и пути их разрешения.

Иногда устраивались импровизированные концерты: трио - фортепиано (сестра), виолончель (брат), скрипка (я); папино соло на баяне или фортепиано. При всем притом, что он не знал и не знает до сих пор нотной грамоты, но, имея абсолютный слух, подбирает и импровизирует любую песню и прекрасно поет.

Частенько, играя в шахматы, отец нам с братом ставил шах или мат.

До сих пор я вспоминаю с теплотой случай, который продолжался целый год. В школе, где мы учились с братом, не хватало учителей русского языка и у нас стали возникать проблемы. Брату предстояло через год сдавать экзамены за восьмой класс. Тогда папа посадил нас и сказал: "Каждый день с девяти до десяти - час русского языка. Это приказ и обсуждению не подлежит". Это было "табу", которое не нарушалось целый год, несмотря на большую занятость отца (в то время строилось новое здание школы). Благодаря этой системе брат, да и я через год сдали успешно экзамены по русскому языку и литературе.

Папа всегда отличался ораторскими способностями. В дискуссиях ему не было равных. Он всегда говорил, что в спорах необходимо опираться на аргументы и факты, чтобы не быть голословным.

Это очень строгий, требовательный, но честный человек, может быть где-то немного эгоистичный и деспотичный.

Но внуки его любят и называют наш "бабакай". К сожалению, он остался один из старейшин в нашем роду.

Мои родители никогда в жизни ни о ком не сказали плохо в любой ситуации.

Белая радуга.

Все в жизни относительно порой.
И кажется, что это не со мной.
А жизнь она как яркое панно.
Все что напишешь, то тебе дано.
Напишешь доброе - получишь светлое пятно.
Напишешь злое - выйдет черным полотно.
Законам физики и наша жизнь подвластна.
Где белое - там жизнь всегда прекрасна.
И белое распалось на дугу.
Лишь добрый видит часто радугу.
А черный не разложишь на цвета.
Он может ярче краски оттенить.
Чтоб музыка играла как всегда.
Оттенки жизни надо все любить.

Дядя - математик и дядя - физик - математик.

Старший брат мамы, Талгат, проработал учителем математики более 45 лет в поселке Бавлы. Он был хорошим учителем математики, но война наложила свой отпечаток. С пехотой он дошел до Венгрии, где был ранен, имел боевые заслуги - орден "Красной звезды". Его немногословность и огромное трудолюбие всегда поражали и восхищали. Про него говорили "трудится как пчелка". Немногословность - это семейная черта по лини мамы. По-видимому, репрессия деда и гонения родных наложили серьезный отпечаток на характер каждого из детей. К сожалению, они очень мало или почти ничего не рассказывали о себе.

Второй старший брат мамы, Магдый, проработал учителем более 30 лет в средней Азии, г. Узген. Преподавал математику и физику.

Тетя - географ.

Папина младшая сестра, Елена, проработала более 35 лет учителем географии в г. Ош, Киргизия. Она всегда пользовалась большим авторитетом не только в школе, но и городе.

Сестра - музыкант - пианистка.

Старшая сестра, Светлана, почти 40 лет работала преподавателем по классу фортепиано, из них последние 13 лет руководила школой искусств - много талантливых учеников дала ее школа. Она "Заслуженный деятель культуры РФ".

Племянницы - музыкант - пианистка и математик.

Старшая племянница, Алена, талантливый музыкант, проработала десять лет педагогом по классу фортепиано. Но жизнь внесла свои коррективы.

Младшая племянница, Ксения, выпускница 1995г., закончила МГУ в 2000 году, факультет ВМК, математик-программист, аспирантка Оксфордского университет, в мае 2006 года стала доктором математических наук.

Многие двоюродные и троюродные братья и сестры, особенно по материнской линии, продолжают педагогическую деятельность.

Я - математик.

Ответ на сакраментальный вопрос "Кем быть?" - конечно, учителем. В школе всегда отдавала предпочтение математике и английскому языку, мне хотелось соединить эти два предмета вместе. Но, к сожалению, на тот момент не удалось выяснить в каком ВУЗе возможно обучение математике на английском языке. К счастью, мои мечты воплотила в жизнь, племянница.

Годы учебы в институте, практика в школах города Казани подтвердили правильность выбора профессии Педагога. Спустя 33 года после окончания Казанского государственного педагогического института, наша "205" группа, самая дружная на всем курсе, очень часто встречается.

Стена ребят, где почти все парни выпускного класса, тридцать пар изучающих, ожидающих глаз и ты, маленькая женщина, стоишь перед ними как на "Голгофе". Переборов страх, стеснение и волнение, начала говорить по заученному плану, не видя перед собой ничего, кроме очертаний и обликов сидящих передо мной ребят.

Только к концу урока, когда прозвенел звонок, а в классе стояла тишина, никто не вскакивал и не собирался уходить, стало ясно, что педагог состоялся, что я люблю этих детей, незнакомых мне мальчишек и девчонок, поддержавших меня на первом самостоятельном в жизни уроке.

Именно тогда я дала себе слово поддерживать и уважать каждого ребенка, в любой ситуации. Любить детей умных и не очень, сильных и слабых. Я согласна с народной мудростью: "Нет плохих людей, есть плохие поступки". Слабый человек всегда вызывает чувство сострадания, помощи и поддержки, а сильный - чаще всего сильный внешне, бывает очень раним в душе. Как-то я спросила своего взрослого старшего сына, спустя несколько лет, после службы в армии: "Разве тебе не было страшно там, сынок, на войне, в Чечне, когда падали бомбы и умирали рядом твои товарищи?". На что он ответил, немного помолчав, видимо заново пережив всю боль и утраты на той войне: "Мама, никогда не верь тому, кто говорит, что ему не страшно, и он ничего не боится. У любого человека есть страх, только каждый переживает и показывает его по-своему, у кого-то он на поверхности, а у другого человека внутри".

Сыновья.

Много трудностей я в жизни испытала.
Тысячи преград пришлось преодолеть.
Жизнь меня и била, и ломала.
Но мне надо было уцелеть.
Ради них прекрасных двух мальчишек,
Для меня они как два крыла.
И несли они меня над крышей жизни
И поили жизнью как из родника.
И теперь, когда в них моя юность,
Мое счастье, моя сила в них.
Жить на свете, люди, так прекрасно!
Радость, гордость, все идет от них!

Действительно, каждый человек, тем более ребенок, имеет индивидуальные особенности характера, способности к каким-либо предметам, склонности, симпатии к определенным наукам, точным или гуманитарным.

Но чаще всего ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка, внимание и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает, как в школе, так и дома.

Поэтому педагог всегда должен сохранять в себе ощущение детства: развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к его поступкам.

Учитель просто обязан верить в то, что ребенок ошибается, а не нарушает этические нормы с умыслом; что находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

"Учитель тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу" говорил Квинт Энний, древнегреческий поэт.

Каждому взрослому, тем более педагогу, нельзя думать плохо и несправедливо о детях, своих учениках. Самое важное не ломать детскую индивидуальность и душу, а направлять ее развитие. Одним словом, "надо всякому взрослому, работающему с детьми, опуститься на уровень ребенка, чтобы понять, помочь и защитить его".

Педагогика сродни медицине: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье, а главное "не навредить".

Каждый из нас может привести примеры из личной жизни, педагогической практики, или просто из истории, когда, например, "из-за полной бездарности" был исключен из школы, Эдисон; знаменитый химик Либич, в 14 лет по неспособности оставил школу, а в 21 год стал профессором. В своей педагогической практике, мне неоднократно, приходилось сталкиваться с такими детьми, требующими особого подхода. Например, мой ученик, Витя, 1988 года выпуска, был добрейшей души человек. Но учеба ему не давалась никак: он с трудом читал и писал в восьмом классе, но зато уже в 4-м классе он собрал светомузыку, которую приносил на праздники в класс. Или Татьяна, 1995 года выпуска, с трудом успевала по точным наукам, точнее сказать не успевала, однако, серьезно занимаясь музыкой, была лауреатом многих окружных конкурсов. Сейчас она прекрасный педагог по классу домры, закончила консерваторию.

На заре своей педагогической деятельности для себя я установила следующие приоритеты:

  • любить детей за то, что они дети;
  • строить общение с детьми на взаимном уважении, на уважении личности ребенка;
  • готовить не просто профессионала, а в первую очередь личность человека;
  • создавать установку на успех, всегда, при любых условиях;
  • формировать у каждого молодого человека мотивацию на приобретение знаний;
  • воспитывать стремление и умение приобретать знания;
  • научить учиться;
  • от природы все дети рождаются способными;
  • развивать творческие способности не только одаренных детей, а всех учащихся как можно с более раннего возраста.

Как нельзя, кстати, здесь подходят слова Гете: "Не достаточно еще знать, нужно еще применять, не достаточно еще желать, нужно также делать".

Одним из самых важных моментов в своей работе, я считаю что необходимо "готовить" личность, а не просто профессионала. Общение с детьми я всегда строю на уважении личности ребенка.

Другим немаловажным моментом в работе педагога является установка на успех у каждого ребенка, и не важно, будь то урок, олимпиада или внеклассное мероприятие.

Еще одна из составляющих успеха в деятельности педагога - это личный пример учителя - "таланты может воспитать, учитель, если сам талантлив". Для этого учитель всегда должен быть в поиске, пополнять багаж своих знаний. "Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трех демонов: механизм, рутинность, банальность. Он деревенеет, каменеет, опускает руки" - отмечал в своих трудах А.Дистервег.

Одно из направлений творческого подхода в работе - руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся в процессе познания. Это самая настоящая научная деятельность, организовать которую и управлять которой можно, только имея собственные навыки и опыт в этой области.

Исследовательская деятельность учащихся и учителя - это отдельная тема для разговора.

"Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий, кто понятлив.
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив!"

Приложение.