Урок русского языка "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Урок во 2-м классе, УМК «Школа 2100»

Цели:

  1. формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
  2. формируем умение понимать роль большой буквы в именах собственных;
  3. формируем умение писать предложение;
  4. формируем умение анализировать текст.

Оборудование:

  1. презентация « Происхождение фамилий»;
  2. учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Ход урока

Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Актуализация знаний Словарная работа
Прочитайте слова, запишите их в алфавитном порядке:

Ребята, человек, артист, девочка, мальчик, ученик.

– Какой темой объединены эти слова?
 Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговари вать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
II. Постановка учебной проблемы Знакомство с новым словарным словом
Учитель обращается к классу:
– Аня, встань, подойди ко мне. (Данная просьба вызывает затруднение, т.к. в классе три Ани)
– Как понять к кому из учениц обратился учитель?
– Верно, нужно назвать фамилию.
– Что означает это слово? (слайд 2)
Запишите это слово, запомните написание этого слова.
– Сохраняется ли алфавитный порядок?
– Дополните предложение:
Моя фамилия…
Фронтальная проверка данного задания.
– Что вы заметили?
– Правильно, у каждого человека своя фамилия.
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать
предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
III. Сообщение темы и целей урока – Какое правило вы использовали при записи своей фамилии?
– Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? (слайд 3)
Познавательные УУД
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД
1) формируем умение определять и формулировать тему урока.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение оформлять мысли в устной форме.
IV. Открытие нового знания Работа по словообразованию.
А кто из вас знает, что означает ваша фамилия?
– 150 – 200 лет назад у большинства людей не было фамилии. Были отчества и прозвища: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра.
Придумайте фамилии от имени Петя. (Петров, Петрушин, Петрушкин, Петухов и др.)
– Запишите эти фамилии. Как будете писать?
– Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова.

– А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека белые волосы, его могли прозвать Беляк. А фамилия получилась… (дети называют фамилию)

Презентация «Образование фамилий»
(слайды 4–6)
Познавательные УУД
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
V. Первичное закрепление Образование фамилий.
Сейчас мы с вами попробуем придумать фамилии людей (комментированная запись фамилий в тетради и на доске):
1. Если у человека были большие уши, то фамилия …
2. Если у человека была борода, то…
3. Какая будет фамилия у человека, который шьет сапоги?
4. Какая будет фамилия у человека, который работает в кузнице?
5. Если человек жил возле реки Волга, то…
ФИЗМИНУТКА (слайды 8–9)
Познавательные УУД
1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение работать в паре.
VI. Самостоятельная работа Упражнение 147 на с. 93 (слайд 10)
Учащиеся работают в группах.
– Придумайте, как могли появиться эти фамилии.

Самопроверка (слайд11)
Познавательные УУД
1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Работа со стихотворным текстом
Учитель читает отрывок стихотворения С.Михалкова «Смешная фамилия»
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,
Пупков и Перепупов!...
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный.
А некий Барсов или Львов
Умишко комариный!
Плевков фамилию сменил –
Алмазовым зовется,
Но в основном ослом он был –
Ослом и остается!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков –
Все дело в человеке!
– Итак, ребята, какой вы можете сделать?

Вывод (делают дети):
Не фамилия красит человека, а человек фамилию. Смешная фамилия не повод давать обидные клички.
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение извлекать информацию из текса.
Регулятивные УУД
1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других

Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других
VIII. Итог урока – Что интересного было на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– Как пишутся фамилии людей?


Самооценка своей деятельности на уроке
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1)формируем умение слушать и понимать речь других.
Личностные УУД
1) формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
IX. Домашнее задание Упражнение 126 на с. 58 («Дидактический материал»)