Речевые физкультминутки в начальной школе

Разделы: Коррекционная педагогика


Уже давно никто не сомневается в важности физкультминуток на уроках в школе как элемента здоровьесберегающих технологий. Этот элемент двигательной активности включается в урок минимум два раза, в зависимости от общего состояния детей. Такой перерыв в занятиях на 2 – 3 минуты необходим детям, так как позволяет снять мышечное напряжение и статическую нагрузку, которая связана с сидением, переключает на другую деятельность их неустойчивое внимание.

Огромное значение имеют физкультминутки в работе с детьми которые имеют речевую патологию. Именно такие учащиеся, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. В ходе урока им особенно необходима двигательная разрядка. Физкультминутка, переключая ребят на другой вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность. Учитель имеет дополнительную возможность использовать активную речь учащихся.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, тщательный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Такие упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп с его речью.

В своей практике я стараюсь увязывать тексты непосредственно с темой урока, с временем года. Стихотворные тексты позволяют нормализовать темп речи детей, добиться большей её плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, на совершенствовании фонетической стороны речи.

Весь речевой материал физкультминуток должен отвечать следующим требованиям.

  1. В материале должен содержаться изучаемый на уроке звук или соответствующая лексическая категория.
  2. Движения детей должны соответствовать называемым действиям.
  3. Нужно стремиться вызвать максимальную двигательную активность детей (присесть, повернуться, поднять руки, попрыгать).
  4. Стихи должны быть доступны по содержанию.
  5. Чтобы дети легко воспринимали и без труда воспроизводили текст – он должен быть коротким.

Паузу на уроке нужно делать тогда, когда педагог почувствует первые признаки утомления у учащихся (отвлекаемость, снижение интереса к предмету). Специального места для физкультминутки не требуются, достаточно чтобы дети не задевали друг друга.

Учитель проговаривает стихотворение и показывает соответствующее движение. Дети молча выполняют только движения. Во втором проговаривании участвуют дети, одновременно выполняя действия. Педагог стремится подчеркнуть ритмический рисунок фразы путём повторения соответствующих движений. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями.

Примеры практического материала для речевых физкультминуток.

Тема занятия: “Звук х

Мама удивилась: “Ах, ах!” (наклоны туловища в стороны, ладони к щекам).
Бабушка поднимается по лестнице: “Ох, ох!” (наклон вперёд, руки на поясницу, раскачивание в стороны).
Лесорубы рубят лес: “Ух, ух!” (руки в замок, ноги на ширине плеч, движения, имитирующие рубку дров).
Дети танцуют: “Эх, эх!” (притопывание ногами поочерёдно, руки в стороны).

В ходе физкультминутки дети проговаривают хором, ритмично только междометия.

***

Шёл по берегу петух (шаги с раскачиванием в сторону, руки за спину),
Поскользнулся, в речку – бух! (круговое движение руками, присесть).
Будет знать петух, что впредь (ритмичный подъём, грозить пальцем)
Надо под ноги смотреть (наклон вперёд).

Тема занятия: “Звук л

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

***

Летом дети плавали (движения, имитирующие плавание),
Бегали, гуляли (бег на месте),
Летом дети, прыгали (прыжки, руки на пояс),
А после отдыхали (руки опущены, ноги вместе).

***

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперёд, махи руками в стороны).
Лу-лу-лу (три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).
Ул-ул-ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под щеку).

Тема занятия: “Звук к

Ходит по двору индюк (руки на пояс с высоким подниманием ног),
Пролетел над полем жук (руки в стороны, махи руками в стороны поочерёдно),
По цветку ползёт паук (шаги с движениями рук вперёд и к груди),
Обломился старый сук (присесть, хлопок).

Тема занятия: “Звук т

Вот идёт чёрный кот (шаги с высоким подниманием ног),
Притаился – мышку ждёт (приседание, руки к коленям),
Мышка норку обойдёт (встать, повернуться вокруг своей оси)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).

Тема занятия: “Звук ш

Тише, мыши, тише, мыши (ритмичные приседания, погрозить пальцем),
Кот залез на нашу крышу (постепенный подъём вверх, хлопок руками над головой).

Тема занятия: “Звук с

Сам, сам, самолёт (два хлопка, руки в стороны),
Тут и там самолёт (два хлопка, руки в стороны),
Летит самолёт близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперёд),
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).

Тема занятия: “Звук ж

Жу-жу-жу (три хлопка),
На лужок хожу (шаги с высоким подниманием ног).
Жу-жу-жу (три хлопка),
На жуков гляжу (присесть, ладони поднести к глазам).
Жок-жок-жок (три хлопка),
У меня флажок (руки в замок, над головой).

Тема занятия: “Звук щ

Ща-ща-ща (три хлопка),
Коля ходит без плаща (шаги с высоким подниманием ног).
Щи-щи-щи (три хлопка),
Щиплем щавель мы на щи (присесть; движения, имитирующие сбор травы).

Тема занятия: “Звук р

Ра-ра-ра (три хлопка),
Высокая гора (руки вверх).
Ры-ры-ры (три хлопка),
Летают комары (руки в стороны, махи руками).
Ир-ир-ир (три хлопка),
Мы все за мир (руки над головой, ритмичные хлопки).

Такие физкультминутки очень эффективны при работе с детьми с общим недоразвитием речи, а так же в работе с не говорящими детьми.