Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии


Состояние здоровья детей вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено Приказом МИНОБРНАУКИ “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников” и статистическими данными – за последние 5 лет число дошкольников, имеющих первую группу здоровья, уменьшилось в 3 раза и составляет около 25% от контингента детей, поступающих в школу.

На современном этапе развития системы дошкольного и школьного образования физкультурно-оздоровительное направление становится все более значимым, как и процесс внедрения в образовательное пространство детского сада и начальной школы здоровьесберегающих технологий. ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования. Все направления работы по сохранению и укреплению здоровья детей интегрируются в здоровьесберегающие технологии и реализуются в процессе игры, как ведущего вида деятельности дошкольников.

При поступлении детей в 1-й класс игровая деятельность перестает быть ведущей, на первый план выходит учебная. Двигательная активность – одна из основных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь и обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования, способствует сохранению и укреплению здоровья. Ограничение двигательной активности в школе противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития. Ребенку трудно “переключиться” с игры на урок, сложно понять – почему ограничивают его потребность в движении? У многих первоклассников в первые месяцы “школьной жизни” наблюдается утомляемость, потеря аппетита, ухудшение общего самочувствия.

Реализация принципа преемственности в работе детского сада и школы по сохранению и укреплению здоровья детей позволяет решить эти проблемы. Свой важный вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, подвижная игра.

Игры и упражнения с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные способности, нравственные качества. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем.

Подвижная деятельность влияет не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти; воображения; восприятия; наглядно-образного и логического мышления; произвольного внимания.

Вместе с тем задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, но и к обретению детьми утраченной, но все еще крайне необходимой игровой среды.

Использование игровой двигательной активности - подвижных, оздоровительных игр и игровых упражнений, игр спортивного характера и других здоровьесберегающих технологий должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма. Благодаря комплексному подходу к организации образовательного процесса, включающего в себя интеграцию образовательной деятельности и здоровьесберегающих технологий, можно сохранить и укрепить здоровье детей. Разумное использование игровой двигательной активности должно стать инструментом снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей, повышения адаптационных резервов организма.

Цель семинара: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

Задачи:

– повышение эффективности взаимодействия педагогов детского сада и школы в организации и проведении работы по сохранению и укреплению здоровья детей;
– повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в области профилактики и коррекции в состоянии здоровья детей;
– углубление и конкретизация знаний по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
– закрепление представлений о методах оптимизации двигательной активности детей 5-8 лет;
– знакомство с играми, упражнениями оздоровительно-коррекционной, профилактической направленности.

Предварительная работа

Оформление тематической выставки “Игровая деятельность и ее роль в оздоровлении детей”. Презентация “Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении”. Составление памяток для педагогов, подготовка практического материала (таблицы), изучение воспитателями комплекса упражнений для демонстрации участникам семинара (игр, оздоровительных упражнений) с целью их дальнейшего применения на уроках в начальной школе и образовательной деятельности в ДОУ.

Участники семинара: педагоги ДОУ, учителя начальных классов.

План семинара-практикума

№ п/п

Тема занятия

Форма работы

Кол-во часов

1. Подвижная игра как технологии сохранения и укрепления здоровья дошкольников и младших школьников.

Лекция-диалог

1

2. Здоровьесберегающие технологии в профилактике и коррекции недостатков физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Лекция-диалог, тренинг

2

3. Реализация игр и упражнений оздоровительно-коррекционной направленности в процессе образовательной деятельности дошкольников и младших школьников.

Практикум

1

Занятие 1

Тема: Подвижная игра как технология сохранения и укрепления здоровья дошкольников и младших школьников.

Задачи: повышение эффективности взаимодействия педагогов детского сада и школы в организации и проведении работы по сохранению и укреплению здоровья детей; углубление и конкретизация знаний по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и школы.

Форма проведения: лекция – диалог.

План:

  1. Вступительное слово ведущего по проблеме семинара.
  2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ и начальной школе.
  3. Подвижная игра как технология сохранения и укрепления здоровья дошкольников и младших школьников (теория вопроса). Приложение 1.
  4. Диалог по теме.

Тезисы к диалогу:

– Образовательная деятельность, уроки…запрет на движения?
– Ограничение двигательной активности детей – случайность или система?
– Первые признаки переутомления дошкольников и младших школьников в процессе непосредственно образовательной деятельности (анализ таблицы 4, автор – Степанова О.А.). Приложение 2.
– Причины выраженности дефицита движения детей.
– Двигательная нагрузка, как фактор защитного действия и, одновременно, фактор риска.
– Норма двигательной активности детей 5– 8 лет.
– Проблемы снижения интереса к игре в начальной школе.

5. Ресурсы режима жизнедеятельности дошкольника и младшего школьника в обеспечении игровой двигательной активности (анализ таблицы 1, автор – Степанова О.А.). Приложение 2.

6. Подведение итога занятия. Принятие рекомендаций.

Занятие 2

Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и коррекции недостатков физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи: повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в области профилактики и коррекции в состоянии здоровья детей;

Форма проведения: лекция – диалог, тренинг

План:

1.Игра и ее роль в коррекции развития личности ребенка (теория вопроса). Приложение 3.

2. Диалог по теме.

Тезисы к диалогу:

– Причины возникновения ОРВИ у дошкольников и младших школьников, их последствия.
– Влияние смены условий режима жизнедеятельности на ребенка при поступлении его в школу.
– Нарушение осанки, плоскостопие – как их предупредить?
– Близорукость – болезнь современного общества?

3. Тренинг: комплексы игр и игровых упражнений, направленные на профилактику и коррекцию недостатков физического развития детей (практические занятия проводят воспитатели ДОУ). Приложение 3.

4. Подведение итога занятия. Принятие рекомендаций.

Занятие 3

Тема: Реализация игр и игровых упражнений коррекционно-оздоровительной направленности на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.

Задачи: формирование практических умений и навыков, знакомство с играми, упражнениями оздоровительно-коррекционной, профилактической направленности.

Форма проведения: практикум.

План:

1. Общие принципы включения оздоровительных игровых технологий в учебно-воспитательный процесс (теория).

2. Практикум “Реализация игр и игровых упражнений коррекционно-оздоровительной направленности на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками”. Приложение 4.
– Игровые упражнения на коррекцию осанки.
– Дыхательные упражнения.
– Пальчиковая гимнастика.
– Гимнастика для глаз.

3. Планирование игр оздоровительно-коррекционной направленности (анализ таблиц 2,3 автор – Степанова О.А.). Приложение 2.

4. Подведение итогов занятия. Принятие рекомендаций семинара.

Литература:

  1. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста. Краснодар, 1999.
  2. Борисенко А.Ф. Совершенствование управления двигательным режимом учащихся начальных классов. Киев, 1988.
  3. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. М.: ТЦ “Сфера”, 2008.
  4. Бочкарева О.И. Система работы по формированию здорового образа жизни. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2005.
  5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.,1986.
  6. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать. М.: “Просвещение”, 1983.
  7. Должникова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: “Школьная Пресса”, 2008.
  8. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. – М.: “Айрис-Пресс”, 2003.
  9. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. М., Владос,2000
  10. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. М., Аркти, 2002.
  11. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. М.: ТЦ “Сфера”, 2008.
  12. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей. М.,АРКТИ, 2002.
  13. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М.:ТЦ “Сфера”, 2006.
  14. Коротков И.И. Подвижные игры детей. М.: “Просвещение”, 1987.
  15. Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Воронеж, 2007.
  16. Пикулева Н. Слово на ладошке. М.; “Новая школа”, 1997-97с.
  17. Рзянкина М.Ф., Андрюшкина Е.Н. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, 2007.
  18. Сизова Н.О. Валеология. СПб.: “Паритет”, 2008.
  19. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. М.: Творческий центр, 2002.
  20. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
  21. Самаукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. М. 1992.
  22. Самаукина Н.В. Игры в школе и дома, Ярославль, 2002.
  23. Торохова Е.И. Валеология. М.: “Наука”, 2002.