Урок на тему "Физика в якутских сказках". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Самой важной задачей развития школы на современном этапе является воспитание общечеловеческой культуры, духовности.

Проблемы общества, объясняются состоянием нашей культуры, особенно в области межнационального общения. Поэтому актуальна проблема воспитания учащихся в духе толерантности к другим народам, приобщение к культуре разных народов, к культуре, искусстве своего народа, как части общей культуры человека. Одним из решений указанной проблемы является использование фольклора как средство развития творческих способностей, повышения познавательных интересов учащихся.

Учащихся 7-х классов сельской школы в соответствии с их возрастными особенностями и особенностями мышления интересуют сказки своего и разных народов, с помощью которой можно раскрыть первоначальные представление по физике. Сказки можно использовать при прохождении новой темы, при повторении, при обобщении и закреплении знаний, на уроках - соревнованиях, а также на уроках - играх.

Цели:

  • Образовательное: закрепление знаний по изученным темам.
  • Развивающее: развитие внимания и мышления, умение применять ранее изученный материал в новых, нестандартных условиях.
  • Воспитательное: воспитание нравственности и национальной гордости, формирование сознательной дисциплины при работе в группе.

Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтального опроса и работы в группах.

Оформление: выставка книг.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Наш нетрадиционный урок мне хочется начать словами:

Пусть кипит работа,
Сложны соревнованья,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!

Правила игры.

Цель нашего урока сегодня повторить полученные знания по данной теме, обобщить их, найти им применение при решении некоторых интересных задач. Для этого нужны не только ваши знания, но и ваши любознательность, наблюдательность, а главное, желание думать.

Сегодня каждый из вас не просто ученик на уроке, но и участник команды.

Класс делится на 2 - 4 команды.

I. Блиц - турнир.

Сказка "И зайца кто - то боится": что общего между зайцем и лягушкой? (Оба прыгают).

Кто прыгает выше? (Это надо доказать способом физики).

Сказка "Птичка и водяная крыса": Почему Птичка, когда приносила еду Крысе, при повороте замедляет полет? (Чтобы птичка вследствие инерции не "улетела" по касательной к траектории поворота).

Почему Крысе стало холодно зимой? (При низкой температуре, молекулы движутся медленно.)

Сказка "Старуха Таал-Таал": Старуха Таал - Таал пытается подняться, прилагая свою мускульную силу, чтобы освободиться от "плена льда". Совершается ли при этом механическая работа?

Лед и водяной пар состоят из одинаковых молекул воды. Одинакова ли скорость молекул в этих состояниях? (Молекулы водяного пара движутся гораздо быстрее, чем молекулы воды в твердом состоянии.)

Сказка "Парень - сирота": почему парень - Вихрь начал погружаться в воду? (Давление).

Где легче плавать: в пресном озере или море? (В море, там плотность морской воды больше, чем плотность обычной воды.)

В сундуке оказался серебряный гроб. Найдите в таблице плотность серебра. (900 кг/м3)

Одинаков ли состав молекул разных веществ? (Различен)

Какое движение прошел путь парень - сирота? (Неравномерное).

Сказка "Лиса и медведь": можно ли по следам определить направление движения зверей? (По следам зверей действительно можно определить направление их движения.)

Сказка "Как лягушка верхом ездила": в чем основная причина падения лягушки? (По инерции.)

Сказка "Старуха Таал-Таал": посмотрите на рисунок, где Старуха Таал - Таал поскользнулась и упала на лед, и так примерзла ко льду и ведет диалог с могущественными явлениями. В каком состоянии находится ыа5ас (якутское ведро, сшитая из бересты) относительно старухи Таал - Таал?

Старуху спасают люди. Какую помощь, основанную на физике, они могли ей оказать? (рычаг).

Что такое плечо силы?

Показать на чертеже.

Какое условие необходимо, чтобы рычаг находился в равновесии?

Какое условие необходимо, чтобы поднять старуху?

II. Решение задач.

Какую работу надо совершить, чтобы поднять из котла горностая массой 300 г? Глубина котла 20 см.

Ворона массой 400 г летит на высоте 10 м со скоростью 34 км/ч. Определите ее кинетическую и потенциальную энергии.

Определите массу тела, если на него действует сила тяжести 4,5 кН.

Какое давление оказывает вода массой 600 г на дно кастрюли, если площадь дна 100 см2?

Определите массу 5 л воды.

III. Кроссворд "Наоборот".

В сетке кроссворда стоят цифры, а по горизонтали вписаны слова.

1с у т к и
2м е д в е д ь
3п у т ь
4м е т р
5в р е м я
6ч е л о в е к

Задание: соотнесите приведенные ниже определения и слова в клетках кроссворда, поставьте них числа.

1 - 24 часа

6 - Кто спас бабушку Таал - Таал

5 - Секунда - единица измерения :

4 - Единица измерения пути

2 - Самый большой зверь на севере

3 - Сумма длин всех участков траектории, пройденный телом за рассматриваемый промежуток времени.

IV. Подведение итогов.

Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их.

Список использованной литературы.

  1. Борисова А.А. Якутские сказки - Якутск, 2002 .
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике - М.: Просвещение, 1994.
  3. Перышкин А.В. Физика 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. 6 - е изд.,стереотип. - М.:Дрофа,2003.
  4. Сборник загадок. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
  5. Слепцова М.С. Использование фольклора, художественных произведений разных народов в развитии творчества, формировании, коррекции и систематизации знаний учащихся по физике - Якутск, 1993.
  6. Хочу все знать. - Л.: Детская литература,1970.