Урок по теме "Доли. Дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плитка шоколада (24 доли), индивидуальные карточки-задания, цветные мелки, цветные карандаши, линейки, указка.

Цели урока:

  1. Сформировать понятия доли и дроби.
  2. Развивать внимание, логическое мышление, воображение, наблюдательность.
  3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Задача урока:

  1. Изучить понятия доли и обыкновенные дроби.

Ход урока

1. Повторение

– Вспомните, как называются фигуры, изображенные на доске (квадрат, круг, прямоугольник, отрезок)

– Молодцы! С этими фигурами мы с вами и будем работать на уроке.

2. Подведение к цели урока

– А для начала я хочу рассказать вам один случай:

“Бабушка принесла Ване и Пете шоколадку. Мальчики заспорили:

– Моя шоколадка, – сказал Петя.

– Нет, моя! – закричал Ваня.

– Не нужно спорить, – сказала бабушка, – надо просто разделить шоколадку на двоих поровну.

– А как это? – хором спросили мальчики.”

– А вы, ребята знаете, как делить шоколадку на двоих поровну?

– На сколько равных частей можно разделить каждую получившуюся половинку?

3. Объяснение нового материала

Людям часто приходится делить целое на равные части. Например, торт, пирог, арбуз режут на равные куски, их называют доли. (слайд 1)

Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” вы можете услышать каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

– Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

Разделили на две части – “половина”, на три – “треть”, на четыре – “четверть”, на шесть – “шестая часть”, и т.д.

Доля – это каждая из равных частей одного целого (слайд 1а)

– Давайте разделим наши фигуры на доске сначала на две равные части – доли, а вы сделайте то же самое на ваших карточках (раздать приложение 1.)

– А можно это сделать другим способом?

– Как разделить отрезок на две равные части?

– А теперь разделим фигуры на три доли, … на четыре доли, …прямоугольник на шесть долей, … окружность и прямоугольник на восемь долей, а отрезок на десять долей.

(Работа в карточках и у доски по цепочке)

– Как мы получили доли? (разделили целое на равные части).

– Прочитай еще раз определение: Доля – это каждая из равных частей одного целого.

– Сейчас мы будем выделять доли цветом. На доске – мелками, на рабочих карточках – цветными карандашами. Под каждой фигурой запишем, сколько долей закрашено из всего числа долей, на которые разделена эта фигура.

– Закрась одну долю из двух долей квадрата, и запиши под ним 1 из 2

(аналогично для всех остальных фигур) (работа в карточках и у доски по цепочке)

– На экране изображен прямоугольник, который разделен на 8 частей – на 8 долей (слайд 2), три доли выделяем цветом (слайд 2а) Сколько долей выделено цветом – 3 (слайд 2б), из скольки долей – из восьми (слад 2в)

– В математике эти числа записывают в виде дроби, вот так (слайд 2г) переход к (слайд 3)

Число, стоящее над чертой дроби называют числителем; (слайд 3а)

Число, стоящее под чертой дроби называют знаменателем;

Черта дроби означает действие деления.

Запись вида 3/8 называется обыкновенная дробь (слайд 4).

Знаменатель дроби показывает – на сколько долей разделили целое, а числитель показывает – сколько таких долей взяли.

– Вернемся к доске и к вашим карточкам. Представим наши записи в виде обыкновенных дробей (работа в карточках и у доски по цепочке)

Задание №1. Прочитайте дроби (слайд 5)

Задание №2. Прочитайте дроби. Назовите числитель и знаменатель дроби (слайд 6)

4. Закрепление нового материала

Упражнение №1. Какая часть фигуры закрашена? Запишите соответствующую дробь (слайд 7)

Упражнение №2. Начертите 3 отрезка длиной 8 см. Выделите цветным карандашом: а) ? отрезка; б) 3/4 отрезка; в) 5/8 отрезка (слайд 8)

5. Подведение итогов

– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке? (доли, дроби)

– Что называется долей? (определение доли)

– Что называется обыкновенной дробью? (запись вида….)

– Вы сегодня научились делить целое на равные части – на доли, вы научились их записывать и читать. Но у нас еще осталась недоделённая шоколадка. Я хочу каждому из вас дать по 1/24 от этой плитки за отличную работу на уроке.

6. Домашнее задание

– По рисункам на обратной стороне рабочих карточек заполнить таблицу (слайд 9 и 10)

Приложение 1

Приложение 2 (презентация)