Совершенствование детско-родительских отношений взаимодействием с семьями воспитанников

Разделы: Работа с родителями


Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ пункт 6.2 статьи 9), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299) утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта норма была введена в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека. Согласно федеральным государственным требованиям общий объем обязательной части программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно законодательным документам именно родители являются первыми педагогами своих детей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.

Анализ нашей педагогической практики выявил проблему недопонимания мамами и папами значения активного участия в жизни детского сада. Решить проблему педагогическому коллективу позволила "Модель совершенствования взаимоотношений родителей с детьми старшего дошкольного возраста", составленная на основе "Программы формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста" авторов О.В. Огнуевой и Л.В. Коломийченко. Благодаря реализации данной модели нам удалось построить более тесный контакт с родителями воспитанников.

Цель модели - формирование педагогической компетентности родителей на уровне, позволяющем совершенствовать межличностные взаимоотношения с ребенком в семье.

Задачи модели:

  • Изучить исходный уровень педагогической компетентности родителей воспитанников;
  • Подобрать разнообразные оптимальные средства работы с семьей.

В основу модели были положены следующие принципы:

  • не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
  • находиться в партнерской позиции с родителями;
  • показывать родителям свое положительное отношение к ребенку;
  • вести конструктивный диалог с родителями.

В проектировании модели нами были выделены следующие этапы:

Первый этап. Анализ исходного состояния проектируемого объекта, был направлен на выявление факторов и особенностей, влияющих на его развитие.

Наш педагогический коллектив через различные методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, опрос, наблюдение) на основе критериев (мотивационно-потребностного, когнитивного и поведенческого), выделил три уровня сформированности педагогической компетентности родителей:

Высокий уровень сформированности психолого-педагогической компетентности характеризуется высокой степенью результативности, мобильностью психолого-педагогичских знаний. Присутствием рефлексии, эмпатии. Пониманием личности ребенка, его действий и поступков. Проявлением творческой активности, способствуюещей продуктивному решению воспитательных задач;

Средний уровень сформированности психолого-педагогической компетентности характеризуется устойчивым целостным отношением к воспитательной деятельности. Успешным решением конструктивно-педагогических задач, предполагающих целеполагание и планирование воспитательных действий, прогнозирование их последствий. Ограниченной творческой активностью. Отсутствием инициативы в поиске новых форм психого-педагогического образования.

Низкий уровень сформированности психолого-педагогической компетентности характеризуется неустойчивым отношением родителей к воспитательной реальности. Отсутствием системы знаний и готовности к их использованию в необходимых жизненных ситуациях. Построением воспитательной деятельности по заранее отработанным схемам, которые становятся стабильным алгоритмом. Отсутствием новизны и творчества в решении проблемных ситуаций. Нежеланием пополнять свои психолого-педагогические знания.

Благодаря данной градации педагогам нашего учреждения удалось распределить родителей по уровням сформированности их педагогической компетентности. Результаты были следующими: на низком уровне - 5% от общего количества родителей, среднем - 67%, высоком - 28%.

Второй этап реализации модели определил направлений дальнейшей деятельности, в рамках которого были сформированы следующие цели:

Цель работы с родителями высокого уровня - совершенствование взаимоотношения в семье с детьми, предлажение распространить свой опыт семейного воспитания среди других родителей ДОУ.

Цель работы с родителями среднего уровня - предлажение родителям воспитывать у детей ответственность за свои поступки, использовать навыки саморегуляции поведения, введение более активный контроль над действиями ребенка.

Цель работы с родителями низкого уровня - формирование у них позитивных взаимоотношений, безусловного эмоционального принятия ребенка, в особенности у родителей мужского пола.

С помощью бесед и опросов на данном этапе коллективом были определены оптимальные формы сотрудничества с родителями (беседы, детско-родительские мастерские, детско-родительские гостиные, совместные выставки и экскурсии, тренинги, круглые столы).

Третий этап, конструирование, представлял собой систематизацию комплекса средств для оптимальной реализации поставленной цели. На данном этапе нашим педагогическим коллективом были выделены два блока работы:

Первый блок: взаимодействие с родителями по повышению уровня педагогической компетентности, который включал лектории ("Чувства родителей. Как с ними быть?"), родительские встречи ("Роль отца в воспитании ребенка"), открытые занятия ("Путешествие в страну гномов").

Второй блок: взаимодействие с родителями по совершенствованию характера взаимоотношений с детьми в семье. Работа в данном блоке велась по трем направлениям. Для формирования у родителей умения конструктивного общения с детьми в мероприятия данного блока включены индивидуальные экспресс-консультации по запросу родителей, использованы интерактивные формы работы, включающие интервьюирование, видеопрезентацию "Вот он какой, мой папа", выставку рисунков "Мой папа", постройку снежного городка, детско-родительские гостиные "Вместе с папой", фотовыставки "Папа трудится", конкурсы "Подарок маме". Для формирования у родителей установки на эмоционально-положительные отношения с детьми были направлены детско-родительские мастерские "Рыбки", "Волшебный город". На организацию внутрисемейного взаимодействия и досуга направлены такие формы работы, как семейные праздники "Папа, мам, я - дружная семья", "Масленица", практикумы для родителей "Как провести день рождения для ребенка", "Игры дома и на улице", а также участие семей в конкурсах городского уровня "Конкурс новогодних композиций и сувениров "Новогодние фантазии", конкурс костюмов из отходных и нетрадиционных материалов "Красота форм в природе", конкурс "Подарок ветерану".

Четвертый этап реализации модели, итоговый, дал возможность оценить полученные результаты. Конечный уровень сформированности педагогической компетентности родителей воспитанников позволило выявить повторное диагностирование родителей группы.

Таким образом, количество родителей с низким уровнем сформированности педагогической компетентности снизилось с 5% до 0%, со среднем уровнем с 67% до 62%, численный состав родителей с высоким уровнем сформированности педагогической компетентности увеличился с 28% до 38%. Улучшился и качественный показатель совершенствования межличностных отношений в семье воспитанников. Традиционные и нетрадиционные формы повышения педагогической компетентности родителей дошкольников, суть которых обогатить педагогическими знаниями человека, очень понравились родительской общественности и вызвали положительный эмоциональный отклик. Если на начало апробации модели родители не активно выступали в качестве участников предлагаемых родительских встреч и тренингов, то в процессе реализации модели выяснилось, что она вызывает у них позитивный интерес, желание активно участвовать в мероприятиях. Родители осознали полностью цель и задачи воспитательного процесса в семье, начали понимать значимость психолого-педагогических знаний, признали собственную готовность к решению проблемных ситуаций в семье, стали строить воспитательную деятельность, не основываясь на интуиции, а по заранее отработанным схемам, стали стараться найти новые решения в стандартных ситуациях. Кроме этого многих родителей заинтересовали различные способы повышения психолого-педагогических знаний: "родительские школы", вечера по обмену опытом, круглые столы по проблемам воспитания, семинары и т.д.

Реализация данной модели помогла нашему педагогическому коллективу совершенствовать взаимоотношения родителей и детей в семье. Как уже известно, педагогическая компетентность родителей является развивающимся качеством, которое совершенствуется в процессе психолого-педагогического просвещения. Повышение уровня педагогической компетентности родителей воспитанников ведет к позитивной стабилизации семьи, качественному изменению уровня межличностных отношений в семье где есть дети старшего дошкольного возраста. Педагогам нашего учреждения так же удалось сформировать интегративные качества ребенка, являющиеся планируемыми итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшие дошкольники к концу апробации модели овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Дети стали эмоционально отзывчивыми, адекватно использовали вербальные и невербальные средства общения, владели диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривались, обменивались предметами, распределяли действия при сотрудничестве). Дети стали способными изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации. К семи годам дошкольники имели первичные представления о семье, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях.

Таким образом наш педагогический коллектив, внедряя федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, продолжает партнерское сотрудничество с родителями.