Урок внеклассного чтения "Лес – не школа, а всему учит". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • Расширить знания детей о жизни и творчестве Н. И. Сладкова
  • Показать роль леса, природы в нашей жизни.
  • Прививать любовь к природе, к чтению.
  • Развивать память, речь, мышление.
  • Развивать творческие и сценические способности.

Подготовительная работа:

1. Прочитать произведения Н. И. Сладкова: «Под шапкой-невидимкой» (сборник рассказов); «Лесные шорохи»; «В лес по загадки»
2. Сформировать группы
3. Каждой группе подготовить инсценировки произведений Н. И. Сладкова

Оборудование:

1 Выставка книг Н. И. Сладкова
2. Конверты с карточками слов (Приложение 1)
3. Элементы костюмов для инсценировки
4. Презентация (Приложение 3)
5. Персональный компьютер
6. Мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Постановка учебной задачи

– Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, увидеть необыкновенное? Сегодня мы отправимся на поиски неведомого и невиданного в природе. Поможет нам в путешествии писатель-натуралист Н. И. Сладков. Итак, отправляемся.
– Как надо вести себя в лесу? (Не шуметь)
– Почему? (Чтобы не беспокоить лесных жителей)
– Потренируемся, встали и тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая головы, справа увидели бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела над озером стрекоза, глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц, а под ногами очень много следов диких зверей. Молодцы, ребята, вы готовы к открытиям.

3. Слово о творчестве писателя

«Мои книги – это плоды моих увлечений. Увлечение фотоохотой породило книги «Смелый фотоохотник», «Под шапкой невидимкой», «36 радостей». Фотоохота – это остановленное мгновение! Мгновение жизни – оно всегда прекрасно. каждая фотография – запечатлённая красота. Из пёстрого потока лесной жизни ты выхватил то, что тебя особенно восхитило, огорчило, возмутило или обрадовало. Стреляя из ружья, ты красоту губишь; «стреляя» из фоторужья – умножаешь. И ты не истребитель уже, а творец».
Н. И. Сладков
Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Посещал кружок юных натуралистов при Ленинградском зоологическом музее, где познакомился и подружился с Виталием Бианки.
В годы Великой Отечественной войны служил офицером-топографом, измерил сотни километров дорог, увидел Кавказ и Закавказье. Николай Сладков прослужил в армии до 1958 года. Имеет семь правительственных наград.
По окончанию войны каждую свободную минуту Сладков обращается к изучению природы.
"Природа волновала и влекла меня всю жизнь, – говорит он, – ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней".
Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса».
В лес пойдешь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает». Произведения Н.И. Сладкова – это книги встреч, открытий, знакомств, книги-опыты.
Писатель хотел, чтобы вы, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Через все произведения Сладкова проходят три основных мотива – мотив любви к природе, ее познания и защиты.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

4. Тайна «Пословицы»

Каждая группа получает конверты с карточками, на которых написаны слова.

Собрать пословицу и объяснить её смысл

– Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит.
– Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
– Лесная сторона – всему полю краса.

5. Тайна «Сказочные образы»

– Какие сказочные образы встречаются в познавательных произведениях Н. И. Сладкова?

  • лесовичок, «лесной колобок» – ёж,
  • «шапка-невидимка» – палатка,
  • «скатерть-самобранка» – муравьиная тропа,
  • «оборотень» – пенёк

6. Тайна «Узнай героя»

Отгадать загадку и назвать произведения, где есть этот герой

Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь)

  • «Когда свирепеют медведи?»
  • «Медведь-дармоед»
  • «Тень»
  • «Сорока и Медведь»
  • «Заяц и Медведь»
  • «Неслух»
  • «Сушёные камни»

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

  • «Весенняя баня»
  • «Без слов»
  • «Синица и Воробей»
  • «Воробей и Орёл»
  • «Яблонька и Воробей»
  • «Горячая пора»

В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)

  • «Рябчик и Ёж»
  • «Поющий ёж»
  • «Лиса и Ёж»

7. «Минутка отдыха»

8. Тайна «Домашнее задание»

Инсценирование произведений: (Приложение 2)

  • «Белка и Медведь»
  • «Сорока и Енот»
  • «Заяц и Белка»
  • «Рябчик и Ёж»
  • «Сойка и Волк»
  • «Лосёнок и Лосиха»
  • «Иволга и Кукушка»
  • «Лиса и Ёж»
  • «Заяц и Оляпка»

9. Тайна «Жизнь и творчество Н. И. Сладкова»

  • Где родился Н. И. Сладков? (В Москве)
  • В каком году он родился? (В 1920 г.)
  • Где он жил и учился? (В Ленинграде)
  • Кем он был до 1958 года? (Военнослужащим)
  • Кого из писателей он считал своим учителем? (В.В.Бианки)
  • Что осуждал в своих произведениях Николай Иванович? (Охоту)

10. Тайна «Правила Н. И. Сладкова»

– Какие основные правила запомнили?
– Первое правило, которое надо выполнять, приходя в лес «на учёбу»:
«Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись».
Каждый человек должен научиться: уважать, беречь родную природу, знать её, ничего не делать сгоряча, второпях, «не долго думая…» Это второе правило, которое не следует забывать ни в лесу, ни в школе, ни дома, ни на улице…
«Земля многоцветна, как радуга. Всё пронизано светом и цветом, всюду праздник для глаз. Снова и снова поражаешься нерукотворными творениями мастеров Природы: ветра, воды и солнца. Красота земли – наше богатство. И надо его беречь».

– Попрощаемся с лесом и выйдем из него. Встали и тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая головы, справа увидели бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела над озером стрекоза, глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц, а под ногами очень много следов диких зверей.

11. Рефлексия

– Наше путешествие закончилось.
– На какие вопросы пытались ответить?
– Получилось ли у нас это?
– Что для себя нового вынесли из этого путешествия?

12. Итог урока