Нетрадиционные формы проведения уроков. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

а) расширить знания учащихся по математике;
б) научить учащихся пользоваться дополнительной литературой;
в) выработать умение слушать своего товарища и дополнять ответ;
г) добиваться умения правильно, последовательно и рационально излагать свои мысли;
д) развивать математический кругозор ,мышление, внимание и память.

“Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она не была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира”

Н.И.Лобачевский

Основные этапы конференции

I. Сообщение цели конференции, вступительное слово учителя.
II. Защита рефератов учащимися.
III. Математическая викторина.
IV. Математическая игра.
V. Подведение итогов конференции.

План проведения конференции

I. Вступительное слово учителя.

“Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным” Б.Паскаль.

Однажды Шерлок Холмс и доктор Ватсон летели на воздушном шаре, сильный ветер унес их в неизвестном направлении. Когда ураган немного стих, они приземлились в неизвестном городе на большой площади. Мимо шел какой-то человек. “Где мы находимся, не могли бы вы сказать”, – обратился доктор Ватсон к прохожему. Тот остановился, подумал и сказал: “ Вы находитесь в гондоле воздушного шара!” В это время очередной порыв ветра подхватил воздушный шар и понес его дальше. “Черт бы побрал этих математиков”, – проворчал Шерлок Холмс. “Почему вы решили, что этот человек математик?” – спросил его доктор. “Да потому, что его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас!” – ответил Шерлок Холмс.

Сегодня, ребята, мы собрались здесь, чтобы убедиться, что математика очень нужная и полезная наука, познакомимся с историей математики, интересными фактами из жизни великих математиков.

II. Защита рефератов учащимися.

  • Рефераты из истории математики
  1. Из истории арифметики.
  2. Как появилась алгебра?
  3. Из истории арифметических действий.
  4. У истоков геометрии.
  5. Различные способы счета и нумерации.
  6. Отрицательне числа.
  7. Как люди учились считать.
  8. Единицы измерения длины.
  9. Как развивалось понятие о числе.
  10. Меры времени.
  • Рефераты о великих математиках.
  1. Евклид.
  2. Пифагор.
  3. Архимед.
  4. К.Гаусс.
  5. А.Н.Колмогоров.
  6. П.М.Чебышев.
  7. И.Эйлер.
  8. Р.Декарт.
  9. И.Ньютон.
  10. П.Ферма.
  11. Н.И.Лобачевский.
  • Рефераты о связи математики с другими науками.
  1. Омар Хайям – математик и поэт.
  2. Математика и живопись.
  3. Золотое сечение в математике.
  4. Геометрия в древних практических задачах.
  5. Счетные приборы.
  • Математика вокруг нас.
  1. Экономика в задачах.
  2. Десять способов решения квадратных уравнений.
  3. Некоторые малоизвестные факты из геометрии треугольника.
  4. Прогрессии.
  5. Четырехугольники.

III. Математическая викторина.

  • Когда учитель одного в будущем известного математика хотел, чтобы в классе хотя бы час была тишина, он задавал всем ученикам разные задачи. Одноклассники долго их решали, а у него ответ был готов через несколько секунд. Кто это? (Немецкий математик Карл Гаусс.)
  • Многие знаменитые математики мира на протяжении двадцати веков старались решить величайшую проблему: “Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через заданную точку? Кто разрешил эту проблему?” (Н.Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии).
  • Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: “Отойди, не трогай моих чертежей!” (Греческий ученый, математик и физик Архимед, создатель мощных катапульт, гигантских кранов. Это он определил приближенное значение )
  • Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. В своем городе он был лучшим адвокатом, но главным делом его жизни была математика. Он мог несколько часов не спать, решая очередную математическую задачу. Кто это? (Франсуа Виет, его называли отцом современной буквенной алгебры).
  • Кто впервые систематизировал геометрические сведения? (Евклид).
  • Кому принадлежат слова: “Математика – царица наук, арифметика– царица математики ”? (Карлу Гауссу).
  • Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: “Дайте мне точку опоры и я переверну Землю!” (Архимед).

IV. Математическая игра.

  • За одну минуту составить как можно больше математических терминов, слов, связанных с математикой в единственном числе, в именительном падеже, т.е. нарицательных существительных на букву “К”.
  • Слово “Арифметика”. Составить как можно больше слов за одну минуту.

V. Подведение итогов конференции.