Водоемы Пермского края

Разделы: Начальная школа


Данный открытый урок по окружающему миру был проведён в рамках городской мастерской по краеведению “Введение в народоведение. Родная земля” для учителей начальных классов по теме “Водоёмы Пермского края”. Этот урок может быть дан и как внеклассное мероприятие для знакомства детьми с разнообразными видами водоёмов в родном крае. Тот материал, который изложен в уроке, свидетельствует о том, что учитель и ученики побывали за 4 года в разных уголках любимого Прикамья через экскурсии, походы и много знают о водоёмах. Разные формы и виды работ на краеведческом кружке “Живая старина”, а также практические занятия (видео-записи, фотостенды, проекты, рефераты, презентации) с детьми позволили освоить и систематизировать полученные знания и полюбить край за красоту и многообразие природы. Ребята активно передают эти знания другим младшим школьникам через спектакли, народные праздники, тематические линейки. Они участвуют в городских, краевых и российских конкурсах.

Цель: формирование представления о водоемах нашего края.

Задачи.

1. Познакомить детей с разнообразными видами  водоёмов Прикамья.

2. Закрепить знания детей о науке топонимике через знакомство о происхождении названий рек Пермского края.

3. Развивать грамотную речь учащихся, умение сопоставлять прошлое с настоящим.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, к истории своего народа, учить быть достойными гражданами своей Родины.

Оборудование:

  • компьютер, медиа-проектор;
  • видео-сюжеты “Реки Пермского края”;
  • карта Пермской области;
  • репродукции картин;
  • доска, экран, подставка для книг;
  • дидактическая игра “Составь схему рождение реки” 12 шт. (1 на парте) и общая схема с карточками названий водоёмов для доски;
  • дидактическая игра “Составь схему питания” 12 шт. (1 на парте);
  • книги для чтения на выставке;
  • индивидуальный лист “Карта ответов на уроке” 24 шт. (2 на парте).

Ход  урока

I. Презентация (слайд 1).

Учитель: Сегодня на уроке говорить мы будем о главном богатстве нашего края. А о каком, вы сами скажите. Прочтите выражение писателя Аксакова С.Т. “Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы … “, что на доске. О чём оно говорит? А какие слова здесь главные? (Ответы детей)

Учитель: Красоту вод мы можем найти не только в стихах, прозе великих писателей и поэтов, но и увидеть самим. Посмотрите на репродукции картин известных художников (на доске), они тоже по-своему изобразили воду, тем самым выразили своё чувство к ней. Какие водоёмы здесь изображены?

Дети: Болото, река, пруд, озеро, море.

Учитель: Соотнесите их с названиями водоёмов (карточки прикрепляются).

II. Введение в тему. Учитель: Рассмотрите карту  Пермского   края. (Слайд 2). Что обозначено на ней оттенками синего цвета? Назовите одним словом.

Дети: водоёмы.

Учитель: (слайд 3). Мы с вами закончили тему “Природные сообщества России”. А сегодня мы поговорим об одном из них - о главном богатстве Прикамья – воде.

Тема нашего занятия звучит так: “Водоёмы Пермского края”.

Учитель: С чем мы познакомимся на уроке? Чему будем учиться? Как вы думаете? (Дети отвечают)

Учитель: Кроме нового материала, мы должны вспомнить пройденный материал, значит, вы, дети, покажите свои знания и расскажите свои сообщения по новому материалу. А чтобы оценить вашу работу, на партах лежат “карты ответов”, где вы самостоятельно будете отмечать своё участие (*) за каждый вид работы.

Учитель:  Назовите природные  водоёмы   нашего  края.

Дети: ключ, родник, ручей, река, озеро, болото, пруд, снежники, водопады, водохранилища. (Слайд 4)

Учитель:  На какие две группы можно разделить перечисленные  водоемы?

Дети:  Те, которые созданы природой, без участия человека, и те, которые создал человек. Дети: То есть естественные и искусственные  водоемы. (Слайд 5)

Учитель:   какие  водоемы  относят к естественным,   какие к искусственным?

Дети: к естественным: родник, ручей, озеро, болото, снежники, водопады.

Дети: к искусственным: пруд, водохранилище

Учитель: А на какие ещё 2 группы можно разделить водоёмы?

Дети: пресные и солёные.

Учитель: А каких водоёмов в нашем крае больше?

Дети: пресных

Учитель: Какой из этих  водоёмов  имеет быстрое течение?

Дети: ручей, горные реки, водопад, ГЭС на водохранилище.

Учитель:   Помните ли вы, как образуется река? Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о  ручейке и составьте схему реки, работая в паре. (Дидактическая игра. Приложение 1). Покажите результат работы на доске схематично. Учитель:   Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка,     ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых     речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Становятся река полноводней и шире, бегут эти большие реки к морям. Все моря соединяются в океанах. А океаны формируют один огромный мировой океан.

III. Изучение нового. Наш край - единственный на Урале регион, где вдоволь воды… Имеет около 800 озер общей площадью свыше 120 квадратных километров; почти 1000 болот, которые вместе с заболоченными лесами занимают более 25 тысяч квадратных километров площади; разнообразные виды подземных минеральных вод; снежники - 2 многолетних снежника находятся на северо-востоке области в Тулымском кряже; пещерный лед более чем в 10 карстовых пещерах; 3 водохранилища площадью свыше 3 тысяч квадратных километров; почти 500 прудов; 2 древних межбассейновых канала: Северо-Екатерининский - между Джуричем и Северной Кельтмой и Прокоп - между Чепцой в бассейне Вятки и Куличихой в бассейне Очера.

 Учитель:   А на каких водоёмах нашего края были вы? Отметьте их каплей воды на карте Пермского края. (Дети выходят к доске и каплей отмечают тот водоём, где они были)

Тем самым мы открываем Книгу “Голубые дороги Прикамья”.

1 страница. Главная река Прикамья

Учитель: Область буквально исполосана реками - их около 30 тысяч. Главное место занимает река … Кама. Где же берёт она своё начало, что вы о ней знаете? (Слайд 6)

Дети: Именно в этих краях берет начало река Кама. Исток Камы находится не в Пермском крае, а у соседей – в Удмуртии. Здесь недалеко от села Карпушата, из-под корней старых берёз бьют холодные прозрачные родники – ключи. Люди построили здесь деревянный сруб и сделали отводы, чтобы вода родников собиралась в один ручеек. Это и есть Камский ключ. Ключ этот освящен, об этом говорит рядом воздвигнутый деревянный крест и, если попить и умыться из родника, то все плохое вода унесет с собой. Так же нужно загадать желание и оно непременно исполнится.

 Учитель:   А когда вы стояли у истока, родника, ключа, что чувствовали?

Дети: Находясь рядом с родником, чувствуешь, что стоишь у какого-то великого начала, и не можешь представить себе, что этот рождающийся на глазах ручеек и есть та великая река, которая течет у нашего города.

Учитель: А что говорит древнее сказание – легенда о рождении реки Камы?

Дети: Жил-был на свете богатырь Кам. Однажды прогневалось небо на людей. Перестало посылать на Землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы. Стали погибать в лесах животные. И решил Кам спасти свой народ. Выдернул из земли он могучий кедр, размахнулся им, как палицей, вовсю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле матери Земли. Заплакала мать Земля, и наполнился ров ее чистыми слезами. Так потекла река Кама.

Учитель: Посмотрите видеозарисовку о Каме. (Слайд 7)

Кама-матушка, Кама-река, Кама-красавица, Камушка — самая большая и самая главная река Западного Урала, крупнейший приток Волги, символ Пермского края. Водосбор этой могучей реки превышает площадь любого европейского государства, за исключением Франции. Неповторимы красоты ее берегов. С древних времен население Пермских земель гордилось своей “главной рекой”, отдавало ей дань уважения, умело и бережно пользовалось ее ресурсами. И в настоящее время Кама — транспортная артерия, источник воды, энергии, рыбы и хорошего настроения. Длина Камы — 1805 километров. В Европе она занимает седьмое место по длине, уступая только Волге, Дунаю, Днепру, Дону, Печоре и Уралу.

Учитель: Кто помнит отрывки стихов о красоте нашей Камы?

Дети: читают отрывки из стихов пермских поэтов.

2 страница. По рекам и речушкам

Учитель: А какие реки являются главными притоками Камы?

Дети: реки Чусовая и Вишера, Сылва и Колва.

Учитель: какие легенды сохранились о них?

Дети: рассказывают стих- легенду о реке Чусовая. (Слайд 8). Приложение 2

Учитель: посмотрите видеозарисовку об этой реке. (Слайд 9)

Чусовая – крупнейший приток Камы. Это могучая северная красавица река. Ее длина 592 км. Чусовая является примером горной реки. Бойкая река вьётся между высокими горами. Иногда, кажется, что она течет по извилистой улице какого-нибудь средневекового города. Река постоянно делает крутые повороты.

Главную красоту берегов составляют скалы. Они имеют свои названия – “Столбы” (на одном из этих столбов можно рассмотреть сгорбленную старушку), “Кирпичный” - длинная и высокая скала, точно выложенная из кирпича.

Дети: рассказывают легенду о реке Вишера и что ещё о ней узнали нового и интересного. (Слайд 10)

Приложение 3

Учитель: посмотрите видеозарисовку о Вишере. (Слайд 11)

Вишера является левым притоком Камы в северной части края. Длина реки – 415 км. Удивительны утёсы Вишеры, по-уральски их называют камнями: Ветлан, Полюд, Говорливый, Писаный (где мы с вами уже побывали). На отвесной скале камня Писаный сохранились рисунки древних охотников. Охотники изображали различных зверей, сцены охоты. Вишерский край богат полезными ископаемыми. Всему миру известны своей чистотой вишерские алмазы.

Физкультминутка

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах! Какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Учитель: много рек и притоков в нашем крае, но интересны они и своими названиями. Назовите самый главный приток реки Чусовая?

Дети: Сылва – 493 км.

Учитель: А реки Вишера?

Дети: Колва – 450 км. (Слайд 12)

Учитель: Что обозначают эти названия?

Дети: Талая вода, рыбная река.

Учитель: Что в их названиях общего?

Дети: Частица –“ва”- “вода или река”.

Учитель: Давайте поиграем, вспомните названия рек.

Игра “Угадай реку” по древнему названию. Приложение 3

Имньва - “женская вода”, Койва - “брызжущая вода”, Лысьва – “хвойная вода”, Обва - “снежная вода”, Чаньва - “пещерная река”, Яйва - “мясная вода”, Пожва – “мутная вода”, Омва – “медвежья вода”.

3 страница. “Природные водоёмы”

Учитель: А какие водоёмы ещё есть в Пермском крае? Расскажите.

Дети: кратко рассказывают, что они узнали самостоятельно.

  1. Озёра, в том числе и подводные. (Слайд 13-14)
  2. Снежники. (Слайд 15)
  3. Водопады. (Слайд 16)
  4. Водохранилища. (Слайд 17)
  5. Болота. (Слайд 18)
  6. Пруды. (Слайд 19)

Учитель: Многие водные объекты области имеют двойные названия. (Слайд 20). Составьте из предложенных названий правильные пары. Приложение 4

4 страница. “Что дают нам водоёмы?”

Учитель: Работа в парах:

1. Составить цепь питания (дидактическая игра). Приложение 5

2. Ответы детей на вопросы по карточке (задание 1). Приложение 6

5 страница. “Охрана водоёмов”

3. Ответы детей на вопросы по карточке (задание 2, 3). Приложение 6

6 страница. “Заключительная”

(Подводим итоги)

Учитель: Большую работу мы сегодня проделали на уроке. И говорили всё про…воду. Какие же пословицы и поговорки рождались у наших предков о воде?

Дети: - Мать водица – всему царица!

- Вода – сок жизни!

- Вода с гор потекла, весну принесла.

- Вода и плотину рвёт.

- Капля воды дороже золота.

- Не зная броду, не суйся в воду.

Учитель: Что нового для себя вы сегодня на уроке узнали? Чему научились? (Дети отвечают). Проверим, что вы запомнили с урока? Заполните таблицу: “Самый, самый…”. (Слайд 21). Приложение 7

Учитель: Молодцы! Водица в нашем крае – царица! (Слайд 22) Сдайте все карты ответов. Приложение 8. Спасибо всем за участие и работу на уроке! Приложение 9

Литература

  1. Зебзеева А. Оляпка-10. Книжка для детей. Пермское книжное издательство. 2000. –96 с.
  2. Князева Н.А. Маленький Пермяк (Азбука краеведа). Учебное пособие для учащихся 2-4 классов. Пермское книжное издательство. 2000. - 80 с.
  3. Шумилов Е.Н. Тимошка Пермитин из деревни Пермяки. Научно-популярное издание. Пермское книжное издательство. –1991. –272 с.
  4. Материалы из интернет-ресурсов.