Дымковская игрушка

Разделы: МХК и ИЗО


А вот игрушки славные, занятные, забавные!
Есть прихитрые штуки позабавиться от скуки!
Дешево продам, на совесть отдам!
Полюбуйтесь, да только не торгуйтесь!
Хоть игрушка и детская забава, да Вам придется по нраву!

Цели урока:

  1. Познакомить детей, показать красоту, своеобразие, неповторимость дымковской игрушки.
  2. Активно вовлекать учащихся в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушки.
  3. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, развивая чувство прекрасного, от соприкосновения с декоративно -прикладной игрушкой.
  4. Развивать эстетический вкус и творчество детей на примере изготовления народной игрушки как подлинника, как правило, маленького шедевра.
  5. Развивать графические навыки в изображении элементов геометрического узора по народным мотивам, умение писать кистью пользуясь разными приемами. Развивать навыки пространственного расположения узора.

Оборудование:

Репродукции картин в альбоме “Русская народная игрушка”, Богуславская Н. “Русская глиняная игрушка”, рисунки.

Материалы:

Альбомный лист, гуашь, кисточка, баночка для воды, трафарет дымковской барыни.

Ход урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с одним из жанров народного творчества – Дымковской игрушкой. Мы увидим ее красоту, своеобразие, неповторимость. Узнаем, чем отличается дымковская игрушка от других глиняных игрушек. Увидим, что дымковская игрушка – это народное творчество, малая бытовая скульптура.

3. Беседа.

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Глиняная игрушка вызывает немало вопросов. Всегда ли она была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки, погремушки играли какую – то иную роль в жизни людей? Фигурки мужчин и женщин, коней и всадников, птиц и зверей повторяются из века в век, из одной местности в другую. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены во 2 тысячелетии до н. э. Это глиняные топорики, погремушки. В более поздних века веках обнаружены фигурки коньков, птиц, баранов. Игрушки вылеплены вручную из комочков глины, обожжены. На некоторых видны следы окраски и росписи. Игрушки старой Москвы вылеплены из той же красной глины, что и посуда. Многие игрушки сплошные, но есть и пустотелые, с отверстиями для свиста или с помещенными внутри камешками, как в погремушках. Вылепленные игрушки просушивали, а затем одни закаливали до темно – бурого цвета, а другие покрывали слоем белой глины с примесью извести. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень. Почему же именно эти несколько сюжетов прошли сквозь века и тысячелетия? Ответ ведет в глубины истории. В глубокой древности глиняная игрушка была не только забавой, но еще воплощала образы языческих верований. Женская фигура воплощала Мать сыру землю, Великую богиню – Природу, кони и олени – великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы – стихию воздуха, связывающие небо и землю. В этих представлениях отражалась наивная вера крестьянина в добро и зло. Со временем культовый смысл фигурок утрачивался, они становились предметом забавы, игрушкой, обретали более реальное содержание, превращаясь в барынь, нянек, кур и петушков.

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. О них немало написано. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.

Город Киров стоит на большой реке Вятке и тогда тоже именовался Вяткой. В этой Вятке очень любили свистульки. Тут даже был особый праздник, которого не было больше нигде и который так и назывался “Свистунья”. Необыкновенный был праздник. Весь город по три дня гулял. С музыкой, с качелями и каруселями, с пляской и песнями. И главное, с непрерывным заливистым свистом, который летал и перекатывался над городом три дня и три ночи. Праздник и начинался с того, что каждая семья шла на городскую площадь в специальные торговые ряды, где продавали дымковские свистульки да игрушки, да разные сладости: леденцы, маковки, пряники, пирожки, орехи.

Дымково – это городская слобода, т. е. его часть. Но только лежит она отдельно, за широкой рекой, как раз напротив центра города. На вид слобода – обыкновенная деревня – больших домов нет. Главным занятием жителей в прежние времена была рыбная ловля. А еще лепили из глины свистульки и игрушки. Глины здесь много. Но свистульками делали только небольших уточек и коней, а кони были и двуглавые и трехглавые. То есть самые, что ни на есть сказочные. И кони с всадниками. Каждому в семье покупался свой конек или своя уточка – и пошло: кто кого пересвистит, у кого свист красивей, у кого задорней получится.

Маленький мальчонка стоит, щеки надувает. Рядом тоже самое делают его сестра, мать, отец, бабушка и даже старый престарый дед. Смешно всем стало, весело! Так смешно и весело, что ноги сами приплясывать начали. Вся площадь, все улицы Вятки полны развеселых, приплясывающих, хохочущих, разнаряженных людей. Все в ликующем свисте.

В тех же рядах обязательно покупали и дымковских барынь, нянь и индючков, похожих на Жар – птицу. Носили их по улицам в руках для большего украшения праздника. А зимой этих кукол и индючков ставили в окна между стеклами. Во все окна ставили – и это была несказонная красота. Потому что в Кирове тоже очень снежно, сугробы до самых окон доходят – а в окнах – сквозь любую пургу, сквозь любую непогоду ярко светятся, улыбаются, зовут удивительные игрушки. Дымковские игрушки ведь необыкновенно нарядны.

Няня с ребенком на руках, например, может быть в ярко синем платье с пелериной и пышными оборками. По подолу оранжевые и алые круги. На голове волнистая шляпа с алыми перьями. Дите – все в кружевах. И, кроме того, на няне ярко горит золото: на шляпе, на груди, на нижних оборках, в ушах большие золотые серьги. А какая она величавая и статная! Какое округлое и румяное у нее лицо! Как приветливо и добро она улыбается! Но свистульки, куклы и индючки были в Дымкове только началом, теперь же там лепят все: даже целые сценки, в которых по 10 и 20 фигурок. Лепят избы, карусели, качели, пастухов со стадом. Все изобразят в игрушке, что есть в жизни. Но только веселое. Грустного ничего нет.

А старейшая игрушечница – Зоя Васильевна Пенкина даже вылепила Пушкинскую “Сказку о царе Салтане”, в которой восемьдесят отдельных сцен и фигурок. Их все можно двигать – составлять сказку, как тебе захочется. Рост этих фигурок чаще с детскую или женскую ладонь. Даже опытные старые мастерицы, бывает, лепят свои игрушки целыми месяцами, переделывают. Прячут их надолго в шкафы. Снова вынимают и снова лепят, лепят…

А, сделав основное, бьются над украшениями: над разными оборками, воланами, накладными цветами. А потом обжиг в печах. Потом побелка. Роспись у них только по беленому. И только красками, разведенными на яичных желтках.

Темперой называются – особо яркие и блестящие краски. А в узорах в основном круги. И, кроме того, накаждую фигурку во многих местах наклеиваются тонюсенькие медные листочки – ПОТАЛЬ. Т. е. они раззолачиваются. И становятся самыми нарядными среди всех игрушек, самыми яркими, самыми веселыми. Дымковские мастерицы немного волшебницы. Ведь тот же индюк, например, всегда был обыкновенным и не очень – то симпатичным, слишком ворчливым. А попал к ним – превратился в настоящую Жар – птицу, а кот – в гармониста. У индюка теперь огромный и необыкновенный хвост горит, как многоцветное солнышко! А какая богатая корона на голове! Какие дивные накладные цветы на крыльях! И знаете, сколько девушек мечтает стать игрушечницами? В Кирове даже есть теперь такая школа. Но многие учатся, учатся – и сил не жалеют, и времени, а все не получаются у них игрушки – не живые, не веселые выходят. Вот значит, как все сложно, как трудно. Особый талант должен быть дан человеку.

4. Закрепление материала.

А сейчас, ребята, поиграем, отдохнем.

На доске висит плакат: Дымковская игрушка. (Что я узнал на уроке)

На плакате несколько закрытых ячеек с ответами на вопросы.

  1. Название дымковской игрушки произошло от Дымковской слободы, которую так назвали из-за дымка при обжиге глины.
  2. Жанр – прикладное искусство(игрушки).
  3. Материал – глина.
  4. Узор – круги, овалы, точки, полосы, клетка.
  5. Игрушки перед росписью отбеливали мелом, разведенным на молоке.
  6. Темпера – краски на яичных желтках.
  7. Поталь – тончайшие медные листочки под золото.

Задаются вопросы. По мере ответа детей ячейки открываются.

5. Проведем небольшую самостоятельную работу: каждый из вас проведет маленькое исследование.

Словом или словосочетанием вы должны раскрыть понятие о дымковской игрушке.

На шаблоне дымковской барыни вам даны вопросы. В течение 2–3 минут вы должны ответить на них.

Вопросы:

  1. Материал.
  2. Узоры.
  3. Краски.

(Ответы детей)

6. Практическая работа.

– Ребята, отгадайте загадку.

“Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица – красавица
По улице пешком.
Что это за игрушка?” (Дымковская барыня)

А сейчас проведем практическую работу. Сегодня вы будете мастерами по росписи дымковской игрушки. Не забывайте, что каждый мастер составляет свой узор, ни у кого не срисовывает. Это очень ценно. У вас, у каждого на столе лежит вот такой (показываю) шаблон “барыни”. Посмотрите, ребята, у ваших барынь закрашены кокошник и кофточка, а юбка то осталась без узора. Я думаю, что ее тоже нужно украсить узором. Сейчас, сразу кистью, используя элементы дымковской росписи, вы распишите юбку вашей барыни. Вы тоже, как и мастер, придумайте каждый свой узор. Все элементы вы уже знаете, как их расположить – тоже знаете. Постарайтесь, составить такой узор, чтобы юбка вашей барыни казалась легкой, воздушной и чтобы она всем понравилась. Можно приступать к работе.

7. Итог урока.

– Молодцы! Вы все сегодня справились с работой. Очень красивые получились юбки у ваших барынь. Эти узоры могут помочь вам украсить работы на уроках труда.

– Давайте, исследуем некоторые работы и выясним, действительно ли они похожи на дымковские.

– Ребята, какими способами и методами мы пользовались, изучая дымковскую игрушку?

  1. Рассказ.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Практическая работа.

– Для чего мы изучали дымковскую игрушку?

  1. Чтобы узнать о красоте, неповторимости и своеобразии дымковской игрушки.
  2. Научились отличать дымковскую игрушку от других глиняных игрушек.
  3. Узнать, что дымковская игрушка – это народное искусство.
  4. Через дымковскую игрушку воспитывается любовь и уважение к народному творчеству.

Урок окончен. Досвидания!