Урок по теме "Сернистый газ. Сернистая кислота". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


ТДЦ:

Воспитывающая:

Создать условия для нравственного и эстетического воспитания учащихся к окружающей среде, умения работать в парах при самоанализе контрольных срезов, тестов.

Развивающая:

развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке;

Общеобразовательная:

организовать деятельность учащихся на усвоение:

  • знаний: химические свойства и способы получения сернистого газа и сернистой кислоты;
  • умений: записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства сернистой кислоты и её солей в ионном и окислительно-восстановительном виде.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала:

1. Строение:

SO2 (сернистый газ, оксид серы (IV)), молекулярная формула

структурная формула

 2. Физические свойства

  1. Бесцветный газ с резким запахом, ядовит.
  2. Хорошо растворим в воде (в 1 V H2O растворяется 40 V SO2 при н.у.)
  3. Тяжелее воздуха, ядовит.

3. Получение

1. В промышленности: обжиг сульфидов.

FeS2 + O2 → Fe2O3 + SO2

а) Составить электронный баланс (ОВР).

2. В лабораторных условиях: взаимодействие сульфитов с сильными кислотами:

Na2SO3 + 2HCl → 2NaCl + SO2↑ + H2O

3. При окислении металлов концентрированной серной кислотой:

Cu + H2SO4(конц) → CuSO4 + SO2↑ + H2O

 б) Составить электронный баланс (ОВР).

4. Химические свойства SO2

1. Взаимодействие с водой

При растворении в воде образуется слабая и неустойчивая сернистая кислота H2SO3 (существует только в водном растворе).

SO2 + H2O ↔ H2SO3

 2. Взаимодействие со щелочами:

Ba(OH)2 + SO2 → BaSO3↓(сульфит бария) + H2O

Ba(OH)2 + 2SO2 (избыток) → Ba(HSO3)2 (гидросульфит бария)

3. Взаимодействие с основными оксидами (образуется соль):

SO2 + CaO = CaSO3

4. Реакции окисления, SO2 – восстановитель:

SO2 + O2 → SO3 (катализатор – V2O5)

в) Составить электронный баланс (ОВР)

SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr

г) Составить электронный баланс (ОВР)

SO2 + KMnO4 + H2O → K2SO4 + MnSO4 + H2SO4

д) Составить электронный баланс (ОВР)

5. Реакции восстановления, SO2 - окислитель

SO2 + С → S + СO2 (при нагревании)

е) Составить электронный баланс (ОВР)

SO2 + H2S → S + H2O

ж) Составить электронный баланс (ОВР)

5. Химические свойства H2SO3

1. Сернистая кислота диссоциирует ступенчато:

H2SO3 ↔ H+ + HSO3- (первая ступень, образуется гидросульфит – анион)

HSO3- ↔ H+ + SO32- (вторая ступень, образуется анион сульфит)

H2SO3 образует два ряда солей:

- средние (сульфиты)

- кислые (гидросульфиты)

2. Раствор сернистой кислоты H2SO3 обладает восстановительными свойствами:

H2SO3 + I2 + H2O = H2SO4 + НI

з) Составить электронный баланс (ОВР)

III. Самоконтроль.

Осуществите превращения по схеме:

S → H2S → SO2 → Na2SO3 → BaSO3 → SO2

Уравнения реакций ионного обмена напишите в полном и кратком ионном виде.

Ответы для самопроверки выводятся на экране.

IV. Рефлексия.

Ответьте на вопросы в таблице “Вопросы к ученику” (Приложение 1).

V. Домашнее задание (дифференцированно)

Сделать задания выделенные красным шрифтом:

Уравнения а, в, е, ж – “3”

Уравнения а – е – “4”

Уравнения а – з – “5”

Приложение 1

Вопросы к ученику

Дата ___________________ Класс ______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

№ п/п Вопросы

Ответы

1 Какова была тема урока?  
2 Какая цель стояла перед тобой на уроке?  
3 Каков вывод урока?  
4 Как работали на уроке твои одноклассники?  
5 Как работал ты на уроке?  
6 Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?